1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Об оптимальном сочетании дополняющих друг друга тестов

Тема в разделе 'Собчик Л.Н.', создана пользователем Собчик Л Н, 13 авг 2014.

  1. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума


    Коллеги, это сообщение опубликовано первоначально на блоге Н.А.Батурина в связи с обсуждением идеи построения "рейтинга психодиагностических методик".
     
    ====================================================================================
     
     
    Хочу поделиться с психологами своим опытом и знаниями по поводу обсуждаемой проблемы. Я здесь пишу не столько о рейтинге отдельно взятых методик, сколько об оптимальном сочетании дополняющих друг друга тестах. Вот что я имею сказать на этот счет:
                Психодиагностика представляет собой формализованный (квантифицированный) метод исследования психологических свойств конкретного человека. Считается, что объективность психодиагностических тестов обусловлена статистически подтвержденной достоверностью, а полученные результаты не зависят от опыта и личностных особенностей экспериментатора. Выраженные языком цифр, показатели тестов дают возможность сравнивать степень выраженности тех или иных свойств у разных людей, у одного и того же человека при повторных исследованиях – в динамике, а также позволяют выявить наиболее типичные тенденции в определенной группе людей, в той или иной популяции путем усреднения результатов множественных исследований. Адаптация того или иного теста предусматривает его стандартизацию, т.е. выявление средненормативных данных для определенной популяции или этноса, так как восприятие стимульного материала методики неоднозначно воспринимается лицами, принадлежащими разным культурам. Существуют также возрастные и половые различия, меняющие диапазон нормативного разброса показателей методики. Апробированный на репрезентативной группе обследуемых лиц, подтвердивший свою надежность на практике в процессе сравнительного анализа результатами других методик и данными объективного наблюдения, тест может быть взят на вооружение. Однако все вышесказанное о надежности показателей психодиагностического тестирования не является аксиомой. «Слепая» психодиагностика, т.е. диагностика личностных свойств с опорой только на представленные в виде числовых показателей результаты – вещь опасная. Такой подход можно использовать лишь  в тех случаях, когда идет проверка теста, когда апробируется новый подход к интерпретации данных и необходимо выявить вероятность «прямого попадания» в процессе проверки какого-либо нового критерия оценки личности. Но на практике, когда речь идет о живых людях и решается в том или ином контексте их судьба, язык цифр может служить лишь в определенной мере опорой и средством объективизации личностного портрета. Оценка личностных свойств человека и его актуального состояния должна вестись с позиций комплексного подхода, включающего не только формальные показатели психодиагностического исследования, но и биографические данные, сведения о его профессиональном, социально-экономическом и семейном статусе, о той ситуации и жизненном пространстве, в котором он сейчас находится, о тех жизненных обстоятельствах (на момент обследования), которые могут оказать значительное влияние на результаты тестирования. Кроме того, весьма желательно посмотреть на данного человека, оценить его общефизические и физиогномические особенности, заглянуть ему в глаза, наладить с ним контакт и снять опасения, которые может вызвать процедура обследования. Соблюдая все упомянутые условия, психолог может надеяться на эффективность проведенного исследования и относиться с доверием к полученным результатам.
          Судьба психодиагностики в нашем отечестве сложна. Если 10-15 лет тому назад психодиагностика подвергалась жестокой критике, то теперь можно отметить другую крайность: что ни попадется под руку, то и тест. Что ни тест, то панацея: его используют при решении самых разнообразных и неожиданных целей, без попытки подтвердить полученные данные другим методом. А если используется пакет тестов, то подбор методик скорее случайный, чем продуманный, и уж точно, что он не опирается на определенную концептуальную базу. Поэтому в процессе психологического сопровождения нередко один психолог не может понять другого, знакомясь с его заключением, что значительно мешает преемственности. Необходим проверенный, теоретически обоснованный набор надежных психодиагностических методик, который бы способствовал индивидуализации подхода и позволил объективизировать результаты психологического сопровождения. Ни­ве­ли­ров­ка ин­ди­ви­ду­аль­но­сти и тенденция к ориентировке на «среднего ученика» или «среднего человека» при­ве­ла к то­му, что пре­крас­ные ра­бо­ты оте­че­ст­вен­ных пси­хо­ло­гов, за­ни­мав­ших­ся пси­хо­ло­ги­ей ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей, в 30-е го­ды бы­ли от­ри­ну­ты и на­дол­го. За ру­бе­жом же эти ис­сле­до­ва­ния про­дол­жа­лись. В свя­зи с та­кой ис­то­ри­ей на­шей пси­хо­ло­гии в на­стоя­щее вре­мя нам при­хо­дит­ся встре­чать соз­дан­ные ко­гда-то у нас ме­то­ди­ки, усо­вер­шен­ст­во­ван­ные на за­па­де. При этом воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость   за­но­во   их   реа­дап­ти­ро­вать, т.е. при­спо­саб­ли­вать к на­шим ус­ло­ви­ям и разрабатывать собственные стандарты.   
                Но как бы мно­го ни су­ще­ст­во­ва­ло пси­хо­ло­ги­че­ских тес­тов, де­ло со­всем не в их ко­ли­че­ст­ве. Нет смыс­ла брать лю­бые из них без раз­бо­ру. Впол­не дос­та­точ­но ис­поль­зо­вать та­кой их на­бор, в ко­то­ром ка­ж­дый ме­тод на­прав­лен на оп­ре­де­лен­ные струк­ту­ры че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки, на раз­ные уров­ни са­мо­соз­на­ния. Мно­го­чис­лен­ные пси­хо­ло­ги­че­ские оп­рос­ни­ки, не­ за­щи­щен­ные шка­ла­ми дос­то­вер­но­сти, апел­ли­ру­ют в пер­вую оче­редь к осоз­нан­но­му “Я”. По­лу­чен­ные с их по­мо­щью ре­зуль­та­ты под­вер­же­ны мощ­но­му воз­дей­ст­вию Эго-за­щит­ных тен­ден­ций, вы­зван­ных по­пыт­кой втор­же­ния во внут­рен­ний мир об­сле­дуе­мо­го ли­ца. Со­пос­тав­ле­ние ак­ту­аль­но­го об­раза “Я”, пред­став­ляю­ще­го со­бой лишь ус­та­но­воч­ный, дек­ла­ри­руе­мый фа­сад лич­но­сти, с иде­аль­ным об­ра­зом по тес­ту меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний (ДМО) бо­лее объ­ек­тив­но по­зво­ля­ет оп­ре­де­лить те чер­ты, ко­то­рые ин­ди­вид го­тов взять под кон­троль. Вер­баль­ные тес­ты, у ко­то­рых име­ют­ся шка­лы, оце­ни­ваю­щие на­деж­ность по­лу­чен­ных дан­ных ( СМИЛ), по­зво­ля­ют об­ри­со­вать внут­рен­нюю кар­ти­ну “Я”, ко­то­рую пси­хо­лог рас­смат­ри­ва­ет че­рез приз­му об­на­ру­жен­ных ус­та­но­воч­ных тен­ден­ций, аг­гра­ви­рую­щих или ни­ве­ли­рую­щих ис­тин­ный об­раз.
           Наи­бо­лее объ­ек­тив­ны­ми и от­ра­жаю­щи­ми глу­бин­ные, не­осоз­на­вае­мые пе­ре­жи­ва­ния яв­ля­ют­ся тес­ты, ис­поль­зую­щие не­вер­баль­ные сти­му­лы (цве­то­вые эта­ло­ны, кар­тин­ки или порт­ре­ты, не­струк­ту­ри­ро­ван­ные пят­на). Для то­го, что­бы по­лу­чить все­сто­рон­ний порт­рет лич­но­сти, сле­ду­ет ис­поль­зо­вать та­кую ба­та­рею тес­тов, ко­то­рая бы вы­яви­ла лич­но­ст­ные осо­бен­но­сти на всех уров­нях са­мо­соз­на­ния. При этом не­об­хо­ди­мо, что­бы по­лу­чен­ные дан­ные по­зво­ли­ли объ­ек­тив­но оце­нить и эмо­цио­наль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, и ин­тел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти, и стиль меж­лич­но­ст­но­го по­ве­де­ния, и мо­ти­ва­ци­он­ную на­прав­лен­ность ин­ди­ви­да. Сло­вом, все мно­го­об­ра­зие лич­но­ст­ных свойств не­об­хо­ди­мо вы­стро­ить в та­кую вер­ти­каль, ко­то­рая сде­ла­ла бы со­пос­та­ви­мой показатели разных тестов. Согласно такому подходу на базе многолетних исследований мною разработана  психодиагностическая модель индивидуально-личностного конструкта.
    В основу модели целостной личности положена приведенная выше типология индивидуально-личностных свойств, на базе теории ведущих тенденций. Согласно данной теории врожденные особенности являются основой для формирования той индивидуальной избирательности,благодаря которой   из ши­ро­чай­ше­го спек­тра впе­чат­ле­ний об ок­ру­жаю­щем ми­ре ка­ж­дый че­ло­век в свойственном ему стиле ос­ваи­ва­ет оп­ре­де­лен­ную ин­фор­ма­цию, ак­цен­ти­руя свое вни­ма­ние на од­них яв­ле­ни­ях и пре­неб­ре­гая дру­ги­ми. В ос­но­ве ин­ди­ви­ду­аль­но-очер­чен­но­го сти­ля каждого конкретного че­ло­ве­ка ле­жит та ве­ду­щая тен­ден­ция, ко­то­рая про­ни­зы­ва­ет все уров­ни лич­но­сти:  обенности темперамента, ха­рак­те­ро­ло­ги­че­скю струк­ту­ру человека, а также  наи­бо­лее вы­со­кие (“вер­шин­ные ” по Выготскому) уров­ни лич­но­сти, ка­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ная на­прав­лен­ность и ие­рар­хия цен­но­стей че­ло­ве­ка, которые в известной степени ограничивают количество степеней выбора при формировании сферы интересов и социальной активности.
    По­ня­тие “ве­ду­щая тен­ден­ция” - бо­лее ем­кое и ди­на­мич­ное, чем “чер­та”, “свой­ст­во”, ”со­стоя­ние”: оно их всех объ­е­ди­ня­ет и оп­ре­де­ля­ет на­прав­ле­ние их транс­фор­ма­ции в раз­ные пе­рио­ды жиз­ни и на раз­ных уров­нях са­мо­соз­на­ния.
    “Ве­ду­щая тен­ден­ция” - это де­фи­ни­ция, ко­то­рая вклю­ча­ет в се­бя и врожденные ус­ло­вия, которые являются почвой для фор­ми­ро­ва­ния оп­ре­де­лен­но­го лич­но­ст­но­го свой­ст­ва, и са­мо свой­ст­во, и преморбидную готовность к то­му со­стоя­нию, ко­то­рое мо­жет раз­вить­ся под влия­ни­ем сре­до­вых воз­дей­ст­вий - как путь трансформации дан­но­го свой­ст­ва в деформирующих личность условиях.
    Многомерность психодиагностической модели создается тремя векторами   исследования. Первый вектор предусматривает вертикальный многоуровневый подход, позволяющий оценить с помощью соответствующих методик разные уровни личностной организации - бессознательное «Я», осознаваемый образ «Я», декларативное (субъективное) актуальное и идеальное «Я». При этом последовательно и в сопоставлении учитываются феноменологически близкие показатели, отражающие: 1) врожденные типологические свойства, 2) характер, формирующийся в процессе взаимодействия врожденных свойств с воспитывающим влиянием окружающей среды и 3) направленность социальной активности, опирающуюся на субъективную избирательность, которая ограничивает вероятностный выбор человека.
         Второй вектор имеет горизонтальную направленность и параллельно изучает мотивацию, эмоции, стиль межличностного общения и познавательные способности через призму ведущей тенденции как базовой характеристики. При этом центральную позицию занимают показатели нормативного разброса, а нарастание интенсивности признаков отражает акцентированные типологические черты и дезадаптивные формы переживания и поведения.
          Третий вектор направлен на изучение динамики индивидуально-личностных характеристик под влиянием ситуации, в стрессе, при эмоциональной напряженности, с обращением особого внимания на индивидуально очерченный диапазон изменчивости.  
          Исследование проводится с использованием в сравнительном анализе специально подобранных психодиагностических методик, в числе которых в разном сочетании оптимальными являются следующие тесты:
    1.ИТО – оригинальный, разработанный мной и широко апробированный на практике индивидуально-типологический опросник (91 пункт), с помощью которого можно определить ведущие индивидуально-личностные тенденции и определить деловые качества и профессионально важные свойства индивида..
    2. Ме­тод ди­аг­но­сти­ки меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний ДМО (адаптированный тест Лири) позволяет выявить субъективную самооценку обследуемого лица в сопоставлении с идеальным образом «Я», а также оценку им значимых окружающих в сравнении с их идеальным образом. При изучении микроклимата в коллективе дает возможность определить структуру группы, отношение к лидеру, степень напряженности межличностных отношений
    3.Стан­дар­ти­зи­ро­ван­ный мно­го­фак­тор­ный ме­тод ис­сле­до­ва­ния лич­но­сти СМИЛ, адаптированный и модифицированный тест MMPI (полный, с использованием дополнительных шкал – 566 утверждений, и сокращенный – 397 утверждений, взрослый – мужской и женский - и подростковый варианты). Это – полупроективный тест, исподволь выявляющий эмоциональные особенности, мотивацию, индивидуальный стиль межличностного поведения, устойчивые профессионально важные черты и деловые качества индивида, а также уровень социально-психологической адаптированности.
    4. Метод цве­то­вых выборов МЦВ (модифицированный тест восьми влечений Люшера) - проективный тест, выявляющий особенности актуального состояния, ведущие индивидуально-личностные тенденции, уровень тревожности и агрессивности, степень адаптированности.
    5. Ме­тод портретных вы­бо­ров МПВ, модификация теста восьми влечений Сонди - глубинный проективный тест направленный на изучение бессознательных аспектов личности, имеющий в своем арсенале эмпирически собранную базу по профориентации.
    6. Разработанный мной Вер­баль­ный фру­ст­ра­ци­он­ный тест (ВФТ), позволяющий оценить уровень агрессии и сопротивления личности средовым влияниям, сферу нарушенных межличностных отношений и иерархию ценностей индивида.
    7. Ри­со­ван­ный ап­пер­цеп­тив­ный тест РАТ (также моя разработка), раскрывающий наличие конфликта и сферу его проявления.
    8. .Ин­тел­лек­ту­аль­ный культурно-свободный тест Кет­тел­ла, направленный на изучение интуитивного типа мышления, связанного с социальной предприимчивостью.
    9. Ин­тел­лек­ту­аль­ные тес­ты Ай­зен­ка-Гор­бо­ва, позволяющие определить соотношение числового, вербального и наглядно-образного типов мышления.
    10. Реже используется проективный тест Роршаха, который является прекрасным дополнением к любому набору психодиагностических тестов и нередко позволяет окончательно развеять остающиеся сомнения. 
    Все перечисленные методики реализованы в компьютерных программах с сопутствующей подробной интерпретацией, за исключением Роршах-теста, компьютерная версия которого лишь помогает обсчитать данные обследования, проведенного вручную.
     Для каждого отдельного исследования в зависимости от задачи, стоящей перед психологом, достаточно использовать 3-4 методики. Важно, чтобы набор используемых тестов позволил описать целостный портрет и охватывал разные аспекты личности.
     Широкое использование психодиагностической батареи для построения портрета личностной индивидуальности в разных сферах прикладной психологии и в научных исследованиях подтвердило на практике ее эффективность и показало, что контингент лиц, условно называемых нормой, не является нулевой характеристикой отсчета, унылой и безликой усредненностью, а представлен широким коридором индивидуально-личностного многообразия. Данные психодиагностического исследования убедительно показывают, каким образом  полярные, разнонаправленные   тенденции уравновешивают друг друга в норме, как выявляются заостренные черты при отсутствии такого равновесия, как  проявляются дезадаптивные состояния.
    Имеет значение не только согласованность вертикальных показателей разных тестовых методик, подлежат интерпретации также и феноменологические несовпадения между показателями разных методик, свидетельствующие о о мотивационных искажениях, связанных с установочными реакциями обследуемого лица., наличием внутреннего конфликта или с неадекватной самооценкой.
    С по­мо­щью разных комбинаций приведенных здесь  психодиагностических тестов мож­но не толь­ко вы­явить ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти пси­хи­ки, раз­га­дать не ле­жа­щие на по­верх­но­сти, скры­тые ре­сур­сы че­ло­ве­ка, но так­же оп­ре­де­лить сте­пень его на­пря­жен­но­сти и не­удов­ле­тво­рен­но­сти, про­гно­зи­ро­вать его по­ве­де­ние в не­пред­ви­ден­ных и слож­ных си­туа­ци­ях. Эти зна­ния по­мо­гут спе­циа­ли­сту дать кон­крет­но­му че­ло­ве­ку не­об­хо­ди­мые ре­ко­мен­да­ции по вы­бо­ру про­фес­сии, по­со­ве­то­вать, как вес­ти се­бя с труд­ным под­ро­ст­ком, как на­ла­дить суп­ру­же­ские от­но­ше­ния, ка­кая сфе­ра со­ци­аль­ной ак­тив­но­сти и в ка­кой ро­ли на­вер­ня­ка бу­дет для не­го оп­ти­маль­ной. С по­мо­щью приведенных  ме­то­дик уже много лет про­во­дит­ся проф­от­бор, имеющий особое значение в тех сфе­рах про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти, где сам ха­рак­тер тру­до­вой ак­тив­но­сти предъ­яв­ля­ет че­ло­ве­ку по­вы­шен­ные тре­бо­ва­ния. Во­про­сы управления персоналом успешно решаются в многочисленных организациях и фирмах, в по­ис­ко­во-раз­ве­ды­ва­тель­ных, пред­при­ни­ма­тель­ских, спор­тив­ных, твор­че­ских и про­чих кол­лек­ти­вах.    
                Боль­шое зна­че­ние име­ют та­ко­го ро­да ис­сле­до­ва­ния для свое­вре­мен­но­го вы­яв­ле­ния уг­ро­зы че­ло­ве­че­ской пси­хи­ке. Пред­вест­ни­ки де­за­дап­та­ции (т.е. на­ру­ше­ния нор­маль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия че­ло­ве­ка с ок­ру­жаю­щей сре­дой, пе­ре­на­пря­же­ние в свя­зи со слож­ной учеб­ной или тру­до­вой дея­тель­но­стью) час­то про­яв­ля­ют­ся в ви­де пси­хо­ло­ги­че­ско­го дис­ком­фор­та рань­ше, чем это об­на­ру­жит­ся дру­ги­ми спо­со­ба­ми, и да­же рань­ше, чем это дой­дет до соз­на­ния са­мо­го че­ло­ве­ка.
           Опыт показывает, что пси­хо­ди­аг­но­сти­ческие методики в руках опытных, специально обученных  психологов яв­ля­ют­ся на­деж­ным и тон­ким ин­ст­ру­мен­том, позволяющим распознать индивидуально-личностные особенности человека в целях профориентации или кадрового отбора, в сфере управления персоналом, а также для выявления группы риска  для пре­ду­пре­ж­де­ния нерв­ных сры­вов, антисоциального  по­ве­де­ния, ал­ко­го­ли­за­ции, суицидальных тенденций и др.
    Извините, если утомила слишком обширным текстом.
    Буду рада узнать мнение тех, кто имеет на этот счет свой взгляд.
    Доктор психол. наук Собчик Людмила Николаевна

    Никитина И.А. нравится это.
  2. Участник

    Участник Участник

    № 1 из 8. 20.06.2009 : 14:13. Барлас Т.В.
    ------------------------------------------------------------------
     Уважаемая Людмила Николаевна!
    Мне очень близка идея комплексного подхода. Он обеспечивает ту самую  "об'емность"  и многогранность,  которая позволяет  выявить индивидуальность живого человека за цифрами и показателями. Часто самое интересное открывается при сопоставлении результатов по разным методикам. Причем процесс это творческий, во многом интуитивный. Позволю себе немного с Вами не согласиться: при всей научности и обоснованности самих психодиагностических методов, в процессе их интеграции и создании целостного "психодиагностичского портрета"  есть немалая доля искусства и вкусовщины. И я не думаю, что этого можно избежать.
    Как раз сейчас я убеждаюсь, что предложенный Вами комплекс работает превосходно (я "воспитана" в другой психодиагостической традиции). На днях будет защищаться дипломная работа, выполненная на основе изложенного Вами подхода, где не только прослеживается, интерпретируется и осмысливается динамика изменений испытуемого на протяжении двух лет (три тестирования с интервалом в год), но и соотносится с изменениями в фирме, которую возглавляет испытуемый. Знакомясь с результатами (по иронии судьбы я руководила этим дипломом), я испытала редкое (увы) удовольствие от "красивой" психодиагностики.  

    № 2 из 8. 20.06.2009 : 14:14. Зеличенко А.И.
    ------------------------------------------------------------------
    Уважаемая Людмила Николаевна!
     
    Вы подняли столько важных проблем, что едва ли получиться обсудить все их. Когда, в каких прикладных ситуациях нужен ПОЛНЫЙ психологический портрет, а когда можно обойтись только "шаржем", да еще и сделанным "со спины"? Или вопрос о структуре личности ("Я"), где при попытках (думаю, крайне нужных) выстраивать "вертикальную иерархию" совершенно необходимо делить конструкт "бессознательное" на два - "подсознательное" и "сверхсознательное", без чего выделеннные Вами высшие уровни, такие как "идеальное Я" просто не могут быть поняты, но, что еще важнее, не до конца может быть понят другой введенный Вами очень важный конструкт  - "ведущая тенденция", обсуждение которого само требует весьма обширного разговора.
     
    Но из всей этой совокупности весьма соблазнительных тем разговора мне хотелось бы остановиться на одной. Часто психологи-методисты (разработчики методик) исходят из того, что создав очень хорошую методику они тем самым избавят коллег, работающих с этой методикой, от необходимости думать, развиваться, профессионально расти. И очень странно, что приходится объяснять, что даже блистательно сделанная методика совершенно бесполезна в руках невежды или духовного недоросля, пусть даже у него и есть диплом психолога.  
     
    Конечно, необходим достаточный набор прилично сделанных инструментов. Но чудесный молоток не избавляет от необходимости учиться забивать гвозди. Вот почему мне видится в качестве важнейшей проблемы психодиагностики подготовка самих диагностов.

    № 3 из 8. 21.06.2009 : 15:34. Собчик Л.Н.
    ------------------------------------------------------------------
    Уважаемый коллега А.И. Зеличенко!
    Вы совершенно правы, но из известных мне тестов я обнаружила лишь те, которые позволяют высветить осознанный и неосознаваемый уровни личности. Что касается ведущих тенденций, то они представляют собой
    те базовые, врожденные свойства, которые пронизывают все уровни личностного конструкта, изначально высвечивают особенности темперамента, свойства которого в процессе взаимодействия с ближайшим окружением и социальной средой формируют характер человека. Однако и высшие уровни личности развиваются не без  влияния тех типологических свойств,  которые проявляются индивидуальной избирательностью человека. 
    С. Рубинштейн писал, что информация об окружающем мире воспринимается не пассивно, она опосредуется внутренними врожденными средами. Поэтому я представляю (сугубо схематически) личность как некое древо, уходящее корнями в унаследованный генотип, который продолжается (ствол древа) в характере, и ограничивает количество степеней свободы (ветви кроны древа) при формировании высших уровней личности - выбор профессии, социальной активности, ценностей, сферы интересов. Преобладающие  (ведущие) тенденции и создают ту индивидуально-личностную канву, по которой средовое влияние плюс обстоятельнства рисуют свой узор.
       Безусловно, в руках невежд ни один даже самый лучший тест не только не даст эффекта, но может даже навредить. Я уже более 30 лет ежегодно веду курсы по психологии индивидуальности и психодиагностике,
    приезжают психологи не только из разных городов и сел России, но и из ближнего зарубежья. У меня уже несколько тысяч учеников, использующих психодиагностику на практике. Передавая свой опыт и знания, я всячески настраиваю их на осторожность в применении тестов. И  настаиваю на том, чтобы - с одной стороны, авторитет проводимых психологом исследований повышался, а, с другой стороны, подчеркиваю, что организационные выводы должны строиться на совокупности разносторонней информации о тестируемых людях (опыт, возраст, регион, экспертные оценки начальства и сотрудников, послужной список, резюме и т.п.)
    Спасибо за комментарий!
    Л.Н.

    № 4 из 8. 21.06.2009 : 22:19. Зеличенко А.И.
    ------------------------------------------------------------------
    Уважаемая Людмила Николаевна!
     
    Говоря о выращивании диагностов, я имел в виду способность видеть живого человека (динамически развивающегося, простите за тавтологию) в его жизненном поле (в смысле Курта Левина). Эта способность напрямую завязана на уровень духовного (или духовно-личностного) развития  самого диагноста. Дело здесь не совсем в невежестве (в смысле недостаточной эрудиции, недостаточного количества прочитанных книжек), а скорее в духовной незрелости. Тесты как и сама идеология тестологии здесь часто мало помогают.
     
    Обращаясь к другой поднятой Вами теме, я хотел бы заметить, что "границы врожденного" гораздо шире не только, чем это предполагали сторонники теории "чистого листа", но и гораздо шире, чем это предполагают "биологизаторы". Темперамент, конечно, является врожденным (хотя гораздо труднее сказать, насколько он является наследуемым), но темперамент - это лишь малая часть того, с чем человек приходит в мир.  Мы, в самом деле, видим, как новорожденный попадает в определенную коллею и проживает жизнь, которая кажется в значительной мере предопределенной изначально. Но эта предопределенность такова, что ее трудно объяснить исключительно темпераментом. Думаю, что здесь нам предстоит радикальная ревизия наших взглядов на мир и на место человека в мире... 

  3. Участник

    Участник Участник

    № 5 из 8. 21.06.2009 : 23:56. Собчик Л.Н.
    ------------------------------------------------------------------
    К комментарию А.И Зеленченко:Тема личности, судьбы, мироощущения необъятна. Я коснулась лишь одной ипостаси: психодиагностика и ее возможности, оптимальный путь ее использования. Генетическая предиспозиция, естественно, не имеется в виду как отпечаток свойств родителей напрямую. Существуют не толко доминантные, но и рецессивные варианты передачи признаков по наследству, а также мозаичное включения свойств от разных прародителей.
     
    К комментарию Т.В. Барлас: Я рада, что трехлетний эксперимент показал эффективность психодиагностического исследования с применением моего подхода. Что касается вкусовщины, то здесь нет предела и нет  регламентирующих законодательств или иных средств. Нет единой школы, общепринятой теории личности.
    Но это не должно нас останавливать. Дорогу осилит идущий.

    № 6 из 8. 22.06.2009 : 15:53. Зеличенко А.И.
    ------------------------------------------------------------------
    Тема судьбы на сегодняшний день в психологии практически не разрабатывается (насколько это известно мне). Ваш конструкт "доминирующая тенденция" в этой ситуации обладает определенным креативным потенциалом. Именно это мне хотелось бы подчеркнуть. Что же касается расширения объяснительного принципа биологического наследования в русле "рецессивных признаков", наследуемых от отдаленных предков (в стиле объяснений Короля из захаровского "Обыкновенного чуда" или князя-отца из фридовской "Сильвы"), то мне все же думается, что в подобного рода объяснительных попытках слишком много самообмана. Такое часто происходит с попытками расширить границы частного объяснительного принципа на явления, которые он объяснять не может. Полагаю, что отгадки здесь лежат в совсем иной плоскости...
     
    P.S. Моя фамилия Зеличенко, Александр Исаакович Зеличенко.

    № 7 из 8. 22.06.2009 : 21:46. Собчик Л.Н.
    ------------------------------------------------------------------
    Извините, Аленксандр Исаакович, за искажение Вашей фамилии,
    теперь я уже не ошибусь, если опять появится повод побеседовать с Вами.
    С уважением, Л.Н.

    № 8 из 8. 13.07.2009 : 20:24. Собчик Л.Н.
    ------------------------------------------------------------------
    Письмо из почты.
    Уважаемая Людмила Николаевна!
    Хочу выразить Вам искреннюю признательность за  книгу 
    "Психологиия индивидуальности". Ваши книги помогают мене в работе с самого начала профессиональной
    деятельности. Вы пишите так, что можно не просто научиться
    пользоваться методикой, но почувствовать ее изнутри, без чего настоящей
    психодиагностической работы не бывает. Ваш подход к пониманию человеческой
    индивидуальности представляется мне наиболее обоснованным и полезным в
    практической работе.
    Позвольте пожелать Вам и коллективу, работающему под Вашим руководством,
    дальнейших профессиональных успехов.
    С благодарностью и уважением

    Коллега Галина Галич.
     

    Никитина И.А. нравится это.
  4. Никитина И.А.

    Никитина И.А. Локомотив

    Присоединяюсь к словам благодарности Галины Галич - я тоже так воспринимаю книги Людмилы Николаевны Собчик.
    Шмелев А.Г. нравится это.