1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Немного о ...науке

Тема в разделе 'Психологи шутят', создана пользователем Кутеева Е.Н., 15 ноя 2014.

  1. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    В этом подразделе будет публиковаться теория психологии юмора. И диагностический инструментарий

    Изучение юмора в России
    В нашей стране исследование чувства юмора появилось недавно, примерно с середины 90-х годов. Но быстро привлекло к себе внимание ученых.
    Одна из первых публикаций по теме, где дается теоретический обзор проблемы, анализируются
    основные подходы к изучению восприятия юмора и варианты их практического применения:
    Ениколопов С. Н., Иванова Е. М. Психологические исследования чувства юмора
    //Вопросы психологии, 1996, №4.
    Среди наиболее распространенных опросников чувства юмора выделяют
    "Уровень и тип чувства юмора" (Домбровская И.С. и др.). Авторы выделяют биполярные характеристики юмора: склонность к производству юмора и склонность к восприятию юмора, склонность к обращению юмора на других (своего рода экстрапунитивность юмора) и склонность к обращению юмора на самих себя ( своего рода интрапунитивность юмора).
    Текст прикреплен в файле (текст по непроверенным данным из психологической газеты)

    Оригинальная методика, соединяющая достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. Предназначена для диагностики мотивационной
    "Тест юмористических фраз" (ТЮФ) (А.Г.Шмелев и др., 1982) - для диагностики личностных особенностей, связанных с пониманием чувства юмора.
    http://www.miu.by/kaf_new/mpp/164.pdf

    А вот что говорит сам автор методики о создании теста в интервью "ПГ" http://psy.su/feed/1916/
    Я позволю себе процитировать несколько строг из беседы. потому что они выражают одно из основных направлений работы данного раздела на форуме. Итак цитата: "То, какой глубинный смысл вычитывает для себя испытуемый в шутке, оказалось вовсе не константой, а переменной величиной (имее тся в виду шкала качественных признаков), резко меняющейся от одного чел овека к другому в случае наиболее многозначных острот. " (А.Г.Шмелев, "ПГ")
    от себя добавлю: смысл, который вычитывает человек в шутке изменяется от человека к человеку и от ситуации к ситуации. Один и тот же человек в разное время своей жизни вычитывает в одной и той же шутке разное.

    Опросник стилей юмора Мартина (Humor Styles Questionnaire, HSQ) авторы Р.Мартин и П. Дорис (Rod A. Martin, Patricia Doris). Разработан в 2001г. Методика предназначена для диагностики предпочтительного использования разных видов или стилей юмора, различающихся по своей адаптивности и направленности. Авторы опросника выделяют четыре стиля чувства юмора: аффилиативный, самоподдерживающий, агрессивный и самоуничижительный.
    Русскоязычная адаптация опросника сделана в 2013 году.
    Иванова Е.М., Митина О.В., Зайцева А.С., Стефаненко Е.А., Ениколопов С.Н. "Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Р.Мартина" //Теоретическая и экспериментальная психология 2013, Т.6, №2, с71-85.
    http://tepjournal.ru/ru/soderzhanie/2013/tom-6-2/07



    Теперь возвращаюсь к теории:
    Начиная с 2000г. психологические исследования чувства юмора активизировались и сейчас распространяются на все возраста и сферы жизнедеятельности.
    Одно из сравнительно недавних: А.А.Сергеев, Л.С.Макарова, Л.А.Одинцова "Исследование чувства юмора как элемента неформальной коммуникации". //Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 11, Естеств. науки. 2012. № 2 (4). В статье анализируются основные формы неформальной коммуникации и ее роль в социальном взаимодействии, особое внимание уделяется юмору как сатирическому элементу неформальной коммуникации. Приведено описание и освещены основные результаты исследования чувства юмора как элемента неформальной коммуникации в организации.
    http://www.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-11-natural-sciences-2-4 2012/1_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2_%D0%B8_%D0%B4%D1%80..pdf
    Домбровская И.М. Юмор в контексте психологической практики //Консультативная психология и психотерапия, 2011, №1
    Домбровская И.М. К проблеме психологического анализа культурогенеза юмора //Культурно-историческая психология, 2010, №3, с.54-59
    Упрямова Р.С. Смех и смеходрама //Консультативная психология и психотерапия, 2008, №4
    Артемьева Т.В. Корреляционные исследования юмора и Я-концепции студентов //Проблеми сучасної психології. 2014. Випуск 24
    Р.Мартин "Психология юмора"
    Юркевич А.В. "Психологи тоже шутят", 2005
    Из непсихологического: К.Глинка 'Теория юмора',2004

    И под конец, диссертации. Диссертаций, посвященных изучению чувства юмора немного, приведу две: Буенок А.Г. "Юмор как фактор профессионального здоровья менеджеров " СПб,2014 http://spbu.ru/disser2/disser/Buenok.Dissert.pdf
    Ульянова Ю.И. "индивидуально-психологические особенности чувства юмора в профессиональной деятельности социальных работников". М.2012 http://rgsu.net/netcat_files/798/1048/h_e2c905626e00bd9a9a3e6fecb745ba62


    А чтоже за рубежом?
    В западных странах психологические аспекты чувства юмора и всего, что с ним связано изучают давно и долго.
    McGhee, Paul E. Humor, its origin and development. 1979, San Francisco: W. H. Freeman.
    McGhee Р. Е., Goldstein J. H. (eds). Handbook of Humor Research. V. 1, 2. — New York, Berlin, Heidelberg, Tokyo: Springer-Verlag, 1983
    Chapman, Antony J., and Hugh C. Foot, Humor and laughter: Theory, research, and applications.
    1992.2 ed. New York
    Ruch, Willibald. Humor. In Character strengths and virtues: A handbook and classification. Edited by Christopher P. Peterson and Martin E. P. Seligman, 2004. Washington, DC: Oxford Univ. Press.
    Kuiper, Nicholas A., Special issue: Humor research in personality and social psychology. Europe’s Journal of Psychology 2010, №6
    и много чего еще

    Вложения:

    Последнее редактирование: 21 июл 2015
  2. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Елена, спасибо за информацию по теме психологии юмора. В нашей с В.П.Беляниным книге "Диалоги о человеке говорящем и пишущем" есть глава "Юмор в общении". Если хотите, могу здесь ее прикрепить. А пока привожу список литературы, на которую мы ссылались.
    1. Белянин В. П., Бутенко И. А. Антология черного юмора. Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологии. М.: ПАИМС, 1996. 191 с.
    2. Бергсон А. Смех. М., 1992. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks
    3. Дмитриев А. В. Социология юмора: Очерки. М., 1996. 214 c. // http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Dmitr/index.php
    4. Кошелев А. Д. О природе комического и функции смеха // Язык в движении. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 277–326 // www.lrc-press.ru/downloads/St- 2007.pdf 5. Кошелев А. Д. О структуре комического (анекдот, каламбур, шарж, пародия, шутка, комическая история) // Логический анализ языка: Языковые механизмы комизма. М.: Индрик, 2007. С. 263–294 // www.lrc-press.ru/downloads/ St-2007.pdf
    6. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968 // http://vesvalo.narod.ru/ LookAN/LookAN.html
    7. Мартин Р. Психология юмора. СПб.: Питер, 2009. 480 с.
    8. Норман Б. Ю. Игра на гранях языка. М.: Наука; Флинта, 2006. 344 с.
    9 . Психолингвистика в анекдотах: Учебное пособие. М.: Лабиринт, 2007. 127 с.
    10. Шаронов И. А. Приемы речевой агрессии: насмешка и ирония // Агрессия в языке и речи. М.: РГГУ, 2004. С. 38–52.
    11. Шмелева Е. Я., Шмелев А. Д. Русский анекдот. М., 2002.
    Кутеева Е.Н. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  3. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    Ирина Павловна, буду признательна, если прикрепите главу из своей книги.
  4. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Прикрепляю отрывок из книги В.П.Белянина и И.П.Шкуратовой «Диалоги о Человеке говорящем и пишущем» - Спб., изд-во Речь, 2011.
    Диалог 8. Юмор в общении

    Вложения:

    Дихорь В.А. и Кутеева Е.Н. нравится это.
  5. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    Последнее редактирование: 21 июл 2015
  6. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    Одна из сравнительно недавних публикаций о стилях юмора студентов России (выборка Москва) и Канады.
    Е.М. Иванова, О.В. Стефаненко, О.В.Митина, С.Н. Ениколопов и др. "Самоуничижительный юмор в России и особенности стилей юмора москвичей" В России выявлена устойчивая связь самоуничижительного стиля юмора с аффилиа-тивным. Делается вывод об условности деления стилей юмора на «позитивные» и «негативные» и необходимости учёта культурного фактора. Описывается национальная стилистика российского юмора, различия стилей юмора москвичей и жителей регионов, гендерные различия. http://journals.tsu.ru/engine/download.php?id=30524&area=files
  7. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Елена, прочитала статью. Не скажу, что в восторге. Все, по-моему, сумбурно написано. С кучей ссылок без имен почти.Ничего необычного, кроме методики исследования, не увидела. Результаты предсказуемы. Кстати, не описаны и не названы методы стат. обработки. Честно пыталась найти. Не нашла. Может, слепая, не знаю.
    Кстати, постоянные оговорки про Москвичей и Россиян приводят в уныние (я не знаю, как в Москве, а в России принято считать москвичей россиянами:D)
    Интереснее было бы сравнить стиль юмора у россиян, постоянно проживающих в стране со стилем юмора, вернувшихся после долгой (или не очень долгой ) жизни в другой, не славянской стране. А еще интереснее будет сравнить стиль юмора и его восприятие до отъезда и после приезда. Только организовать такое исследование сложно.
  8. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    Копытин А.И., Лебедев А.А. "Юмор в рисунках ветеранов войн в ходе клинической системной арт-терапии"
    Юмор рассматривается как значимый психологический феномен, отраженный в рисунках ветеранов войн, принимающих участие в курсе групповой арт-терапии как составной части их лечения в психотерапевтическом отделении. Юмор определяется с точки зрения психологии развития и клинических данных, а также с учетом психотерапевтического контекста.
    Авторы статьи считают, что проявления юмора могут иметь целью защитную (здоровую) адаптацию непосредственно к ситуации боевого стресса, а также к армейским будням, особому иерархическому порядку уставных и иных социальных отношений, когда при конфронтации личности со старшими по званию и нормами армейской жизни требуется сохранить свои личностные границы и т.д.
    Основное внимание в исследовании было направлено на проявления и функции юмора в его взаимосвязи с клиническими и личностными особенностями ветеранов боевого стресса, а также терапевтической и групповой динамикой в процессе их лечения, включавшего групповую клиническую системную арт-терапию на базе психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн. Были выдвинуты следующие гипотезы:
    1. Юмор выступает значимой личностной психологической характеристикой ветеранов войн. Поэтому ожидаемы его многочисленные проявления в их изобразительной продукции и комментариях в процессе арт-терапии.
    2. Проявления юмора в процессе групповой арт-терапии варьируются в зависимости от особенностей групповой динамики и при этом выполняют разные терапевтические функции.
    3. Юмор является одним из терапевтических, защитных факторов, тесно связанным с когнитивными, творческими ресурсами.
    Описывая применяемые в исследовании методы исследования, авторы ссылаются на методику Рисуночного теста Сильвер (РТС) R. Silver, которая предназначена для оценки различных видов юмора.Данная шкала позволяет оценить семь видов юмора:
    • Патологический или «черный» юмор, проявляющийся в насмешке над умирающим или находящимся в смертельной опасности персонажем. При этом персонаж испытывает и открыто выражает страдание или страх.
    • «Черный», но не патологический юмор, проявляющийся в насмешке над несчастным, умирающим или находящимся в смертельной опасности персонажем. При этом на рисунке и в повествовании не показано, что персонаж испытывает страдание или страх.
    • Уничижительный юмор, проявляющийся в насмешках над таким персонажем, который отличается от автора рисунка (например, по полу) и при этом представлен как непривлекательный, разочарованный, глупый, несчастный, но не находящийся в смертельной опасности.
    • Самоуничижительный юмор, проявляющийся в насмешках над таким персонажем, который похож на автора рисунка или представлен от первого лица и при этом изображен как непривлекательный, разочарованный, глупый, несчастный, но не находящийся в смертельной опасности.
    • Амбивалентный или нейтральный юмор. При этом перспективы развития ситуации для персонажа представляются как амбивалентные либо неясные.
    • Умеренно положительный, жизнеутверждающий юмор. При этом изображенный персонаж преодолевает препятствия, либо финал ситуации для него благоприятен.
    • Выраженный положительный, игривый юмор, связанный с изображением персонажа или нескольких персонажей, которые успешно преодолевают препятствия, испытывают положительные чувства. Также проявлена игра слов, насмешка над абсурдом, двойной смысл.
    С испытуемыми была проведена арт-терапия.
    По мнению авторов, проявления юмора в арт-терапевтическом процессе как правило были связаны со следующими ситуациями.
    1. Сопротивлением арт-психотерапии и контролирующими тенденциями, в том числе, попытками пациентов уйти от выражения своих чувств, либо смягчить их остроту и ограничить степень самораскрытия в контакте с психотерапевтом и членами группы. Это было характерно как для начала арт-терапии, так и последующих ее этапов, когда затрагиваются более глубокие переживания и внутренние конфликты участников занятий.
    2. Стремлением пациентов избежать психического регресса, защитить свои личные границы и сохранить свою психологическую автономность, а также справиться с тревогой, выразить агрессивные и сексуальные переживания.
    3. Потребностью смягчить переживание фрустрации, связанной с обнаружением собственной несостоятельности или социально осуждаемых качеств собственной личности, что может быть характерно для таких видов арт-терапевтической деятельности, которые затрагивают тему болезни или актуальные проблемы личности.
    4. Потребностью в самопринятии, утверждении и сохранении (восстановлении) идентичности, преодолении внутренне противоречивого отношения к себе и своим личностным качествам на основе постижения своего природного характера, здоровых основ Я.
    5. Потребностью в выражении и интеграции прошлого опыта, связанного с переживанием травматического стресса.
    Авторы заключают, что в культуре, повседневной жизни и в процессе психотерапии юмор играет важную, а порой и решающую роль. Существуют разные виды юмора. Одни из них более тесно связаны с психическим здоровьем и выполняют защитную, адаптационную функцию, в то время как другие коррелируют с психической патологией. В то же время, целостное понимание юмора как сложного психологического и межличностного феномена возможно лишь на основе комплексного подхода, учитывающего процессы развития психики и формирования личности, клинико-психиатрические данные, социокультурные влияния, а также терапевтический контекст (психотерапевтические и групповые отношения).
    Богатый защитно-адаптационный потенциал юмора должен быть принят во внимание и по возможности использован применительно к психотерапевтической работе, проводимой, в частности, с ветеранами войн. Этот потенциал связан с такими значимыми функциями юмора как выражение сложных переживаний и качеств личности, совладание с трудными внутренними и внешними ситуациями, когнитивная переработка информации, включение в социальные группы, поддержка творческого мышления, самоуважения и идентичности, наряду с целым рядом других.


    Копытин А.И., Лебедев А.А. "Юмир в рисунках ветеранов войн в ходе клинической системной арт-терапии" //Медицинская психология в России: электронный научный журнал - 2014 №3.
  9. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    "Корреляционные исследования юмора и Я-концепции студентов" Т.В.Артемьева http://kpfu.ru/staff_files/F2077332325/Korrelyacionnye.issledovaniya.pdf
    На студенческой выборке изучались чувство юмора и Я-концепция.
    Итог: студенты, использующие юмор в своей жизни и понимающие его, имеют цель, обладают временной перспективой, проявляют к жизни интерес, оценивают ее как насыщенный процесс.
    Студенты, использующие юмор для совладания со стрессом, обладают высокой самооценкой, склонны осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных качеств, обладают высоким самоконтролем и способны создавать юмористические продукты.
  10. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Безграмотное исследование. % и корреляция. Автор ничего не знает о множественных сравнениях
    Кутеева Е.Н. и Хохлов Н.А. нравится это.
  11. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Елена, спасибо. Не читала статью, но прочитаю днем, если осилю. Зацепил противоречивый итог: получается, что имеющие цель и план ее реализации во временной перспективе, увлеченные жизнью люди в меньшей степени обладают самоконтролем и высокой самооценкой, хуже относятся к себе. (По крайней мере, я так поняла...)Это как?!
    Последнее редактирование: 2 авг 2016
  12. Кутеева Е.Н.

    Кутеева Е.Н. Модератор Команда форума

    Юрий Александрович, здравствуйте.
    Согласна с Вами. средние и корреляции смотрелись бы лучше. Но, иногда статьи делаются наспех, может быть в этом одна из причин подачи данных таким образом.
    Я, признаться , бегло прочитала содержание, но выводы заинтересовали.