1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Оценка наркотизации

Тема в разделе 'Общие вопросы', создана пользователем Бузова М.В., 7 фев 2018.

  1. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Накал дискуссии означает - тема очень актуальная и "чувствительная". Ольга Афанасьевна, я, пожалуй, соглашусь с тем, что обида автора - это его личное дело. На другую чашу весов положена безопасность клиентов, культура и корректность исследования, валидность научных выводов, престиж отечественной психологии, наконец. Но также важно, чтобы "кровь" не лилась в пустую. Надо, чтобы, подобные вашему, рейтинги методик становились достоянием общественности.Я представляю такую картину: на видном месте на факультетах психологии помещается список "методик нон грата". Утопия?
    В нашей специальной периодике не приняты публичные дискуссии на страницах журналов. Пока что риск попасть под удар критики коллег на публичной площадке, фактически, равен нулю.
  2. Белобрыкина О.А.

    Белобрыкина О.А. Локомотив

    Спасибо за комментарий. Действительно, чаша весов довольно чувствительна. Думаю, никто из нас не захочет употреблять в пищу некачественные продукты, а уж намерено "кормить" ими родных и близких (в частности, студентов), за которых мы несем персональную профессиональную ответственность, - это вообще кощунство. Так почему мы должны позволять им использование подобного профессионального инструментария, заведомо ориентируя их на недостоверные или профанированные результаты. Ведь это может так автоматизироваться, что и до профессионального цинизма не далеко.
    Повторюсь - я подобный подход (использование низкокачественной диагностической продукции) рассматриваю как профессиональное преступление.
    Для студентов у нас существует так называемая "Антибиблиотека профессионала", куда "складываются" не только методики сомнительного качества, но и методические пособия, технологии и т.п.
    По поводу нулевого показателя на публичной площадке, позволю себе не согласиться, существует такая возможность - журнал "Вестник рецензента", да и ряд других научных журналов к этому готов.
    Яньшин П.В. нравится это.
  3. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Вопрос этики, как мне кажется, - бесконечная тема. Хотел бы вернуться к своему вопросу: не кажется ли Вам, что нельзя все психодиагностические методики "складывать в одну корзину". Например, в том же информационном письме УМО, на которое Вы сослались, есть следующая оговорка:"Это требование не распространяется на идиографические методы, основанные на качественном анализе, описании редких психических явлений или особых категорий испытуемых и др." В этом смысле я говорил о "деликатности и нетривиальности темы". Суицидальный риск, виктимность, жестокость, наркотизация - это именно "особые категории испытуемых" и "редкие испытуемые". К оценке техник, направленных на измерение таких качеств, следует применять какие-то иные критерии, нежели те, что сформировались для измерения уровня интеллекта и тому подобных стационарных и социально одобряемых качеств.
  4. Белобрыкина О.А.

    Белобрыкина О.А. Локомотив

    Я с вами полностью согласна. Например, критерий валидности не применишь на идеографический методики и тогда содержательный аспект потребует более пристального внимания. Но это не означает, что проективные методы не требуют профессиональной оценки, а если учесть, что сегодня ими, опять-таки, только ленивый не пользуется, то для профессиональный целей качественно-содержательный анализ методики не повредит (лучше перебдеть, чем недобдеть). И по поводу особых категорий испытуемых - тут уж вообще предельное внимание требуется, иначе ярлыков навешаем - мало не покажется (вспомните прецедент с диагностикой склонности к употреблению ПАВ методикой Кетелла, непонятно откуда взявшимся и кем разработанным вариантом, причем выставленной на сайте МИНОБРА. Когда ее в школы принудительно спустили и психологов обязали ее провести, 99 % подростков попали не просто под подозрение, там такой прессинг педагогический начался - всех поголовно наркоманами начали называть).
    Ну а по поводу иных критериев - вопрос открытый (мы, например, особое внимание уделяем формулировкам утверждений, ведь иные могут и спровоцировать актуализацию потребности). Если у вас есть какие-то предложения, буду признательна (допускаю, что можем что-то недооценивать).
    И все-таки то, что студенты научаются анализировать инструментарий, считаю очень важной профессиональной компетенцией.
  5. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Начну с конца: критическая оценка инструментария - это необходимая компетенция, как, пользуюсь Вашей аналогией, - умение распознать качество пищи. Помню, что на практикуме МГУ у нас, студентов, в обязательном порядке требовали критиковать каждую изучаемую экспериментальную процедуру. Это как прививка от глупости. Про идеографические методы (проекция) - особая тема, особенно проективный рисунок. Без прохождения специального практикума и сертификата их просто следует запретить к использованию. С минобровским Кеттеллом, кажется, разобрались - кто старое помянит...
    Про актуализацию потребность - серьезный аргумент. По этому поводу существует много исследований (правда, в ином ключе). И зарубежные, и мои данные говорят в пользу того, что прайминг-эффект от нескольких предъявлений стимула не дает стойких последствий. Тут, скорее всего, действуют эффекты сенсибилизации и защиты, сформулированные Дж. Брунером. Опасно длительное многократное предъявление. Например, навряд ли следует опасаться того, что анкета на склонность к наркотизации, не содержащая пресуппозиций о наличии такой склонности, повысит риск самой наркотизации. Но опасно формулировать вопрос так: "Часто ли ты потребляешь наркотик?", "Сколько раз ты мучил животных?". Если в анкете есть подобные пресуппозиции, - ее сходу следует браковать.
    Мои предложения. В Самаре мы предпочли использовать метод, основанный на задержке скорости реакции в ответ на диагностически важные сочетания стимулов при компьютерном предъявлении. В "Психологическом журнале" приняли в работу мою статью (выход публикации пока под вопросом). В "Вопросах психологии" статья пока тоже "вылеживается". Если интересно, могу прислать рукописи и факсимиле других публикаций.
  6. Сугоняев К.В.

    Сугоняев К.В. Лидер Команда форума

    Когда поначалу Ольга Афанасьевна выкатила длинный список методик, большая часть которых известна, возможно, только авторам и их ближайшим сотрудникам, с ярлыками «психометрически не состоятельна», казалось, что речь идет просто о полемическом и эмоциональном «перегибе», но по сути, возможно, все так и есть.
    Но когда вслед за этим появился альтернативный список («приличных», то бишь, видимо, психометрически состоятельных) методик, о многих из которых я знаю не понаслышке, «вечер перестал быть томным». Отчетливо запахло вкусовщиной (в лучшем случае), приправленной любовью к НЕпсихометрическим тестам (которые, очевидно, ВНЕ критики?) и появились вопросы.
    За ответами я обратился к недавно отрекламированному выпуску журнала PEM, включающему экспертизу опросника СОП А.Орла (Солоницына М.А, Питайкина А.А., Лимонченко Р.А. Диагностическая информативность методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел): проблемы практического применения //PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2016. – № 2; URL http://pem.esrae.ru/12-136)
    Пытался разглядеть в этой пространной статье хоть небольшую крупицу собственно психометрического анализа данных, полученных с помощью методики (правильно, «психометрически несостоятельной») и не нашел. А что же в ней есть? Семантический анализ формулировок (с точки зрения здравого смысла) и детальная инвентаризация того, какой пункт в скольких шкалах участвует. Если по таким же лекалам выпекались оценки и всех прочих методик, то единственный правомерный вывод по результатам подобных, с позволения сказать, «экспертиз» должен быть таким: «Ну не нравится мне эта методика, и все тут!»
    И не нужно примешивать к этому психометрику – она здесь и рядом не стояла. Тем паче - навешивать уничижительные ярлыки; у Вас для этого нет никаких оснований (это отнюдь не исключает того, что методики действительно не комильфо…).
    Да, опросник СОП был представлен в ряде публикаций (Клейберг, Менделевича и др.) с многочисленными ошибками. Их можно было исправить (что я и сделал) и применять. Имею к настоящему времени из разных источников порядка 40 тыс. протоколов и, конечно, детальную психометрическую оценку методики на различных выборках. Бывает немало методик намного хуже, должен сказать.
    Почему ряд пунктов участвует в более чем одной шкале? Во-первых, в опроснике эксплицитно присутствует 2 интегральных шкалы, вбирающих пункты из нескольких первичных. Во-вторых, основание для участия одного и того же пункта-симптома в более чем одной шкале – хорошо известное явление коморбидности. Ну и, наконец, при модификации эту область пересечения я постарался снизить (хотя и не до нуля).
    Кстати: сведения о «блестящей» психометрике опросника ценностных портретов в версии Карандашева и еще более блестящей психометрике методике СИ Гилфорда и Салливена интересующиеся могут почерпнуть на моем блоге этого форума. И еще: почему бы Вашим студентам не заняться подсчетом участия пунктов в различных шкалах в «приличной методике» СМИЛ?
    С уважением, К.Сугоняев
    Хохлов Н.А. нравится это.
  7. Кроник А.А.

    Кроник А.А. Лидер Команда форума

    Статью нашел: "Machine learning of neural representations of suicide and emotion concepts identifies suicidal youth"
    https://www.nature.com/articles/s41562-017-0234-y
    https://static-content.springer.com...-y/MediaObjects/41562_2017_234_MOESM1_ESM.pdf
    https://www.nih.gov/news-events/nih-research-matters/machine-learning-identifies-suicidal-youth

    Акуратность предсказания = 91%.
    Вот только МRI ещё нужен.
    Бузова М.В. и Яньшин П.В. нравится это.
  8. Белобрыкина О.А.

    Белобрыкина О.А. Локомотив

    Была бы очень благодарна, если пришлете работы (ознакомлюсь сама и ребятам, с вашего разрешения, дам материал на ознакомление). А те, которые (надеюсь) будут опубликованы, тоже буду ждать (смотреть на сайтах журналов.
    По поводу проективной диагностики полностью с вами согласна, но это из области фантастики, поэтому со студентами использую прием "страшилок"в том числе с долей юмора, показывая множество ошибок и ятрогенных выводов по результатам проективных методик (например, ВИКТОРИЯ РАЙХЕР. НАЛЕВО СКАЗКУ ГОВОРИТ; Про детские психологические тесты и т.п.)
  9. Белобрыкина О.А.

    Белобрыкина О.А. Локомотив

    Спасибо за ссылки
  10. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Наверное, эти тексты будут интересны и инициатору этой ветки, о которой мы позабыли в пылу полемики.
    Это ссылка на результаты МОТЕКС на этом сайте. http://forum.ht-line.ru/threads/monehks-oficialnye-rezultaty-maj-2015.1050/
    Было бы интересно, как оценили бы эту методику Ваши студенты.
    Далее - ссылки на Яндекс-диск:
    https://yadi.sk/i/5F-dVt9WZRbpw
    https://yadi.sk/i/UtIo4csL3B2muN
    https://yadi.sk/i/Q6pNfZtG3B2mtj
    https://yadi.sk/i/gowhC9qd3B2mt5
    https://yadi.sk/i/5Wo_wdLw3GfxiW
    https://yadi.sk/i/CCpqS-xm3B2owe
    https://yadi.sk/i/SqBd4Qly3B2msA
    https://yadi.sk/i/5F-dVt9WZRbpw
    https://yadi.sk/i/5F-dVt9WZRbpw
    Прикрепляю и презентация на конкурсе в Сочи:

    Вложения:

  11. Белобрыкина О.А.

    Белобрыкина О.А. Локомотив

    Убедительная просьба не передергивать и не гиперболизировать информация. Я обозначала методики как "информативные и вполне приличного качества", а не как "блестящие психометрически".
    Вкусовщины и оценки "нравится/не нравиться" в данном случае нет никакой (у меня, кстати совершенно иные "пристрастия" - "Пиктограмма" А.Р.Лугия, 10 слов А.Н.Леонтьева, методика Л.С.Выготского-Л.С.Сахарова), у нас задача другая - помочь студентам овладеть психодиагностикой на ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ уровне (а не на уровне салона Анны Павловны Шерер) и, соответственно с этим, дать им рабочий инструментарий, с помощью которого, они смогут писать объективные и содержательно адекватные заключения, а не "сочинения на вольную тему" типа "что бы это значило?"
    Требование операционализации никто не отменял, а она, по крайней мере реально представлена в обозначенном списке "приличных" методик и уже от нее мы "пляшем", анализируя качество верификации. Психометрические показатели методики мы теоретически оцениваем, в том числе, и по представленным в источнике статистическим данным (например, насколько адекватно типу методики, выборочной совокупности и пр., выбран статистический критерий, каков тип валидности, надежности, какие типы норм заданы и т.п.). Вы, видимо, очень бегло прошлись по статье, иначе бы обратили внимание, что определить ряд психометрических показателей методики СОП не удалось именно по причине отсутствия в анализируемых источниках данных о валидности, надежности и т.п. Кроме того, если нарушена содержательная часть (в том числе и в формулировках утверждений, и в отнесенности их к конкретным или смежным шкалам), то и 100 тыс протоколов не спасут - циферки и весьма приличные вы всегда получите, а они и скоррелируются, и факторные нагрузки дадут, и любые другие необходимые матэквиваленты. Я своими глазами видела как проходила русскоязычная стандартизация зарубежных методик по нарциссизму - протоколов видимо-невидимо, причем все получены в добровольно-принудительном порядке (вместо занятий обязательная диагностика и попробуй студент откажись - не видать ему зачета (экзамена), ну и пр. "обещалки"). То, что не вписывалось в систему аргументации "нормального нарциссизма" (видимо, авторы-стандартизаторы пытались оправдать свой выдающийся нарциссизм, придав ему значение нормы), придавали нужное значение соответствующими цифирками.
    И еще, насколько мне известно, доработка (исправление ошибок) методик предполагает получение разрешения от автора (я, в свое время списывалась с В.В. Столиным, получая у него разрешение (а потом одобрение) на исправление ключа в ТОРО, а вот по формулировкам он мне рекомендовал обратиться к А.Я.Варга, но она не откликнулась). По сути работа оказалась бессмысленной (уточненный ключ с некорректными формулировками отдельных утверждений не спасли особо информативность методики).
    На ваш блог обязательно загляну и ознакомлюсь с материалами. И, конечно, же проведем повторную проверку СМИЛ (допускаю, что могли что-то пропустить)
  12. Белобрыкина О.А.

    Белобрыкина О.А. Локомотив

    Будет время, обязательно посмотрю
  13. Белобрыкина О.А.

    Белобрыкина О.А. Локомотив

    Посмотрела ваш Блог, Константин Владимирович. С материалами познакомилась (правда, пока бегло). Информация впечатляющая, даже завидки берут - это как вам удается для статистической проверки такое количество данных собирать (правда, редко где обозначено, сколько респондентов мужского, а сколько женского пола, возрастной диапазон выборки, да и выборки в большинстве своем специфические (насколько я поняла, представители властных структур и курсанты военных или МВД вузов), что, соответственно будет влиять на психометрические показатели и последующую экстраполяцию данных. Замечу, что на репрезентативность и экстраполяционный ресурс методики мы со студентами тоже обращаем внимание, когда есть для этого данные). Так как у нас с выборками всегда глобальная проблема (иногда для курсовых и ВКР набрать оптимальную выборку сложно), то при анализе методик, как я уже отмечала, мы проводим т.н. теоретический анализ представленных (или указываем на их отсутствие) статистических данных. И я убеждена, что если студент научается этому, то он уже "вооружен" и вестись "на бренд" (в вашей терминологии) уже так легко не будет.
    Лично мне не хватило информации об источниках (кроме тех случаев, где она либо в обсуждении на форуме представлена, либо о них вскользь упоминается по тексту), из которых брались для анализа методики. Наверно, соглашусь, что для ряда методик действительно источник не имеет значения, но когда есть возможность выбора (как например, с вариантом Е.Ксенофонтовой), то лучше владеть этой информацией.
    Обозначьте, на какой конкретно ветке расположена информация о психометрике теста Люшера (я не нашла).
    И еще вопрос, можно ли, с вашего разрешения, ваши статьи (О ПМ качестве... и 16 ФЛО) дам для ознакомления студентам (разместив их в методическом обеспечении дисциплины на своей вузовской странице)?
    Яньшин П.В. нравится это.
  14. Сугоняев К.В.

    Сугоняев К.В. Лидер Команда форума

    Ольга Афанасьевна, конечно же я не против того, чтобы добротная эмпирика (ДАННЫЕ, не автор!), представленная в упомянутых Вами статьях, стала известна Вашим студентам. Разумеется, я писал эти работы в надежде, что кто-то ими заинтересуется. Поскольку (как стало особенно очевидно в последнее десятилетие) многое из публикуемого в психологических (не только) журналах, мягко говоря, не вполне соответствует действительности (ниже приведу ряд ссылок на статьи, в которых этот вывод сформулирован гораздо более жестко), заслуживают внимания, как мне кажется, выводы 1) сделанные на основе больших массивов данных; 2) неоднократно воспроизведенные на разных выборках; 3) психометрическому анализу предшествует анализ качества (достоверности) исходных данных.
    Именно это я пытаюсь делать.

    Вы спрашиваете о психометрике (хотя это слово едва ли уместно здесь в полном объеме) методики Люшера. Некоторые сведения на сей счет я представлял в дискуссии "Валидность методик цветовой диагностики" (блог Л.Н.Собчик) в августе 2016 года (5 страница). Кстати, этот эпизод имел продолжение: через несколько месяцев я подготовил статью о методике, основанную на более представительных данных, но... уже второй год ищу, где ее опубликовать: магия "бренда" работает...

    Качественными психометрическими анализами (в том числе критическими; в том числе содержащими предложения по реструктуризации шкал и улучшению психометрических характеристик методик, но никогда не ниспровергающими их безапелляционно) изобилуют многие англоязычные журналы, например, Journal of Personality Assessment, Assessment и др. К сожалению не могу привести в пример отечественную публикацию такого же качества, но уверен - они есть, просто я не знаю пока.

    Теперь обещанные ссылки:
    Ioannidis, J. P. A. (2005). Why most published research findings are false. PLoS Medicine, 2(8), e124. Retrieved from http://www.plosmedicine.org/article/info:doi/10.1371/journal.pmed.0020124
    Bakker, M., Van Dijk, A., & Wicherts, J. M. (2012). The rules of the game called psychological science. Perspectives on Psychological Science, 7(6), 543–554.
    Simmons, J. P., Nelson, L. D., & Simonsohn, U. (2011). False-positive psychology: Undisclosed flexibility in data collection and analysis allows presenting anything as significant. Psychological Science, 22(11),1359–1366. http://dx.doi.org/10.1177/0956797611417632

    С уважением, К.Сугоняев

    P.S. Бога ради, не воспитывайте из студентов хунвейбинов в сфере психодиагностики; рекомендуйте применять более корректные формулировки. Например: "нарративный анализ текста методики позволяет предположить наличие проблем с содержательной валидностью таких-то шкал... Более определенные выводы относительно психометрических характеристик методики могут быть сделаны только после анализа результатов ее применения на целевой популяции, указанной автором..."
    Как-то так мне видится
  15. Белобрыкина О.А.

    Белобрыкина О.А. Локомотив

    Спасибо, Константин Владимирович.
    Замечания (P.S.) приму к сведению. На блог Л.Н.Собчик зайду. По поводу публикации - могу предложить опубликовать вашу статью в РИНЦевском журнале или в сборнике нашей конференции Современная реальность в социально-психологическом контексте (у нас есть раздел "Психодиагностика в девиантологии: проблемы психометрической и содержательной состоятельности современных методов и методик", если вас не смутит ее т.н. "провинциальность" ).
    И вопрос у меня сохраняется, могу ли я ваши статьи представить студентам (разместить их на моей вузовской стр. Думаю, если еще кто-то из читателей с ними познакомиться, то это только на пользу).
    Кринчик Е.П. нравится это.
  16. Сугоняев К.В.

    Сугоняев К.В. Лидер Команда форума

    Возможно 1-й абзац моего предыдущего поста оказался излишне витиеватым? Мне казалось, что в нем содержится утвердительный ответ на Ваш вопрос о возможности представить статьи студентам...
    Повторюсь: я не против. То есть, ответ - "да".

    Что касается Вашего предложения об опубликовании статьи.
    Прежде всего - спасибо.
    Оговорюсь: меня интересует не столько статус издания, сколько шансы на то, что число прочитавших статью может приблизиться хотя бы к одной сотой от числа применяющих методику в организационном контексте.
    Еще: мой текст не имеет никакого отношения к девиантологии; скорее - к организационной психологии.
    Так что я пока еще некоторое время поищу варианты. Если не выгорит - обращусь.

    Еще хотелось бы высказаться по поводу наименования темы (хотя, кажется, я уже делал это на другой ветке форума). Формулировка ("оценка наркотизации") указывает на продолжающиеся попытки возложить на психологов функции, которые должны выполнять медики и правоохранительные органы. Задача психологов, как мне кажется, должна ограничиваться выявлением психологических предпосылок аддиктивного поведения и разработкой таких психологических средств и методов работы с людьми (подростками, потом будет поздно), которые бы удержали их от вступления на сей пагубный путь. Ну и разработка методов психологической реабилитации тех, кто пытается вырваться из паутины, конечно. Но не "оценка наркотизации"!

    С уважением, К.Сугоняев
  17. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Разговор о личных блогах подтолкнул мою мотивацию. Модераторы! Подскажите, пожалуйста, как мне создать свой блог? Очень захотелось. Можно?
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  18. Белобрыкина О.А.

    Белобрыкина О.А. Локомотив

    Спасибо огромное за разрешение.
    По поводу публикации -я могу гарантировать (если публикация будет журнальная), что далеко не один человек прочтет вашу статью - только у нас на кафедре несколько человек работают в области оргпсихологии, да еще и студентам будем вписывать работу в методобеспечение, и я точно знаю, что преподаватель, читающий эту дисциплину, будет плотно работать с материалами на практических или ЛПЗ с ребятами.
    Сугоняев К.В. нравится это.
  19. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Пётр Всеволодович, сделал Вам персональный раздел: http://forum.ht-line.ru/forums/janshin-p-v.110/
    Можете там создавать новые темы.
    Яньшин П.В. нравится это.
  20. Бузова М.В.

    Бузова М.В. Участник

    Ольга Афанасьевна, поняла что вы профессионально погружены в проблематику психодиагностики. Можно ли у Вас, как специалиста, заказать анализ (как делают Ваши студенты) методик " Исходная оценка наркотизации "Латышева и др. и Опросник ГРН https://yadi.sk/i/0S5INI3N3SJRjg. Мне важно опираться на мнения специалистов и иметь аргументы при обсуждении вопроса о массовом мониторинге подростков по одной из данных методик.