1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Как определить готовность студента самостоятельно добывать знания?

Тема в разделе 'Общие вопросы. Новости от членов сообщества.', создана пользователем Пастернак Н.А., 1 сен 2018.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Опросы вообще противопоказано проводить на специалистах-психологах :)

    Хотя... я не совсем опрос предлагал в классическом смысле, а некий
    социально-полевой прием, вмонтированный в "корпоративную
    жизнь вуза".


    Ваш АШ



  2. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Способность (как и готовность) студента к самостоятельному добыванию знаний-это некоторая психологическая реальность,требующая глубокого, многоаспектного ( в том числе и методически ) психологического исследования,как впрочем и всякая другая психологическая реальность. Тут одним каким-нибудь методическим приемом не обойдешься. Особенно,если эта "психологическая реальность" мало известна психологам.
    Последнее редактирование: 2 сен 2018
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  3. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Уважаемая Елена Петровна, Вы абсолютно правы! Но этим должны заниматься такие уважаемые организации как МГУ и т.д. На уровне потребителей психологической продукции звучит запрос типа: "А что Вы можете нам дать (предложить), чтобы решить эту проблему". С уважением Н.А.Пастернак
  4. Меня удивило в этой теме то обстоятельство, что все преподаватели ожидают от студентов умения самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, но никто при этом не ставит вопрос так, чтобы самому обучить студентов это делать, ну должен же кто-то им рассказать и показать, само по себе такое умение не появится.
    Я всегда обучала своих дипломников искать научную литературу в библиотеках и информацию в интернете (сама водила их в университетскую библиотеку и объясняла, как устроен каталог, и как искать информацию по ключевым словам, и как выделить ключевые понятия для своего исследования).
    Также вела спецкурс "Основы научных исследований" - его у нас обязательно проходят на втором курсе. Считаю, что такие спецкурсы должны быть во всех вузах, для студентов всех специальностей - с учётом профессиональной специфики.
  5. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Уважаемая Нина Александровна! Вы правы, И, конечно, не только МГУ и, конечно, непременно Институт развития образования и ему подобные. Но надеюсь,что педагогичекая психология накопила кое-что по этой проблеме,в том числе в диагностике готовности...
    Последнее редактирование: 2 сен 2018
  6. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Не реально! Самостоятельности у студентов требуют уже с первого курса (видимо, предполагается, что они приходят в вуз с этим умением). Жизнь в вузе сейчас такова, что нагрузка у преподавателя очень большая и часть учебного времени он (преподаватель) должен уделять процедуре проверки тех знаний, которые студент усвоил самостоятельно, преподавателя готовят к роли "сопровождающего учебного процесса". Что должно быть в идеале в каждом вузе ? Особые спецкурсы? Из области фантазий - мы в очень жестких рамках существующих Стандартов. С уважением Н.А.Пастернак
  7. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Уважаемая Елена Петровна! Института развития образования (ФИРО) уже нет. Наверное, Вы правы - надо смотреть диссертации по педагогической психологии. Озадачу аспирантку. За блестящую идею - спасибо! С уважением Н.А.Пастернак
  8. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Уважаемая коллега Медведовская Н.В. (простите, не знаю имени и отчества). Извините за невольную резкость в ответе. Я работаю на факультете педагогического образования , в основном, с педагогическим составом. Люди настолько измотаны учебной нагрузкой, что просить их еще учить студентов "самостоятельно добывать знания" не реально. Давать ориентиры студентам по поводу того, где эти знания искать - наша обязанность. А потом - кто выживет, тот выживет. Далеко не все студенты, действительно, смогут эффективно работать сами. М.б психологи могли бы их заранее и предупредить (если бы были соответствующие тесты). пока только в рамках диссертационных исследований. С уважением Н.А.Пастернак
  9. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Нина Александровна, вообще-то школьники приходят уже с умением учиться самостоятельно, но им надо помочь понять, как устроено обучение в ВУЗе. Обычно в первом семестре первого курса студентам читают пропедевтические курсы, на которых им объясняют, как искать информацию, как писать рефераты (хотя они и в школе это уже делали) и прочие полезные вещи. Обычно это называется "Введение в специальность". Разве в Вашем ВУЗе этого нет? Магистрам тоже читают подобный курс под названием "Методика и методология научного исследования" или что-то в этом роде. Сама такой читала.

  10. Уважаемая Нина Александровна,
    я думаю, что это вполне реально. Достаточно 36 часов спецкурса на семестр (18 лекционных и 18 практических), разумеется, надо хорошо продумать программу, возможно, специально подготовить преподавателей для этого спецкурса, курс включить в общую аудиторную нагрузку.
    Такие спецкурсы читаются почти на всех факультетах Киевского университета имени Тараса Шевченко, ещё с 80-х годов прошлого века, правда, каждый преподаватель читает их по-своему, единого стандарта нет. А вот хорошая литература для такого курса есть (я знаю несколько учебников, могу порекомендовать для студентов, например, такое пособие: http://npu.edu.ua/!e-book/book/djvu/A/ikpp_kl_Osn_naychn_issled_Lydchenko.pdf )
  11. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Ирина Петровна! В медицинском вузе нет бакалавриата и магистратуры. Введение в профессию? Я не слышала. Есть "История медицины", история и философия . Пропедевтические курсы только по специальности. Педагогика и психология есть. Много часов на коммуникацию.
    Что касается умения учиться, с которым ребята приходят из школы: подавляющее большинство учиться самостоятельно умеет. Не могут в быстром темпе и большие объемы информации. Часто плохо с устным изложением учебного материала. Плохо с усвоением понятийного аппарата науки. Но мне нравятся все и, тфу-тфу, не бывает.
    Помочь ребятам понять устройство обучения в вузе? У нас этого нет, но адаптируются ребята к вузу, на мой взгляд, быстро. С уважением Н.А.Пастернак
    Шкуратова И.П. нравится это.
  12. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Уважаемая Надежда Викторовна! Идея блестящая - возможности ее "пробивать" нет. Нам бы (как психологам) разобраться с теми конфликтами (а их много), которые происходят между педагогами и учащимися. Заказ руководства - эти конфликты гасить. Другого "заказа" сверху пока нет. С уважением Н.А.Пастернак
  13. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Нина Александровна, если есть много часов на коммуникацию по вопросам психологии, то можно студентов поучить и самостоятельной работе с материалом.
    Обучение медиков трудное. Знаю, потому что моя мама-медик мне о нем рассказывала. Большая нагрузка на память.
    С устным изложением материала везде беда. Здесь только тренировка каждого студента поможет. Студенты с опорой на свои презентации развивают эту способность. Надо им больше давать такого рода заданий.
    Успеха Вам.

  14. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Уважаемая Надежда Викторовна! У нас еще один "заказ" - менять все учебные поcобия, включить в них задания на самостоятельную работу. Чем и занимаемся (конкретно я). С уважением Н.А.Пастернак
  15. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Ирина Петровна! Презентации уже на первом курсе ребята уже делают прекрасно. И большинство кафедр идет по этому пути (у нас проходят защиты ВКР все кафедры - рассказывают о своей учебной работе). На мой взгляд - кто хочет , тот становится специалистом. С уважением Н.А.Пастернак
  16. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Igor Chirikov с Марией Юдкевич и ещё 3.

    30 августа в 9:52 ·

    Историческое событие! Лучшая европейская конференция по исследованиям высшего образования Consortium of Higher Education Researchers (CHER) стартует в Вышке! На своей первой CHER в 2010 году в Осло я был один из России, а теперь мы проводим конфренцию у себя - признание достижений Вышки в этой области прошло стремительно быстро!
    Приходите завтра в 11 утра на Мясницкую 9/11 на наш с Evgeniia Shmeleva доклад про то, могут ли более строгие наказания за списывание сделать студентов более честными.
    Программа тут - https://cher.hse.ru/programme
    We are making history! The best European conference on higher education research - Consortium of Higher Education Researchers (CHER) starts today at HSE University Moscow. I remember how I was the only Russian at my first CHER conference in 2010 in Oslo and now we are hosting it! The recognition of HSE in the area of higher education studies happened really fast!
    Come to our presentation with Evgeniia Shmeleva on how faculty can reduce academic dishonesty among students - tomorrow at 11 am at Myasnitskaya 9/11.
    See program here - https://cher.hse.ru/programm

    Уважаемая Нина Александровна! Вот почему Вам трудно найти ответ на Ваш вопрос! У нас в стране проблемы вузовского образования долгое время не были предметом жизненного интереса психологов. Вышка была пионером. И преуспела в этом. Очень советую Вам выйти на Игоря Сергеевича Чирикова. Можете сослаться на меня. Все о нем на сайте Вышки hse.ru
    Последнее редактирование: 2 сен 2018
  17. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Уважаемая Елена Петровна! Спасибо за заманчивое предложение. Но... время Через месяца два выходят 2 мои книжки ("Психология образования" под ред. Асмолова А.Г для академического балаквариата и популярная книжка с Асмоловым А.Г "Ребенок в культуре взрослых). Сегодня согласовала с Александром Григорьевичем следующую популярную книжку и уже есть заявка от издательства на следующее пособие. И на работе в этом году набрали 60 человек на программу ПВШ, значит дипломников 30 будет моих ( в прошлом году 20). А сотрудничать с ВШЭ давно мечтала. Спасибо! С уважением Н.А.пастернак
  18. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Уважаемая Нина Александровна! Привожу еще некоторые ссылки. Может они будут Вам полезны.
    http://istina.msu.ru/home/ http://istina.msu.ru/profile/elekrin/
    Университетский сайт «Истина», моя страница со статьями 2004-20014 гг по результатам опроса студентов нашего фак-та психологии. А здесь, на моем блоге, стр5, на ветке «Саморефлексия вуза как основа его самоидентификации» представлены тексты статей Т.Ю.Базарова и моей, которые, может быть будут Вам полезны в Вашей деятельности в медицинском вузе.
    Что касается И.С. Чирикова, то созданный им в Вышке ЦВМ -я в этой своей статье пишу о деятельности этого Центра-, занимался исследованием образовательного процесса в Вышке не для удовлетворения своей научной любознательности и необходимых для отчета публикациях, а для информирования руководства, сотрудников и студентов Вышки о серьезных проблемах, требующих соответствующей коррекции образовательного процесса.Масштаб разворота этой деятельности к настоящему времени изумляет. Помогай им Бог!
  19. Сугоняев К.В.

    Сугоняев К.В. Лидер Команда форума

    Нина Александровна, я бы порекомендовал обратить внимание на методику "Шкалы академической мотивации" (Гордеева, Сычев, Осин, Психологический журнал, 2014, №4). Она сконструирована на основе опросника Валлеранда, пользующегося довольно широкой популярностью за рубежом. И еще: в докторской диссертации Гордеевой Т.О. (Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития; 2013) в приложениях приведены материалы довольно большого числа методик смежной тематики.
  20. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Уважаемая Едена Петровна! В медицинском вузе, как и в любом другом, есть проблемы, требующие анализа. К примеру, печататься под одной своей фамилией "не принято"... Впереди надо ставить фамилии руководства. Я это обошла, но... У нас есть очень талантливые профессора врачи, которые регулярно посещают наши разные психологические программы. Идут сами. Им нужна психологическая поддержка, эмоционально не выдерживают невозможность личной реализации. Но это особая тема.
    Я обязательно посмотрю Ваши публикации (только мне нужно немного времени- начало учебного года со своей заморочкой). Огромное спасибо!
    Шмелев А.Г. нравится это.