1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Авторские исследования по детской нейропсихологии

Тема в разделе 'Хохлов Н.А.', создана пользователем Хохлов Н.А., 24 дек 2020.

  1. Балаян С.К.

    Балаян С.К. Локомотив

    Никита, спасибо!
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я тоже так думал. Но по факту оказалось, что увеличение числа дополнительных занятий не приводит ни к повышению уровня развития, ни к его понижению. Иными словами, отсутствие дополнительных занятий - это плохо, хотя бы одно дополнительное занятие - это хорошо.
    В частных случаях, наверное, избыточность дополнительных занятий может приводить к чему-то плохому, но статистически такой закономерности не наблюдается.
    Никитина И.А. нравится это.
  3. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Состоятельна ли концепция трёх структурно-функциональных блоков мозга? // Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке: Сборник научных трудов. В двух частях. Ч. 2. 10–16 октября 2020 г., Москва, Россия / Отв. ред. В.Л. Ушаков, И.И. Русак, В.В. Климов, П.М. Балабан. – М.: НИЯУ МИФИ, 2021. – C. 381-383.

    Проверялось, можно ли свести состояние разных высших психических функций (ВПФ) к состоянию 3 структурно-функциональных блогов (СФБ) мозга. В качестве исходного материала использовались результаты нейропсихологического обследования 623 детей в возрасте от 4 до 17 лет. Показано, что наиболее оптимальная модель достигается при выделении 6 факторов. Полученные факторы лишь частично соответствуют теоретическим ожиданиям. Заметное расхождение проявляется в отношении III СФБ. В соответствии с исходной концепцией динамический праксис и регуляторные функции обеспечиваются одним блоком мозга (III СФБ), однако по факту мы видим, что динамический праксис в большей степени связан с функциями I СФБ. Вместе с тем низкий темп работы, обычно свидетельствующий о дисфункции I СФБ, оказался связан с регуляторными функциями (III СФБ).

    https://istina.msu.ru/publications/article/416132773/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48045070
    Последнее редактирование: 7 мар 2022
  4. Балаян С.К.

    Балаян С.К. Локомотив

    Иными словами, занятия -- это никак. Ни хорошо, ни плохо. А не предлагаемый логический конструкт. А я имел ввиду энергетически истощенных детей, зависимых и подчиненных. Я имел ввиду связь "кружки/энергетика". Вне связи с ростом/снижением академической успеваемости на данный или последующий момент.
  5. Балаян С.К.

    Балаян С.К. Локомотив

    Никита, спасибо. Хотел найти упомянутый текст, но, видать, что-то недопонял, не нашел.
  6. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Не совсем понял, в чём проблема. Если речь идёт про мои тексты, то в каждом сообщении с выходными данными публикации есть ссылка на карточку публикации в системе ИСТИНА и при наличии - в системе elibrary. В ИСТИНе полный текст доступен по ссылке внизу страницы (Прикрепленные файлы).
    Никитина И.А. нравится это.
  7. Балаян С.К.

    Балаян С.К. Локомотив

    Ок, спасибо, разобрался.
  8. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Влияние перинатальной гипоксии на нейрокогнитивное развитие детей и подростков // Cognitive Neuroscience – 2021: материалы междунар. форума. 2–3 декабря 2021 г., Екатеринбург / Отв. ред. Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. – С. 32-35.

    Результаты нейропсихологической диагностики сопоставлены с наличием или отсутствием перинатальной гипоксии у 587 условно здоровых детей и подростков 4–17 лет. Оценивались состояние 4 бытовых функций, 14 видов высших психических функций (ВПФ) и общий уровень нейрокогнитивного развития. У части выборки (n = 110) измерялся уровень невербального интеллекта. Обнаружено, что гипоксия влияет на энергетическое обеспечение психической деятельности, слухоречевую память, мышление, общий уровень нейрокогнитивного развития и невербальный интеллект. Негативное влияние гипоксии сохраняется в подростковом возрасте. У мальчиков гипоксия сильнее влияет на баланс нейродинамики, у девочек – на невербальный интеллект.

    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48174076
    https://istina.msu.ru/publications/article/438715306/
    Последнее редактирование: 1 апр 2022
    Никитина И.А. нравится это.
  9. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

  10. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Роль речи в развитии других психических функций у детей и подростков // Психология познания: речевая опосредованность и категоризация в современной когнитивной науке: материалы Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 10–11 декабря 2021 г. / Отв. ред. И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин. – Ярославль: Филигрань, 2022. – С. 141-144.

    Считается, что речь влияет на развитие других высших психических функций (ВПФ) благодаря своей опосредующей роли. Однако есть основания полагать, что это влияние несколько переоценено. На материале результатов нейропсихологического обследования 719 человек в возрасте 4–17 лет показано, что у детей уровень развития речи слабо или умеренно связан с уровнем развития большинства ВПФ. Многие из этих связей исчезают к подростковому возрасту. Сильнее всего речь связана со слухоречевой памятью, мышлением и ориентацией в собственной личности, слабее всего – с эмоциональной сферой и темпом работы. У мальчиков связь речи с другими ВПФ сильнее, чем у девочек.

    https://istina.msu.ru/publications/article/445910024/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48457301
    Последнее редактирование: 19 май 2022
    Никитина И.А. и Яньшин П.В. нравится это.
  11. Балаян С.К.

    Балаян С.К. Локомотив

    Никита, спасибо.
    Хохлов Н.А. нравится это.
  12. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Стратегии сканирования зрительного поля при проведении нейропсихологической диагностики детей и подростков // Вопросы психологии, 2021. – Т. 67. – № 5. – С. 76-89.

    Приводится описание траекторий развития стратегий сканирования зрительного поля у детей и подростков с 4 до 17 лет; рассматриваются различия в их соотношении по мануальной, зрительной асимметрии и полу; определяется, какое диагностическое значение имеет выраженность каждой стратегии сканирования зрительного поля. В выборку вошли 734 условно здоровых испытуемых в возрасте 4–17 лет, из них 480 мальчиков и 254 девочки. Участники исследования проходили нейропсихологическую диагностику, по результатам которой оценивались состояние высших психических функций и общий уровень нейрокогнитивного развития, качество чтения, эффективность межполушарного взаимодействия, функциональная межполушарная асимметрия. Стратегии сканирования зрительного поля оценивались при выполнении проб «Реалистические изображения предметов», «Перечеркнутые контурные изображения предметов» и методики «Комплексная фигура Тейлора». У части выборки (n = 100) проводилась диагностика невербального интеллекта с помощью методики «Тест интеллектуального потенциала». Показано, что хаотичная стратегия встречается у дошкольников, но почти исчезает после 8 лет. Нормативная стратегия растет до 8 лет, умеренно снижается до 12 лет, а затем снова растет. Траектория развития фрагментарной стратегии в целом противоположна траектории развития нормативной. Статистическая норма характеризуется наличием двух последних. Соотношение стратегий не связано с полом и функциональной межполушарной асимметрией. Выраженность хаотичной стратегии указывает на недостаточность межполушарного взаимодействия, нормативная стратегия связана с уровнем невербального интеллекта; высокий уровень хаотичной и низкий уровень нормативной стратегий сопровождаются трудностями при чтении и могут считаться симптомами нейрокогнитивного дефицита.

    https://istina.msu.ru/publications/article/438176119/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48140852
    Последнее редактирование: 5 апр 2022
    Никитина И.А. нравится это.
  13. Балаян С.К.

    Балаян С.К. Локомотив

    Никита, спасибо.
    Хохлов Н.А. нравится это.
  14. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А., Кравцова А.В. Анамнестические сведения о моторном развитии детей: статистические нормы // Психология третьего тысячелетия: IХ Международная научно-практическая конференция, посвящённая памяти научного руководителя кафедры психологии государственного университета «Дубна» Бориса Гурьевича Мещерякова, «Актуальные вопросы современной психологии» (Дубна, 18–19 апреля 2022): сборник материалов / под общ. ред. О.А. Гончарова. – Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2022. – С. 186-192.

    https://istina.msu.ru/publications/article/463518283/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49758041

    755 человек в возрасте от 4 до 17 лет (средний возраст – 119 ± 43 мес.), из них 492 мальчика и 263 девочки, проходили нейропсихологическую диагностику в 2014-2022 гг. Приводятся статистические нормы, полученные по результатам беседы с родителями обследуемых: возраст, в котором ребёнок начал ползать, и возраст, в котором ребёнок начал ходить. Проанализированы связи между этими показателями. Возрастные нормативы могут быть полезны практикующим специалистам для определения задержки моторного развития.
    Последнее редактирование: 20 ноя 2022
    Никитина И.А. нравится это.
  15. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А., Вовненко А.Е. Сопоставление результатов клинико-психологической диагностики мышления и уровня интеллекта у детей и подростков // Интеграция в психологии: теория, методология, практика: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием [27 мая 2022 г.] / Под науч. ред. В.А. Мазилова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. – С. 117-124.

    На материале нейропсихологической диагностики 152 условно здоровых детей и подростков 7–16 лет исследована взаимосвязь результатов 11 клинико-психологических методик и психометрического тестирования интеллекта. Апробирована процедура стандартизации и нормирования показателей выполнения качественных методик с учётом возрастных нормативов. Показано, что успешность выполнения 8 методик на мышление связана с уровнем интеллекта. Используя результаты выполнения этих методик, удаётся объяснить 43% вариативности интеллекта. Высокий интеллект является необходимым, но недостаточным условием успешного выполнения функциональных проб на мышление.

    https://istina.msu.ru/publications/article/473955826/
    https://elibrary.ru/item.asp?id=49208776
    Никитина И.А. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  16. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    "Неприятие количественных методов коренится в истории развития отечественной психодиагностики. " -- правильно, это необходимо озвучивать!

    Никитина И.А. нравится это.
  17. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я там цитирую книжку, которую достал у букинистов:
    Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации: методические рекомендации / Методическое письмо подготовили Л.Н. Поперечная, И.А. Коробейников, С.Я. Рубинштейн, В.П. Зухарь; отв. ред. А.А. Портнов. – М.: Главное управление научно-исследовательских институтов и координации научных исследований, 1978. – 43 с.
    В ней вся эта идеологизированность отказа от количественных методов хорошо видна.

    Подробнее об этом написал ещё в одной статье, которая должна была выйти в Вестнике по педагогике и психологии Южной Сибири, но в связи с исчезновением Л.Ф. Чупрова не знаю, что теперь будет с журналом и этой статьёй.
    Никитина И.А. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  18. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Да, интересно, на подобном материале можно хорошую статью написать.

    Я тут разбирал свою библиотеку, к своему удивлению, обнаружил монографию, сейчас начал читать.
    photo_2022-08-11_03-13-57.jpg
    2.jpg
    Никитина И.А. и Хохлов Н.А. нравится это.
  19. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Этот автор знаком мне по статье:
    Кадневский В.М. Г.И. Россолимо – создатель первой в России серии тестов для оценки личности и интеллекта // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2005. – Т. 105. – № 10. – С. 50-51.
    Никитина И.А. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  20. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Монография 2007 года, он там много пишет про Россолимо.