1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Изменение познавательной деятельности студентов как следствие интернетизации

Тема в разделе 'Барлас Т.В.', создана пользователем Барлас Т В, 24 сен 2014.

  1. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Дискуссия на блоге Ирины Павловны Шкуратовой побудила меня к тому, чтобы зафиксировать плоды своих последних невеселых размышлений.
    Толчком к размышлениям послужили два недавних эпизода. Не первый год я после экзамена по психодиагностике прохожу по рядам, а также в коридоре перед аудиторией и собираю ответы на билеты, по которым студенты готовятся к экзамену (назовем их для краткости шпаргалкой, хотя это не совесм шпаргалка). Меня интересует не то, списывали студенты с них или добросовестно заучивали, а содержание самих ответов.
    А в этом году пятикурсники  попросили меня посмотреть содержание ответов к госэкзамену, которые они объединенными усилиями готовят, что дало мне возможность ознакомиться с аналогичными материалами к госэкзаменам.
     
    Анализ этих материалов (вместе с другими аналогичными впечатлениями) позволил сделать два вывода.
    Первый. Студенты предпочитают поиск в интернете работе с тем материалом, который предоставляет преподаватель. Даже если вопрос подробно освещался на лекции, с высокой вероятностью шпаргалка будет составлена по материалам из интернета. Об их качестве, о соответствии тому, что давал преподаватель, студенты как правило не задумываются, следят лишь за формальным соответствием содержанию билета. В результате над некоторыми материалами не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. Причем когда я зачитывала эти материалы студентам (пятикурсникам я давала обратную связь), они сами понимают несуразность написанного. Но... продолжают работать таким способом. По-видимому, поиск и копирование в интернете настолько проще, чем конспектирование лекции  с последующей перепечаткой, что это перевешивает все минусы подобной системы подготовки. 
    Второй вывод касается последствий этой системы. Использование клавиш "копи-паст" приводит к выраженному снижению уровня переработки информации. Иными словами, найдя подходящий фрагмент текста и вставив его в шпаргалку, студент считает свою миссию выполненной и иногда даже не будет читать внимательно то, что он составил. (Кстати, доклады готовятся по той же схеме, и иногда очевидно, что студенты впервые их читают при выступлении.) О выделении главного, переструктурировании, составлении плана речи нет. То есть, работа с информацией, которой мы волей-неволей занимались, конспектируя и самостоятельно изготавливая шпаргалки, становится анахронизмом. А ведь без этой работы материал не будет понят, осмыслен, он в лучшем случае будет механически заучен.
     
    Теперь вопросы к коллегам.
    Наблюдаете ли вы  процессы, аналогичные тем, что я описала?
    Есть ли научные исследования, посвященные данной проблематике?
    Какие средства улучшения ситуации возможны?
    На всякий случай подчеркну, что я пишу не о ленивых и нерадивых студентах, а о добросовестных попытках современных студентов оптимизировать учебу.
     
     
  2. Участник

    Участник Участник

    № 1 из 11. 25.03.2011 : 14:11. Кринчик Е.П.
    ------------------------------------------------------------------
    Здравствуйте Татьяна Владимировна!   Вы представили очень выразительный феномен, довольно типичный и крайне тревожный, который  заставляет думать  не столько о несовершенствах наших студентов, сколько о необходимости проанализировать и понять  весь сложный комплекс обстоятельств и факторов ,порождающих такое поведение студентов. Среди них, мне кажется, свое место занимают режим учебного дня-(очень много времени занимают аудиторные занятия)  и система требований (в том числе и и на экзамене), которые им предъявляет традиционная модель обучения с ее знаниевой парадигмой, в которой студенту отводится  роль пассивного слушателя  монолога лектора  с последующим воспроизведением на экзаменах.. Что касается конспектирования и перепечатки лекции преподавателя, то, во-первых, очень немногие выпускники школ могут полноценно записывать текущий речевой поток. Он у многих так и не складывается стихийно в процессе обучения в вузе. А на перепечатку конспекта лекции вообще не остается времени.  Продвинутые студенты  время на самостоятельную работу  увеличивают ведь  за счет ночного сна. 
     Кроме того, работе с информацией в Интернете и использованию ее в учебном процессе студентов надо учить, им в этом надо помогать и направлять их в отборе такой информацию На это, правда в нынешних условиях у  преподавателя вуза нет времени. Оно не предусмотрено и в учебном плане.
     
    P.S.Татьяна Владимировна! Может быть сосредоточить всю эту проблематику на блоге Ирины Павловны Шкуратовой в теме №1? Как Вы думаете?
     
    С уважением, Кринчик Е.П,
     

    № 2 из 11. 25.03.2011 : 14:26. Шмелев А.Г.
    ------------------------------------------------------------------
    Здравствуйте, Татьяна Владимировна и Елена Петровна!
     
    Подтверждаю грустные наблюдения, которые привела Татьяна Владимировна.
    Добавлю, что такая модель работы у некоторых учащихся формируется не в вузе, а еще раньше - в школе!
    Уже школьные педагоги увлекаются самообманом, никогда не перечитывая ту "Интернет-туфту", которую
    им сдают валом ученики...
     
    Поддерживаю предложение Елены Петровны сконцентрировать обсуждение этих вопросов на блоге Ирины Павловны Шкуратовой. Давайте поддержим определенный импульс нашего нового активного участника блогосферы.
     
    С ув,
    АШ
     
     
     

    № 3 из 11. 25.03.2011 : 19:59. Барлас Т.В.
    ------------------------------------------------------------------
    Уважаемая Елена Петровна!
    Студенты во все времена были загружены и перегружены. Беда в том, что формы организации процесса усвоения материала, которые использовали студенты в наше время, все-таки были относительно эффективными. Нынешние - увы. При этом часто они хотят как лучше, а полуается... то, что получается.
    До сих пор не могу забыть, как какой-то умник при подготовке ответов на билеты перепутал психометрику с психофизикой. В том году был большой поток, экзамен шел три дня - и три дня я слушала про пороги....
    Наверное это наша проблема: как организовать учебный процесс с учетом современных реалий так, чтобы студенты получали те знания, которые мы хотим им передать. Хотя бы те из них, , которые действительно хотят учиться.
     
    ЦИТАТА (Пишет Кринчик Е. П.):

    ------------------------------------------------------------------
    Здравствуйте Татьяна Владимировна! Вы представили очень выразительный
    феномен, довольно типичный и крайне тревожный, который заставляет думать не
    столько о несовершенствах наших студентов, сколько о необходимости
    проанализировать и понять весь сложный комплекс обстоятельств и факторов
    ,порождающих такое поведение студентов. Среди них, мне кажется, свое место
    занимают режим учебного дня-(очень много времени занимают аудиторные занятия) и
    система требований (в том числе и и на экзамене), которые им предъявляет
    традиционная модель обучения с ее знаниевой парадигмой, в которой студенту
    отводится роль пассивного слушателя монолога лектора с последующим
    воспроизведением на экзаменах.. Что касается конспектирования и перепечатки
    лекции преподавателя, то, во-первых, очень немногие выпускники школ могут
    полноценно записывать текущий речевой поток. Он у многих так и не складывается
    стихийно в процессе обучения в вузе. А на перепечатку конспекта лекции вообще
    не остается времени. Продвинутые студенты время на самостоятельную работу
    увеличивают ведь за счет ночного сна.
    Кроме того, работе с информацией в Интернете и использованию ее в учебном
    процессе студентов надо учить, им в этом надо помогать и направлять их в отборе
    такой информацию На это, правда в нынешних условиях у преподавателя вуза нет
    времени. Оно не предусмотрено и в учебном плане.
    P.S.Татьяна Владимировна! Может быть сосредоточить всю эту проблематику на
    блоге Ирины Павловны Шкуратовой в теме №1? Как Вы думаете?
    С уважением, Кринчик Е.П,


    ------------------------------------------------------------------
     

    № 4 из 11. 25.03.2011 : 20:38. Барлас Т.В.
    ------------------------------------------------------------------
    Александр Георгиевич, если вы понимаете, что и куда переносить - переносите.
    Я же, собравшись, отвечать на блоге Ирины Павловны, поняла, что у нее идет речь о методах обучения, у меня - скорее об "антиметодах". Поэтому вынесла в отдельную тему.
    ЦИТАТА (Пишет Шмелев А. Г.):

    ------------------------------------------------------------------
    Здравствуйте, Татьяна Владимировна и Елена Петровна!
    Подтверждаю грустные наблюдения, которые привела Татьяна Владимировна.
    Добавлю, что такая модель работы у некоторых учащихся формируется не в вузе, а
    еще раньше - в школе!
    Уже школьные педагоги увлекаются самообманом, никогда не перечитывая ту
    "Интернет-туфту", которую
    им сдают валом ученики...
    Поддерживаю предложение Елены Петровны сконцентрировать обсуждение этих вопросов
    на блоге Ирины Павловны Шкуратовой. Давайте поддержим определенный импульс
    нашего нового активного участника блогосферы.
    С ув,
    АШ


    ------------------------------------------------------------------
     

  3. Участник

    Участник Участник

    № 5 из 11. 26.03.2011 : 01:02. Шкуратова И.П.
    ------------------------------------------------------------------
    Уважаемая Татьяна Владимировна!
    Мне кажется, Вы заявили свою тему механического использования информации из Интернета студентами, поэтому не стоит ее объединять с моей. Меня этот вопрос тоже волнует.
    Изменились технические возможности студентов благодаря появлению ксероксов, сканнеров, принтеров, Интернету. Но это странным образом не  идет на пользу их обучению.
    Во-первых, у студента возникает иллюзия, что если он отксерил  текст, да еще маркером выделил цитаты, то он этот текст усвоил. На самом деле, это такое поверхностное знакомство с текстом, что уже через пару часов ничего в памяти не остается.
    Во-вторых, если поколение студентов 70-х годов страдало от дефицита литературы по психологии,  то современные студенты тонут в море всяких источников. Хорошо, если преподаватель их четко ориентирует в источниках. Но иногда преподаватель дает только вопросы или тему, а студенты должны сами их искать. Тогда для студента самое простое решение вопроса искать литературу через поисковые системы по ключевым словам.
    Выход, на мой взгляд, состоит в том, чтобы учить студентов работать с научным текстом. Когда-то у нас был пропедевтический курс для первокурсников. Каждый преподаватель проводил занятие по какому-то навыку. Кто работе с каталогом в библиотеке, кто реферированию. Я,  помню, учила конспектированию. Сейчас все это отменили,  в результате сейчас даже некоторые аспиранты затрудняются при работе с текстом. Наверное, возобновлю  занятия по конспектированию в рамках своего курса, но с применением новых технологий  (переструктурирование исходного текста в связи со своими задачами).

    № 6 из 11. 26.03.2011 : 07:40. Булгаков А.В.
    ------------------------------------------------------------------
    Уважаемые коллеги, мне видится несколько позиций в обсуждаемой проблеме. Далее не по важности, а как пришло.
    1.       Об организации. Работая с европейскими коллегами в темпусовском гранте по разработке плана баклавриата по социальной работе:  http://bachelor-sw.ru/index.html  мы увидели пока «непреодолимое», но раздражающее всех, потому что ясное для тех, кто осмысленно преподает, противоречие между оплатой труда ППС по ныне существующей схеме середины прошлого столетия (при всем многообразии разделов в личном плане, по сути за аудиторную нагрузку) и современными требованиями к организации самостоятельной работы студента. Так немецким коллегам оплачивается ежегодное реферирование интернет и других ресурсов, это закрепляется в договоре, у них по-прежнему учат конспектировать, проводить реальные незамысловатые полевые исследования и др., т.е «вынимать» знания, собирать артефакты из информационного пространства.… Мои коллеги с кафедры социальной работы и социальной педагогики (проф. Фирсов М.В.) работали в европейском оплачиваемом за счет гранта режиме 2,5 года. Замечательно, …и далее у меня большие сомнения, что затухание процесса не наступит через год после завершения интересной и достойно оплачиваемой работы. В сообществе по разным причинам все это только проговаривается, а далее на тормозах. Видимо пока ситуация многих устраивает. «Вот приедет барин, барин нас рассудит».
    2.       О содержание, но в большей степени немного методики. Татьяна Владимировна полностью права говоря об интернет-туфте и всякой иной непропущенной через себя  «мудрости».  Все  присутствует. К сожалению научных работ в педагогике и педагогической психологии по этой проблеме я не встречал (хорошее направление для исследования). Что делаю для решения? Если контрольные приходят, не принимаю без профессиональной рефлексии материала по предложенной  проблеме на примере конкретной организации. Здесь цинично пользуюсь, во-первых, тем, что литературы по авторской дисциплине «Психология межгрупповой адаптации в организации» практически нет, а свои тексты пока помню, во-вторых, (нецинично) опытом работы большинства студентов-старшекурсников (это жесткие реалии нашего дня), в-третьих, достаточно простой системой контроля. В-четвертых, большие надежды возлагаю на поставленный на факультете сервер с системой дистанционного обучения.
    3.       О преподавательском "вкладе" в дело интернетизации. История. Три года назад принимая госэкзамены у студентов-заочников по дисциплине специализации, пришлось3 дня подряд (была большая группа) 5 раз слушать решение одной и той же практической задачи (далее в моей формулировке, в билетах были описания ситуаций) «консультирование семейной пары с гомосексуальными наклонностями». Возможна проблема? Нет сомнений. Только насколько она часто встречается в реальной российской действительности и  как часто возникает такой запрос в консультировании. Это вопрос. А алгоритм ответа на десяток ситуаций   был скачен из интернета по совету преподавателя. Уж нет того зав.кафедры консультирования и той  преподавательницы в университете, да и сайт заблокировали. Изменилось что-то на факультете и коллеги сами ушли дальше «сеять разумное и вечное», непереработанное и личное с использованием интернет-технологий. Жизнь многообразна.
    АВ

    № 7 из 11. 26.03.2011 : 11:01. Барлас Т.В.
    ------------------------------------------------------------------
    Ирина Павловна, я полностью согласна с тем, что нужно учить студентов работе с текстами и информацией. В этом году мы составляли магистерские и бакалаврские программы и предусмотрели такой семинар у магистров. Но  сейчас понимаю, что надо было еше и у бакалавров, в первом семестре такой курс поставить. Увы.
    Но я думаю, что дело еще не только в обучении (работать с поисковиками студенты часто умеют лучше нас, преподавателей), а еще и в формах контроля: они должны быть такими, чтобы привычный для студентов метод "сделал копи-паст и выучил или списал" не работал.
    Скажем, я на экзамене беру листок с ответом и начинаю спрашивать студента примерно так:  "объясните мне написанное здесь своими словами", "приведите пример того, о чем написано здесь", "раскройте подробнее вот это". Причем о том, что буду спрашивать именно так, предупреждаю на первом занятии и еще несколько раз по ходу курса. Однако пока при использовании такого варианта экзамена  удается в основном констатировать плачевную картину, а не стимулировать осознанное усвоение материала.
    ЦИТАТА (Пишет Шкуратова И. П.):

    ------------------------------------------------------------------
    Уважаемая Татьяна Владимировна!
    Мне кажется, Вы заявили свою тему механического использования информации из
    Интернета студентами, поэтому не стоит ее объединять с моей. Меня этот вопрос
    тоже волнует.
    Изменились технические возможности студентов благодаря появлению ксероксов,
    сканнеров, принтеров, Интернету. Но это странным образом не идет на пользу их
    обучению.
    Во-первых, у студента возникает иллюзия, что если он отксерил текст, да еще
    маркером выделил цитаты, то он этот текст усвоил. На самом деле, это такое
    поверхностное знакомство с текстом, что уже через пару часов ничего в памяти не
    остается.
    Во-вторых, если поколение студентов 70-х годов страдало от дефицита литературы
    по психологии, то современные студенты тонут в море всяких источников. Хорошо,
    если преподаватель их четко ориентирует в источниках. Но иногда преподаватель
    дает только вопросы или тему, а студенты должны сами их искать. Тогда для
    студента самое простое решение вопроса искать литературу через поисковые системы
    по ключевым словам.
    Выход, на мой взгляд, состоит в том, чтобы учить студентов работать с научным
    текстом. Когда-то у нас был пропедевтический курс для первокурсников. Каждый
    преподаватель проводил занятие по какому-то навыку. Кто работе с каталогом в
    библиотеке, кто реферированию. Я, помню, учила конспектированию. Сейчас все это
    отменили, в результате сейчас даже некоторые аспиранты затрудняются при работе
    с текстом. Наверное, возобновлю занятия по конспектированию в рамках своего
    курса, но с применением новых технологий (переструктурирование исходного текста
    в связи со своими задачами).


    ------------------------------------------------------------------
     

    № 8 из 11. 26.03.2011 : 11:15. Чупров Л.Ф.
    ------------------------------------------------------------------
    С аналогичной ситуацией (одинаковой работы) я сталкивался при проверке контрольных работ заочников задолго до "эры Интернета". Я просто делал открицательную рецензию на одну из них, а всех остальных, приславших тоже самое, отсылал к той рецензии. И в то время копи-паст был в ходу.
    Что касается опроса студентов по содержанию ответа, особенно по терминологии, содержавшейся в ответе  - это весьма эффективный прием.
    ЦИТАТА (Пишет Булгаков А. В.):

    ------------------------------------------------------------------

    3. О преподавательском "вкладе" в дело интернетизации. История. Три года
    назад принимая госэкзамены у студентов-заочников по дисциплине специализации,
    пришлось3 дня подряд (была большая группа) 5 раз слушать решение одной и той же
    практической задачи (далее в моей формулировке, в билетах были описания
    ситуаций) «консультирование семейной пары с гомосексуальными наклонностями».
    Возможна проблема? Нет сомнений. Только насколько она часто встречается в
    реальной российской действительности и как часто возникает такой запрос в
    консультировании. Это вопрос. А алгоритм ответа на десяток ситуаций был скачен
    из интернета по совету преподавателя. Уж нет того зав.кафедры консультирования и
    той преподавательницы в университете, да и сайт заблокировали. Изменилось
    что-то на факультете и коллеги сами ушли дальше «сеять разумное и вечное»,
    непереработанное и личное с использованием интернет-технологий. Жизнь
    многообразна.
    АВ


    ------------------------------------------------------------------
     
    ЦИТАТА (Пишет Барлас Т. В.):

    ------------------------------------------------------------------
    Скажем, я на экзамене беру листок с ответом и начинаю спрашивать студента
    примерно так: "объясните мне написанное здесь своими словами", "приведите
    пример того, о чем написано здесь", "раскройте подробнее вот это". Причем о том,
    что буду спрашивать именно так, предупреждаю на первом занятии и еще несколько
    раз по хожу курса. Однако пока при использовании такого варианта экзамена
    удается в основном констатировать плачевную картину, а не стимулировать
    осознанное усвоение материала.

  4. Участник

    Участник Участник

    № 9 из 11. 28.03.2011 : 13:53. Деснянская О.
    ------------------------------------------------------------------
    Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
    Действительно, проблема очень острая и с ней приходится сталкиваться в любой учебной деятельности - от школьной до написания диплома/диссертации.
    Не могу и не буду пытаться решить проблему глобально, но могу поделиться своим опытом в преподавании, где я предпринимала попытки обойти данный феномен. Во-первых, я сразу и четко обозначила ту литературу, которая является обязательной к прочтению и в принципе сориентировала студентов в списке литературы. Во-вторых, я ввела серию промежуточных проверочных работы на знание материала, причем несколько вопросов в каждой работе подразумевали не просто знание материала, а его обумывание и интериоризацию. И именно в этом, на мой взгляд, основная проблема. Мы можем задать студентам те формальные знания, которые они должны просто знать, но главная наша задача - научить оперировать этими знаниями, самостоятельно получать их и применять. И именно эта работа (которая должна проходить в рамках семинаров) чаще всего ведется крайне плохо. Семинары превращаются в аналог лекций, когда их основная задача - работа именно студентов. При ведении семинаров я делала акцент именно на пробуждении мыслительной деятельности у студентов, их активности и креативности - и это дало хорошие результаы на экзамене, т.к. большинство из них понимало, что никакие шпаргалки им не помогут, если они не будут понимать. В моей школе, например, на физике вообще была интересная система - на любой контрольной мы могли пользоваться любыми учебниками/тетрядями, т.к. задачи были сформулированы таким образом, что без должной предварительнйо подготовки и глубокого понимания материала решить их было невозможно. Мне кажется, что именно такой метод обучения и должен развиваться. Другой вопрос, что для этого требуется высокая мотивация со стороны самих учеников и продуманная система обучения, начиная со школьного образования. Как этого добиться в наших современных реалиях - вопрос открытый.
    С уважением,
    Деснянская Олеся

    № 10 из 11. 29.03.2011 : 23:43. 
    ------------------------------------------------------------------
    Спасибо за актуальную тему. Проблема безусловно есть. Она не в технических средствах, и не в многообразии источников, а в неумении студента ориентироваться иправильно использовать и то и другое.
    Наверное, мой пример не лучший, но я сразу говорю первокурсникам - использовать google и интернет НУЖНО обязательно, подсматривать в ноутбук когда докладываешь МОЖНО, их это несколько шокирует, но барьер снимается и они начинают концентрироваться не на "форме", а на содержании.
     
    Потихоньку получается их ориентировать, "пед.стаж" недолгий, но в этом году начались хорошие доклады :)
    Думаю, пора задействовать тяжелую артиллерию, а именно возможности, которые представляет сервис HT-Line для преподавателей. При этом, скорее всего, в обязательной форме
    Верю, что студенты не стали не лучше и не хуже, резко и глобально изменилась информационная среда, соответственно, еще некоторое время (лет 5-10) мы будем адаптироваться в новой питательной среде :)

    № 11 из 11. 30.03.2011 : 00:17. Барлас Т.В.
    ------------------------------------------------------------------
    Я думаю, не только в неумении студента, но и в неготовности преподавателей к "новым вызовам", к тому, чтобы перестроить методики в соотвествии с изменившимися техническими возможностями.
    В этом плане у молодых преподавателей возможно бОльший потенциал.
    ЦИТАТА:

    ------------------------------------------------------------------
    Спасибо за актуальную тему. Проблема безусловно есть. Она не в технических
    средствах, и не в многообразии источников, а в неумении студента ориентироваться
    иправильно использовать и то и другое.
    Наверное, мой пример не лучший, но я сразу говорю первокурсникам - использовать
    google и интернет НУЖНО обязательно, подсматривать в ноутбук когда докладываешь
    МОЖНО, их это несколько шокирует, но барьер снимается и они начинают
    концентрироваться не на "форме", а на содержании.
    Потихоньку получается их ориентировать, "пед.стаж" недолгий, но в этом году
    начались хорошие доклады :)
    Думаю, пора задействовать тяжелую артиллерию, а именно возможности, которые
    представляет сервис HT-Line для преподавателей. При этом, скорее всего, в
    обязательной форме
    Верю, что студенты не стали не лучше и не хуже, резко и глобально изменилась
    информационная среда, соответственно, еще некоторое время (лет 5-10) мы будем
    адаптироваться в новой питательной среде :)


    ------------------------------------------------------------------
     

  5. Шульдяшова К.В.

    Шульдяшова К.В. Участник

    Очень интересная и актуальная до сих пор тема. Я попробую освежить свою память и выдать свой взгляд изнутри на это явления, так сказать.
    Интернет сейчас безусловно делает работу с информацией гораздо удобнее. Это очень сильно экономит время при подготовке к экзамену. Действительно, в книге по ключевым словам поиск за несколько секунд не устроишь. Я осознаю, что в представлении преподавателей студенты должны перечитать несколько книг по предмету и связать их с уже полученными знаниями. На практике у студентов просто не хватает на это времени, сил и усидчивости. Сейчас информацию преподносят по-другому, ещё со школы, как было замечено. И работе с большим объемом данных нужно отдельно учиться. А на экзамене перед студентами стоит не эта задача, а раскрытие заранее подготовленной темы.
    В то время, когда я училась, мы со своей группой вместе готовили шпаргалки. Для экономии времени к подготовке вопросы распределялись между студентами и каждый готовил свою часть. Это интересный опыт! Все без исключения использовали интернет, но после кого-то ты всё равно с нуля готовишь весь материал, а кто-то умудряется составить целый авторский анализ по заявленной проблеме. Я пришла к выводу, что в любом случае дело в критичности мышления и мотивации. То есть едва ли дело в источниках информации, возможно просто поколение поступающих всё менее замотивировано в обучении или развитии.
    Что касается использования лекций. Их грамотный студент использует в первую очередь (потому что негласно работает правило, что большинству преподавателей нравится, когда на билет отвечают их собственными словами)! Но, как правило, аудиторные занятия едва покрывают половину заявленных экзаменационных тем и приходится бедным студентам самостоятельно выдумывать или копировать ответы :)