1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Авторские исследования по детской нейропсихологии

Тема в разделе 'Хохлов Н.А.', создана пользователем Хохлов Н.А., 24 дек 2020.

  1. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Никитина И.А. нравится это.
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Количественная оценка диагностических проб в детской нейропсихологии: унификация, стандартизация, нормирование // История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской Академии наук: Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 50-летию создания Института психологии РАН, 16–18 ноября 2022 г., Москва / Отв. ред. Д.В. Ушаков, А.Л. Журавлев, А.В. Махнач, Н.Е. Харламенкова, А.В. Юревич, И.И. Ветрова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2022. – С. 664-666.

    https://istina.msu.ru/publications/article/514553674/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50090234
    Последнее редактирование: 19 янв 2023
    Никитина И.А. нравится это.
  3. Никитина И.А.

    Никитина И.А. Локомотив

    Спасибо большое!
  4. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А., Балашова М.В. Методика «Исключение предметов»: возрастные нормативы и диагностическое значение для нейропсихологического обследования детей 4-17 лет // Образование и саморазвитие, 2022. – Т. 17. – № 4. – С. 165-186. – DOI: 10.26907/esd.17.4.13

    Методика «Исключение предметов» часто используется для оценки способности к обобщению при проведении патопсихологического и нейропсихологического обследования детей и взрослых. При этом точно неизвестно, какое соотношение типов ответов, отражающих разные уровни обобщения, является нормативным для детей разного возраста. Сведения о нейропсихологической валидности методики весьма противоречивы. По результатам исследования 482 условно здоровых детей, из них 316 мальчиков и 166 девочек в возрасте от 52 до 215 месяцев (119 ± 43), получены возрастные нормативы встречаемости разных категорий ответов. Сопоставление с результатами нейропсихологической диагностики выявило, что показатели выполнения методики связаны с уровнем развития мышления, однако доля объясняемой дисперсии не превышает 10%. Нейропсихологическая валидность методики неодинакова в разных возрастных группах. По соотношению ответов разных категорий удаётся предсказать не более 7% вариативности нейрокогнитивного развития.

    https://eandsdjournal.kpfu.ru/ru/journal-article/методика-исключение-предметов-воз/
    https://istina.msu.ru/publications/article/521385643/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50099290
    Последнее редактирование: 23 янв 2023
    Никитина И.А. нравится это.
  5. Никитина И.А.

    Никитина И.А. Локомотив

    Спасибо, очень познавательно.
  6. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А., Васюра Е.В. Проблема специфичности нейропсихологических дисфункций у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Психология познания: материалы Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 16–17 декабря 2022 г. / Отв. ред. И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин. – Ярославль: Филигрань, 2023. – С. 330-335.

    Проанализированы результаты нейропсихологического обследования 834 человек в возрасте 4–17 лет, из которых у 80 имелся диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Этот диагноз встречается у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. При СДВГ сильнее всего снижены регуляторные функции (самый специфичный признак), адекватность отношения к обследованию, энергетическое обеспечение психической деятельности и внимание; наиболее соответствуют норме темп работы и зрительный гнозис. Также отмечается снижение школьной успеваемости. При этом не удаётся выделить особый профиль дисфункций, значимо отличающий детей с СДВГ от детей с другими расстройствами.

    https://elibrary.ru/item.asp?id=50741738
    https://istina.msu.ru/publications/article/545611841/
    Последнее редактирование: 21 апр 2023
    Яньшин П.В. и Никитина И.А. нравится это.
  7. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А., Васюра Е.В. Неспособность зажмурить только один глаз как показатель нейрокогнитивного дефицита у детей и подростков // Психология третьего тысячелетия: Х Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной психологии»: сборник материалов / под общ. ред. О.А. Гончарова. – Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2023. – С. 158-164.

    Цели работы – оценить распространённость неспособности зажмурить только один глаз; изучить связь этого симптома с состоянием психических функций и общим уровнем нейрокогнитивного развития у детей и подростков. Выборка: 847 человек в возрасте 4-17 лет, из них 555 мальчиков и 292 девочки. Все участники исследования по желанию родителей проходили нейропсихологическую диагностику в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» и Психологическом центре «Гальтон». Показано, что 22% обследованных не могут закрыть один глаз, не закрывая другой. У дошкольников симптом встречается чаще (39,1%), чем у учеников 5-11 классов (12,6%). По большинству нейропсихологических показателей и общему уровню нейрокогнитивного развития преимущество отмечается у обследованных, которые способны закрыть только один глаз. Диагностическое значение симптома максимально у младших подростков. Наиболее специфично снижение динамического праксиса и энергетического обеспечения психической деятельности.

    https://istina.msu.ru/publications/article/562412305/
    https://elibrary.ru/item.asp?id=54953260
    Последнее редактирование: 6 дек 2023
    Яньшин П.В. и Никитина И.А. нравится это.
  8. Никитина И.А.

    Никитина И.А. Локомотив

    Спасибо, очень интересно!
  9. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Выступил сегодня с пленарным докладом на Международной научной конференции «Детская клиническая и специальная психология» в Московской Международной Академии (ММА).
    Презентация доклада доступна для скачивания на странице в ИСТИНе:
    https://istina.msu.ru/conferences/presentations/614211263/
  10. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Факторная структура нейропсихологических функций у детей 4–17 лет, исследованных с помощью качественных оценок // Вестник Московской международной академии, 2023. – № 2. – С. 77-80.

    Работа посвящена изучению факторной структуры психических функций у детей 4–17 лет. В исследовании приняли участие 877 человек, из них 575 мальчиков и 302 девочки в возрасте от 52 до 215 месяцев (122 ± 44), проходившие нейропсихологическую диагностику в 2014–2023 гг. Были проанализированы качественные оценки состояния 13 видов нейропсихологических функций и их характеристик. Получена 5-факторная модель, объясняющая чуть более трети дисперсии исходных данных. Выделены зрительно-пространственный, регуляторно-тормозный, нейродинамический, речевой и сенсомоторный факторы. При этом каждая функция обладает достаточной степенью специфичности.

    https://istina.msu.ru/publications/article/622217399/
    https://elibrary.ru/item.asp?id=59508644
    Последнее редактирование: 20 янв 2024
  11. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Психометрическая батарея «Многофакторное исследование нейропсихологических особенностей развития» (МИНОР) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2024. – Т. 47. – № 1. – С. 150-183. – DOI: 10.11621/LPJ-24-07

    Актуальность. В отечественной нейропсихологии отсутствует стандартизированный комплекс методик для количественной оценки развития высших психических функций (ВПФ) с дошкольного по старший школьный возраст. Его применение могло бы повысить объективность нейропсихологической диагностики.
    Цели исследования: 1) создать психометрическую батарею методик для многофакторного исследования нейропсихологических особенностей развития (МИНОР) детей и подростков 4-17 лет; 2) описать траектории возрастного развития компонентов ВПФ. Выборка. 860 человек в возрасте 4-17 лет (M = 10; σ = 3,7), из них 558 мальчиков и 302 девочки.
    Методы. Проводилась нейропсихологическая диагностика с использованием 40 методик и измерением 171 переменной. Эти переменные были стандартизированы и нормированы по возрасту. Для поиска латентных переменных использовался эксплораторный и конфирматорный факторный анализ. Полученная модель была применена к ненормированным переменным для выявления траекторий развития.​
    Результаты. Построена модель, включающая 106 индикаторов и 21 фактор. Выделена дополнительная шкала вербально-логического мышления, состоящая из 4 переменных. Общий уровень развития может быть надежно измерен на основе 50 переменных. Описана зависимость этих показателей от возраста.​
    Выводы. Разработана психометрическая батарея МИНОР для нейропсихологической диагностики детей и подростков 4-17 лет. Количественная оценка основана на математическом описании траекторий возрастного развития компонентов ВПФ.​

    https://msupsyj.ru/articles/article/9948/
    https://istina.msu.ru/publications/article/641065781/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63953913
  12. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Khokhlov N.A., Vasyura E.V. Age-related development trajectories of components of mental functions in children 4-17 years old // Neuropsychological Trends, 2024. – № 36. – P. 45-68. – DOI: 10.7358/neur-2024-036-khok

    The present paper is dedicated to the problem of age-related changes in features of neuropsychological development. The sample consisted of 922 conditionally healthy subjects ranging from 4 to 17 years of age, comprising 603 boys and 319 girls. The study participants underwent neuropsychological diagnostics using the psychometric battery “Multifactorial Investigation of Neuropsychological Development” (MIND). The assessment was conducted in two psychological centres in Moscow, Russia. Trajectories of growth for 22 components of mental functions and the general level of development were obtained. This article examines the peculiarities of curve fitting using polynomials, Gompertz, Verhulst, and Schmalhausen-Brody functions. The study reveals that components of mental functions develop at different rates. Some of them complete their growth during the adolescence, while others continue to increase after the age of 18.

    https://www.ledonline.it/NeuropsychologicalTrends/allegati/Neuropsychological-Trends-2024-36_03.pdf
    https://istina.msu.ru/publications/article/706011431/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75031585
    Последнее редактирование: 21 ноя 2024
  13. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Функциональная межполушарная асимметрия и нейрокогнитивное развитие у детей и подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология, 2024. – Т. 13. – № 3. – С. 83-99. – DOI: 10.17759/cpse.2024130304

    Многие нейропсихологи уверены, что у левшей чаще встречаются нарушения развития. В качестве возможного фактора дизонтогенеза также рассматривают несовпадающую латерализацию анализаторов (кросс-латеральность). Однако в последние годы было показано, что функциональная межполушарная асимметрия (ФМА) практически не влияет на интеллект и качество жизни. Цель данной работы – измерить вклад мануальной и зрительной асимметрий в общий уровень нейрокогнитивного развития (НР) детей и подростков. Были исследованы 922 человека, из них 594 мальчика и 328 девочек в возрасте 4-17 лет, проходившие нейропсихологическую диагностику. Использовалась шкала общего уровня развития из психометрической батареи «Многофакторное исследование нейропсихологических особенностей развития». Измерение семи показателей ФМА проводилось с помощью наблюдения за обследуемым и оценки выполнения пяти проб на латеральные признаки. Не обнаружено значимого влияния ФМА и кросс-латеральности на НР. В некоторых возрастных группах латеральные признаки связаны с НР, но эта связь не является устойчивой. Дополнительно показано, что результаты проб на латеральные признаки не согласуются друг с другом.

    https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2024_n3/Khokhlov
    Подкаст: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2024_n3/Khokhlov
    https://istina.msu.ru/publications/article/715491651/
    https://elibrary.ru/item.asp?id=75197522