1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Адаптивное обучение: с чего начать и нужно ли?

Тема в разделе 'Аббакумов Д.Ф.', создана пользователем Аббакумов Д.Ф., 7 май 2016.

  1. Аббакумов Д.Ф.

    Аббакумов Д.Ф. Модератор Команда форума

    АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: С ЧЕГО НАЧАТЬ И НУЖНО ЛИ?

    Примечание: это repost моего текста “Адаптивность: с чего начать и нужно ли”, опубликованного на Edutainme.

    Несколько лет назад эксперт по цифровым технологиям в образовании Питер Стоукс высказал предположение, что через 15-20 лет практически любой курс будет иметь адаптивные компоненты. Сбудется этот прогноз или нет, увидим, но последнее время ко мне все чаще обращаются проекты с вопросом “Мы хотим сделать наш обучающий сервис, онлайн курс или тренажер (далее - курс) адаптивным, с чего нам начать?”. Консультируя каждый такой проект, я заметил, что начало беседы практически всегда одинаково. Именно поэтому я решил написать эту памятку, обобщив в ней некоторые свои ответы.

    Итак, принимая решение о том, нужна ли вашему проекту адаптивность, задайте себе 5 вопросов:
    1. Превышает ли число студентов 1000 человек в год?
    2. Структурирован ли контент?
    3. Проводятся ли измерения?
    4. Сохраняются ли данные измерений?
    5. Осознаете ли вы, что на разработку адаптивного решения потребуется время, и это не случится очень скоро?
    Превышает ли число студентов 1000 человек в год? Это, пожалуй, главный вопрос. Нет никакого смысла вкладываться в разработку адаптивного решения, если количество студентов в рамках одного условного курса меньше тысячи человек. Причина проста - на выборке меньшего объема будет трудно построить даже простую модель и простой алгоритм - основу любого решения.

    Структурирован ли контент? Для разработки адаптивного решения важно, чтобы контент имел классификацию (или теги) как минимум по теме и типу (например, видео, чтение, упражнение для самопроверки, итоговый контроль). Чем более подробной является разметка контента - тем больше возможностей для построения адаптивности.

    Проводятся ли измерения? Вы будете удивлены, но образовательные проекты, которые не проводят диагностики, не являются редкостью. Вывод простой: нет измерений - нет адаптивности. Важно, чтобы измерения не только были включены в курс, но и чтобы они были регулярными (на входе, в течение курса и на выходе), разнообразными как по форме (тесты, кейсы, задачи, эссе), так и по содержанию (знания, понимание, применение). Помимо информации об обучении важно собирать данные о самих студентах (пол, возраст, интересы, цели, мотивация, бэкграунд).

    Сохраняются и хранятся ли данные измерений? Это важно, потому что: нет данных - нет адаптивности. Случается, что образовательный проект не собирает данные вовсе. Случается, что собирает, но хранит недолго, например, из соображений экономии. Случается, что собирает, но хранит неправильно - когда структура данных не позволяет сопоставить несколько массивов, например, с анкетными данными о студентах и результатами их тестирования. Это бывает тогда, когда идентификаторы обучающихся в первом и втором массивах данных различаются, а ключ-связка отсутствует.

    Осознаете ли вы, что на разработку адаптивного решения потребуется время, и это не случится завтра? Нужно быть готовыми к серии исследований, оптимизации контента по итогам этих исследований, к удалению и замене неработающих единиц контента. Утвердительный ответ на этот вопрос, как правило, свидетельствуют о готовности проекта к разработке адаптивного решения.

    Предположим, что вы пять раз ответили “да”. Теперь, забегая вперед, я расскажу как обычно выглядят следующие шаги.

    В первую очередь проводится психометрический анализ качества тех измерительных инструментов, что есть в курсе. Разработчику адаптивных решений важно опираться на валидные измерения - те, что действительно измеряют заявленные знания, умения и навыки. На этом этапе используются собранные данные о том, как учащиеся справлялись с заданиями курса. По итогам анализа дорабатываются (или удаляются) неработающие и разрабатываются недостающие инструменты измерений.

    Затем определяются психометрические характеристики контента - трудность, усваиваемость (через анализ попыток), просматриваемость. Параллельно проводится анализ студентов на предмет поиска значимых трудностей в изучении материала. Производится поиск связей между этими трудностями. Выявляются значимые различия в результатах обучения - как индивидуальных, так и групповых (например, когда студенты с различным бэкграундом или разные по полу по-разному справляются с материалом).

    Результаты этого этапа ложатся в основу дизайна адаптивного решения. Именно здесь появляется ответ на вопрос: что адаптировать и как адаптировать? Здесь же разрабатывается психометрическая модель и алгоритм адаптивного решения. В качестве примера, это может быть “мягкий” вариант - рекомендательное решение, в котором учащийся получает на выбор несколько единиц контента и советы по его освоению. А может быть и более “жесткий” вариант - навигационное решение, когда обучающйся не имеет выбора, а ведется алгоритмом по подобранной траектории.

    Далее проводится апробация решения на симуляциях с использованием реальных данных. Эти симуляции называются “post hoc” и их смысл заключается в использовании накопленных ранее данных для проверки работоспособности разработанного алгоритма.

    Завершается разработка внедрением решения в курс. Конечно, завершается она только условно, так как с этого момента начинается сбор новых данных, их анализ и последующая корректировка адаптивного решения. Ведь алгоритм, словно живой организм - чудит, а иногда ошибается. Оптимизация адаптивного решения - непрерывный, непростой, но, пожалуй, самый интересный этап.

    Надеюсь, эта памятка будет полезной для вас.

    Дмитрий Аббакумов - руководитель Лаборатории адаптивных образовательных технологий ВШЭ, психометрик Дирекции по онлайн обучению ВШЭ, докторант Левенского Университета (KU Leuven).
  2. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Дмитрий, спасибо за интересное и полезное сообщение.

    Самое жесткое условие - это 1000 человек в год.
    Да не в сумме, а по одному курсу. Это, наверное,
    достижимое количество только для тех преподавателей,
    которые являются авторами очень популярных дистанционных
    курсов. Было бы интересно, например, выяснить, хотя бы один
    человек на нашем форуме обучает 1000 человек в год?


    Ваш АШ
    Тукачев Ю.А. нравится это.