1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Низкая эрудиция сигналит нам про КУЛЬТУРНЫЙ РАЗРЫВ ПОКОЛЕНИЙ

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 27 фев 2021.

  1. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

  2. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    Согласна полностью! Шаблоны при написании школьных сочинений, это глупость. Отбивают всякое желание писать.
  3. Пастернак Н.А.

    Пастернак Н.А. Локомотив

    В школах должны давать возможность выбора - можно писать по шаблону, а можно и нет. Учителя, в большинстве своём, сами тяготеют в шаблону. Поэтому его и насаждают. Выбор должен быть везде. Когда я сопровождала своего ребёнка на собеседование по русскому в рамках ОГЭ, удивилась количеству подростков с родителями. Это частная онлайн школа. Многие, как и я, отдают ей предпочтение перед государственной. И не последний фактор - качество образования. Школ хороших не так много и не все туда попадают, а из других надо уходить. Тогда и не будет отвержения русской литературы и не только. Но это моё мнение
  4. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Вот по этой причине не следует вводить как учебный предмет в школах психологию.
    Хавыло А.В. и Пастернак Н.А. нравится это.
  5. Исмагилова Ф.С.

    Исмагилова Ф.С. Активист

    "Основы культурной общности потеряны"... ?
    Дорогие коллеги, здравствуйте! Позвольте, я исключительно только по этому тезису выскажусь. Мне кажется. что мы сейчас в ситуации, когда в зависимости оттого, к какой социальной группе принадлежим мы и в какой социальной группе хотим видеть наших детей и внуков, нам и следует создавать основы культурной общности. И, скажу кощунственную, может, вещь, но что, если это не обязательно Толстой+Достоевский? Может отказаться от "пугалки" "Ой-ой, что творится-то - каждый сам себе трамвай!" И перейти к философии "Пусть цветет сто цветов!" Я о том, что, может, пора, чтобы это семья решала по поводу культурной общности поколений?
    Например, я не буду переживать, если мои внуки на "Войну и мир" будут смотреть как на " русскую литературу прошлого столетия". Соглашусь, что кому-то важно, чтобы их дети и внуки высоко ценили Толстого. Но для меня по-настоящему важно, чтобы они знали не только про "Войну и мир", но и про стихи Г.Тукая, философию Гаяза Исхаки, как истоки их татарской национальной идентичности. А стоя на берегу моря или реки, мы с ними, раскинув руки, декламируем "У лукоморья..." Я знакомлю внуков с философами и поэтами Востока (разве можно не знать Авиценну, Беруни, Фирдоуси?) .Мы сравниваем с ними библейские истории и истории рассказанные в Коране. Я прошу вторую бабушку моей внучки, чтобы она рассказывала той о ее еврейских корнях и знакомила с еврейскими сказаниями. Наконец, мои внуки запоем прочли всего Ж.Верна, а я теперь жду-не дождусь, чтобы обсуждать с ними Шекспира, Данте, Б. Шоу.
    И теперь мой тезис: Если вопрос культурной общности волнует родителей по-настоящему, то это дело и задача самих родителей, а не школы (которая дает среднюю температуру по госпиталю).Семья (родители) должна решать, что станет основой культурной общности родителей и детей. И не надо ни детей ругать, ни на школу надеяться.
  6. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Файруза Салихджановна, здравствуйте.

    Вы упомянули здесь замечательных поэтов и философ Востока. Я только за то, чтобы о них наши дети тоже знали - хотя бы в таком объеме, чтобы самим решать потом, стоит ли их изучать подробней.

    Да, согласен, что от семьи зависит очень многое и наличие читающих родителей - это ключевое условие для начитанности ребенка. Но как раз утрата культуры чтения в том числе и прежде всего у зрелых членов семьи (взаимен серьезным книгам - обрывки из чатов, мессенджеров, видео-роликов и сериалов) и является причиной во много тревожного "разрыва между поколениями". У меня нет у самого особой тревоги по поводу собственной семьи, где книги до сих пор в почете, в том числе у детей. Но нашим детям придется жить уже в другом окружении, чем нам. Вот об этом стоит подумать! Макросреда становится другой. И если в ней царит Самодовольное Невежество, то дело плохо. Вслед за этой социальной болезнью полезут неминуемо все другие социальные болезни.

    Что касается Льва Толстого. Я думаю, что полностью читать четыре тома в школьном возрасте и не нужно (впрочем, кто добровольно захочет и прочтет, тому честь и хвала). Надо просто знать, что такое произведение существует, о чем оно и кем было написано. Это создаст для взрослого человека ту Общую Ориентировку в Культурном Пространстве, без которой жизнь взрослого человека - это жизнь "крысы в лабиринте". Взрослый сам разберется, когда у него появится зрелая потребность, стоит ли читать роман Толстого целиком. Но... если Вы даже не знаете ничего о таких заведениях как "музей", то разве у Вас возникнет потребность посетить музей? Современной педагогике еще только предстоит нащупать новую границу между обязаловкой и добровольностью, между ознакомлением и изучением.


    Ваш АШ




  7. Хавыло А.В.

    Хавыло А.В. Модератор Команда форума

    Полностью согласен. Очень часто со студентами обсуждаем литературу. Они в целом много читают. Но читают не классику. И это нормально. Это здорово. До того же Толстого может доберутся, а может и нет. Может больше зайдёт Булгаков, Маркес, Джойс или Фаулз. Ну и что? Нужно меньше ханжества и больше свободы, общения.
  8. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    в обществознании есть слегка, вперемешку с философией, цитирую конспект с http://обществознание-онлайн.рф/
    Дает общую картину содержания образования в целом. Откуда появится мотивация разбираться в этих вопросах?
    Последнее редактирование: 28 фев 2021
  9. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Алексей,

    я согласен, что Толстой - это на самом деле по желанию и не для всех.
    Но оговорка, которую я считаю важной, состоит в том, что мы должны
    знать гораздо больше имен и названий произведений, чем можем реально
    прочесть в своей жизни. Почему и зачем? - А это культурное пространство
    нашего выбора, оно должно быть БОЛЬШИМ (!). Из вашего списка более
    современных авторов я лично, например, читал Булгакова и Фаулза, а Маркеса
    и Джойса не читал, хотя примерно представляю, кто это.


    С ув,
    АШ


    P.S.
    Литераторы и их произведения - это как... города и страны. Я теперь понимаю, что уже никогда не посещу в своей жизни ни Каракас, ни Боготу. Но когда я видел эти столицы Венесуэлы и Колумбии на большой карте мира на моей стене - в той комнате, где я жил с родителями, будучи еще школьником (а спал я в гостиной, ибо это была скромная двушка, которая казалась настоящим раем после коммуналки). Так вот... когда я видел названия этих столиц, то я чувствовал, какое-то воодушевление от того, что я знал, где они находятся и какие страны представляют. Мой мир от этого становился больше и богаче. Я, конечно, не был Гагариным, но как-то мысленно парил над этой картой Мира и это воодушевляло. Ищу и подбираю слова, чтобы это объяснить, что такое Картина Большого Мира и как она действует на мотивацию дальнейшего саморазвития. Глядя на карту мира, я знал, что в Колумбии живет Габриэль Гарсия Маркес. Я так и не прочел ни одной его книги (хотя названия его произведений были на слуху), но само это знание меня... обогащало. Наверное, Вы скептически скажите, что это своего рода иллюзия. Согласен, что иллюзия, но она переживается лично мной как ... полезная иллюзия.


    Последнее редактирование: 28 фев 2021
  10. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я своей Родиной считаю планету Земля. И о моей Родине куда лучшее представление дают книги Р. Хейзена, Дж. Бернала, Ч. Дарвина, В.К. Грегори, М. Руттена, чем роман с художественным вымыслом, написанный 150 лет назад.
    А как в целом по популяции это коррелирует, я не знаю; незачем гадать, надо исследовать, если это интересно.
  11. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Никита Александрович,

    Интересный вопрос - субъективное значение слова "Родина". Интересно, что с годами оно меняется.
    Для более молодых людей (вспоминаю и себя, и своих сверстинков в 70-80-е годы прошлого века)
    характерно "планетарное самосознание". Чем выше уровень образования и эрудированности,
    тем больше выражено именно такое понимание Родины - планета Земля.
    С годами, однако, в частности, с обретением опыта путешествия в разных странах,
    а главное - попытки не просто побыть "туристом", а поработать в разных странах,
    возникает целая иерархия из нескольких разных "родин": Земля остается, но возникает
    и более камерное понятие "Языковая Родина", или "Историческая РОдина" (это часто
    совпадающие понятия), а также "Малая Родина" (это часто город, или даже район большого
    города - такого как Москва). Наверное, это сильней переживают люди, которым повезло и
    малая Родина дала им многое, из того что они имеют и ценят, и они это осознают.

    Взгляните, пожалуйста (если Вам будет интересно), как я пытаюсь объяснить,
    что чтение "Войны и Мир" - это не только "патриотическое воспитание". Люди
    во всем мире читают эту книгу до сих пор не поэтому. Это еще и тренинг против
    эгоцентризма и в пользу "рефлексивного мышления".


    С ув,
    АШ


    Завоеванная Н.С. нравится это.
  12. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Коллеги, доброй ночи!
    Волнующая тема. Кто от кого отстает, кто что на ус намотает - неизвестно.
    Мне кажется, что современные взрослые стремились к лучшим, более сложным целям и более-менее начали понимать, как до них следует добираться. А в это время молодежь, что огорчительно, на глазах прямо у нас, тожде стремится к своим целям, но по касательной от наших. И есть почти 100 процентная уверенность, что мы еще успеем понаблюдать, как они успеют увидеть, что с ними, а точнее, с новыми поколениями, происходит то же самое.
    Будем ли искать причину - стремление нас к развитию науки и технологий. Причем, я на днях как раз уточняла, про космос и межпланетные перелеты, простанство: уже в 1923, 1925, 1929гг. , а также и далее издавались книжки по всем математическим дисциплинам известного всем автора - И.Я.Перельмана, и в 1937 "Циолковский"! При традиционно сильной конструкторской и инженерной мысли в России кому-то знания очень даже и помогли! А что мы все знали об этом? Даже если в школе все учились. Сколько ни издавали книг, не хватало! Потребность всегда была очень большая!
    Многие , наверняка и не знают, что этот известнейший просветитель уже в 1919 г. сделал для детей в Петрограде книжку "Веселые задачки" - в совершенно разрушенной стране, вытаскивал в сферу нового понимания мира тех, кому интересно. И это все среди неграмотных и разоренных.
    Невозможно переоценить громное наследие книг по арифметике, геометрии, асторономии, физике, и практически все - занимательные! Я даже хотела установить, сколько изданий выдержала Занимательная алгебра, но первой книжки не отыскала (обложки) , а во втором издании, от 1934 г. В 1970 г. вышло в свет уже 12-е издание! К сожелению не удалось найти заглавие, чтобы посмотреть название параграфов, где пошел разговор про машины. Сначала был параграф алгебра в помощь арифметике, а в 1955 г. - (8-е издание) в главе про "Язык алгебры", среди прочих параграфов появился - "Быстродействующие вычислительные машины". Интересно, что содержательно все было в тексте устойчиво, по-прежнему, с незначительными дополнениями. И в то время уже для детей объяснялось что есть в математике такие понятия "арифметическое устройство", "управляющее устройство", "память", а также показывался механизм, как она заполняется на основе "приказов". Все толково разложено по полочкам. Причем, как сказано там, "ведь машина "сама" ничего делать не "умеет". Она лишь может выполнять заданную программу. При этом существуют еще возможность создавать "программирующие программы", по которым будет работать машина. И нигде не упоминалось про ИИ, что он сам все сосчитает. Самостоятельность лежит в тех действиях, в коридоре тех возможностей, которые задаст и осуществит через программу человек.
    Для меня самой эжто было очень интересно, посмотреть , как психология поколения сдвигается.
    Если современное поколение взрослых шло сквозь тернии прямо к цели, то у последующих (вторых-третьих) уже вносилась поправка - они на основе новых знаний, чувствовали, что цели предков уже сами по себе устарели, как бы не для них.
    В чем тут обида? В том, что мы считаем, что должны следовать к свокей цели, как бы по прямой. Как молодые - прямолинейные. А может быть мы все заняты тем, что мы друг для друга создаем среду. Вот в этих касательных действиях, которые больше похожи на отталкивание, в действительной, а не виртуальной, дополненной реальности происходит своеобразное расставание поколений и весьма серьезное напряжение смыслов. Оказывается, что это всех и связывает.
    У современной молодежи, как мне кажется, своих проблем тоже немало. Мы их видим сквозь свою призму. Из-за своеобразного недостатка знаний, как оголодавших. А у них с детства - пресыщенность и они попали в ловушку стандартизации, когда многие ВСЁ наполнение своей головы передоверили каким-то сомнительным авторам в сети.
    Некторые и тут сэкономили - они на вопрос преподавателю в качестве ответа ссылку указывают, где надо посмотреть их ответ - посылают к "дуплу в дереве". Конечно, взять на себя интеллектуальные нагрузки не всем удается, многие думают, что поможет ИИ. Это современное испытание соблазном для всех.
    Мне кажется, что такие межпоколенческие расставания - закономерность, просто в современном мире это происходит очень быстро.
    Давайте будем радоваться от того, что мы знаем, ЧТО мы знаем... :))) И поддерживать молодежь - им то лететь в космос скоро... Сажать на Марсе яблони...
    Спасибо за внимание,
    Достаточно сбивчиво написала.
    Всего самого доброго!
    С началом весны!
    А внизу миниатюра закрепилась . Может не слетит...

    Вложения:

  13. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Елена Ивановна, спасибо,

    что Вы добавили в спектр проблем такую важную тему как "Перегруженность информации и взрослых, и детей". Конечно, голова стремится защититься от избыточной информации, поэтому... то, что хорошо бы запомнить, отторгается тоже... Да, есть проблема в том, чтобы отделить ненужную информацию (бесполезную для запоминания) и необходимую (ту, без которой не формируется, как без опорных точек, само пространство знания). Всегда будут продолжаться дискуссии на эту тему. Вот и здесь некоторые уважаемые участники полагают, что знание об авторе романа "Война и мир" уже не является необходимым. Но... что мы видим, что именно приходит взамен этого знания? - А голова у молодежи заполняется именами блогеров, которые, конечно, далеки по уровню глубины от Льва Толстого, так как просто посвящают свои видео-репортажи мимолетным событиям и хохмочкам. Вот ведь что происходит!

    А мы теряем убедительность для молодежи в попытках объяснить, что Лев Толстой все еще превосходит некоторых юных посещаемых блогеров по ценности. При этом, еще раз повторяю, не обязательно читать все четыре тома, если к этому ты не готов, но знать об их существовании и о том, что примерно там можно почерпнуть, какие темы там раскрыты, - вот это было бы все еще очень и очень полезно! Хотя, понимаю, что в 21 веке вполне возможно, появится и более мощное, современное глубокое произведение, чем "Война и мир". Но... все-таки видео-сериал вроде "Игры престолов" - это еще не "Война и мир", ибо создает видеоряд и не развивает речевого мышления так, как чтение книги...

    Еще раз спасибо за Ваше активное участие.

    Ваш АШ

    P.S.

    На тему "дупла" мне очень захотелось было схулиганить - привести казус из школьных сочинений.
    Но... кажется, удержался. Не без труда, ибо в мои мозги, помимо моей воли, оказались сейчас
    загружены эти самые "нелепости из школьных сочинений".
  14. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    В 6-м издании учебника Tabachnick & Fidell в качестве примера по ANCOVA используется работа Denham, B. E. (2010). Correlates of pride in the performance success of United States athletes competing on an international stage. International Review for the Sociology of Sport, 45(4), 457–473.

    Автор исследовал чувство гордости американцев за страну при победе их спортсменов на международных соревнованиях. Их зависимой переменной был ответ на вопрос: "When my country does well in international sports, it makes me proud to be an American"? Вполне про патриотизм. В результате бОльшая гордость ассоциирована с: race (African American), gender (male), age (older), education (lower), and political affiliation (Republican). Первое, по мнению авторов, отчасти связано с тем, что многие из известных американских спортсменов - афроамериканцы.
    Последнее редактирование: 2 мар 2021
    Хохлов Н.А. нравится это.
  15. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    А вот мне совсем не понятно, почему спортсмены и иные их собратья по цирковому и эстрадному искусству определяют приоритеты наций? Это же не большая обслуга "элиты", чем цирюльники и хранители ночных горшков сюзеренов и господ.