1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Критичная социальная эстетика vs социальное зло

Тема в разделе 'Общие вопросы. Новости от членов сообщества.', создана пользователем Чистопольская К.А., 19 апр 2016.

  1. Ирина Алексеевна, вы хотите поговорить об этом? Юрий Викторович сам признался, что на ночь глядя не вчитался
  2. Никитина И.А.

    Никитина И.А. Локомотив

    Да нет , не хочу, просто тоже "не удержалась", может много с утра начиталась "про безобразия".
  3. Поддьяков А.Н.

    Поддьяков А.Н. Модератор Команда форума

    Ксения Анатольевна, спасибо за текст.
    Может быть, Вам в контексте этой проблематики будет интересна книга
    Benson, C. The cultural psychology of self: Place, morality and art in human worlds. L.; N.Y.: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001.
    http://goo.gl/xSJSgS

    Резюме книги
    По Бенсону, важнейшей чертой человеческого Я является способность к целенаправленной и осознанной работе как по расширению и развитию человеческих миров, так и к их целенаправленному и аморальному сужению и разрушению. Психология человека не может быть раскрыта вне этой способности. Психологическое и моральное неразрывно связаны. Отстаивая данное положение на протяжении всей книги, автор анализирует целостный спектр проявления этой способности, начиная с использования таких культурных орудий, как геноцид, убийства, пытки (хотя язык и не поворачивается называть их культурными, тем не менее это орудия культуры, причем развивающиеся) и кончая искусством как средством расширения человеческих миров и стратегиями практического внедрения идеалов гуманизма. Несмотря на эти светлые перспективы, автор совершенно реалистично оценивает роль искусства (литературы, живописи и т.д.) в решении социально-политических задач, которые ставят перед собой те или иные группы (например, задач национального возрождения). Он показывает на примере Ирландии, как целостная система строгих разрешений и запретов в искусстве, образовании и т.д., призванная лепить и формировать "идеальный " тип личностной и национальной идентичности, превращает страну в "моральную и интеллектуальную пустыню ". Это подтверждает одно из ключевых положений автора, что некоторые общества ценят, разрешают и стимулируют самореализацию и творчество своих членов, в то время как другие - нет, что откладывает отпечаток на типы Я данного общества.

    К. Бенсон рассматривает психологию не как нейтрального наблюдателя, а как активного участника процесса человеческого развития. Психология не открывает универсальные законы человеческой природы, свободные от конкретных культурных и исторических реалий (здесь автор резко критикует А.Маслоу, Г.Олпорта, Л.Кольберга). Она создает и конструирует действительность наряду с другими агентами цивилизационного развития. И этот агент должен быть, во-первых, моральным, а во-вторых, компетентным. В том, чтобы дело обстояло именно так, и состоит, по убеждению автора, роль культурной психологии - как части более широкого гуманитарного проекта, субъектами и одновременно орудиями которого являются саморазвивающиеся человеческие Я.
    http://www.hr-portal.ru/article/kulturnaya-psihologiya-chelovecheskogo-ya
  4. Ух ты, спасибо большое. Я подумаю, почитаю и отвечу. Но я не согласна, что психология только конструирует и не выявляет механизмы. Это очень радикальный взгляд. Я тут за Франкла, что смысл нельзя создать, его можно найти (в бытии-в-мире). Выдуманные смыслы как раз и становятся злоупотреблением власти (в широком смысле)
  5. Прочитала. Здорово очень. Но возражение остается: мы вполне можем изучать разные культуры и находить в них общее и различное, формировать обобщения, выявлять общие механизмы.
    Про ответственность здорово
    Еремеев Б.А. и Никитина И.А. нравится это.
  6. Беккер писал о важности переноса при совершении социальных преступлений. Моральную норму преступает первый, остальные, последователи, делегируют ему ответственность

    В этом смысле проблема подростковых отрядов не в том, что у подростков не сформировано чувство ответственности, а в том, что они внушаемы, склонны к переносу более, чем взрослые
    Последнее редактирование: 20 апр 2016
    Еремеев Б.А. и Никитина И.А. нравится это.
  7. Поддьяков А.Н.

    Поддьяков А.Н. Модератор Команда форума

    Я полностью согласен.
    Надо бы еще его перечитать. Его положение о том, чтО является важнейшей чертой человеческого Я, относится к обобщениям - даже уровня универсального закона. А фраза "Психология не открывает универсальные законы человеческой природы, свободные от конкретных культурных и исторических реалий" дана в контексте полемики с концепцией самоактуализируюшейся личности. Он показывает этноцентризм этой концепции и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, С. 227]. Это созвучно с критикой, идущей от В.Н. Дружинина: «Самоактуализирующиеся личности наделены, согласно Маслоу, массой "положительных" черт. Они более спокойно воспринимают мир вокруг себя, менее эмоциональны и более объективны, беспристрастны, не подвержены надеждам и страхам, стереотипам, не боятся проблем и противоречий. Самоактуализирующийся человек принимает себя таким, какой он есть. У него нет чувства вины, стыда и тревоги. Он ощущает радость жизни. [Он освободил себя "от такой химеры, как совесть". Ну и мерзавец этот самоактуализирующийся человек!]». Они в этом плане вполне в параллель работали.
  8. Да, Франкл тоже критиковал идеи самоактуализации как крайний эгоцентризм
  9. Поддьяков А.Н.

    Поддьяков А.Н. Модератор Команда форума

    Не совсем понял возражение - Бенсон ведь как раз и пишет о внушаемости, пусть другими словами: "достигают требуемых от них "успехов " благодаря своей пластичности ( "ковкости ") и аморальному, но эффективному обучающему руководству "более компетентных " в этом деле взрослых". На этой основе у них формируется чувство ответственности - в рамках прививаемой системы ценностей, и это одна из целей тамошнего обучения и воспитания.
    Не знаю, можно ли спорить с тем, что понятие "зона ближайшего развития" отражает лишь рост компетентности ребенка под обучающим руководством взрослого, но не рост его ответственности за свои все более совершенствующиеся действия, что лишает ЗБР морального измерения. По-моему, это так и есть. ЗБР никак не соотносится с моралью - кроме, конечно, области собственно морального обучения и развития. ООД по П.Я,Гальперину, основанная на идее ЗБР, может быть сформирована для любой деятельности.
    Последнее редактирование: 20 апр 2016
  10. Да, я это скорее как дополнение и проведение параллелей, а не возражение. Я думаю, что ответственности можно учить.
  11. Поддьяков А.Н.

    Поддьяков А.Н. Модератор Команда форума

    Да, мне тоже показалось, что Беккер и Бенсон интересно дополняют друг друга. Поэтому я про Бенсона написал - было бы интересно их эскплицитное сопоставление (если вдруг у кого руки дойдут).
    Последнее редактирование: 20 апр 2016
  12. Да, Ксения Анатольевна. Согласна с вами. И то же могу сказать об идеях и идеалах Льва Семеновича Выготского. Прежде всего я имею в виду трактовку Л.С. Выготским роли общения в становлении личности, его идею о том, что личность не только развивается, но и строит себя. И, конечно, его понимание того, что в жизни человека является главным. Об этом Л.С. Выготский написал в письме Розе Евгеньевне Левиной в 1931 году. Я разделяю эти его идеи всецело. Душа и сейчас (как и много лет назад), резонирует и волнуется, когда я читаю это письмо. Эрнест Беккер ведь, по сути, о том же самом, как я понимаю. А о смерти у Л.С. Выготского, как светло сказано! Смерть ведь не абсолютное зло, она естественна. Физически смерть разрушает, а идея смерти спасает человека к жизни (И. Ялом).

    Вложения:

  13. Идея смерти спасает тем, что помогает человеку действовать от противного и сознавать смысл жизни
    Низовских Н.А. нравится это.
  14. Нина Аркадьевна, чудесное письмо Выготского, спасибо!

    Александр Николаевич, еще подумала, что Бенсон разделяет способности к конструированию и разрушению. Беккер говорит, что разрушение - это вариант экспансии Я, даже если это саморазрушение (самоубийство есть артистический акт осмысления своей жизни). Убийство врагов есть доказательство собственного бессмертия, своей правоты. В этом он и видит проблему человека - в его склонности к насилию ради самоутверждения. Чтобы сделать человека нравственным, нужно стараться гораздо больше, чем чтобы создать "солдата". Еще, о подобном социальном переносе Беккер говорил как о низком героизме. И хорошо в свое время прошелся по психотерапевтическим гуру...

    Нашла вашу страничку и взяла почитать много интересного, например, про счастье и зло! :)