1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

ОПРОС-ГОЛОСОВАНИЕ: О возможности использования "засвеченных" методик

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 21 мар 2021.

?

Считаете ли Вы, что тест, опубликованный на публичном сайте в Интернете (с ключами и нормами)

  1. Нельзя использовать ни в коем случае

    (войдите для просмотра числа голосов)
  2. Можно продолжать использовать

    (войдите для просмотра числа голосов)
  3. Можно, но только в ситуации индивидуальной консультативной помощи, а не для кадрового конкурса

    (войдите для просмотра числа голосов)
  4. Можно, но только для самопознания

    (войдите для просмотра числа голосов)
  5. Другой ответ (тогда напишите его в комментарии и он будет добавлен в список ответа для голосования)

    (войдите для просмотра числа голосов)
  1. Александр Георгиевич, как тогда понимать вопрос №1?
    Считаете ли Вы, что тест, опубликованный на публичном сайте в Интернете (с ключами и нормами)
    1. Нельзя использовать ни в коем случае.

    Что Вы имели в виду под "ни в коем случае"?

    Я тут вижу только один вариант - нарушение авторских прав.
    "Профессиональная тайна" в контексте того, что публикация уже произошла, не приходит на ум.
    М.б., некие этические нормы? Но они опять же не формализованы. Во всяком случае, мне об этом ничего не известно.
  2. Сугоняев К.В.

    Сугоняев К.В. Лидер Команда форума

    Не нашел "своего" пункта среди опций опроса, поэтому выбрал "другое". Вкратце моя точка зрения такова:
    1) Опубликованная методика действительно умирает, но только для аттестационного обследования.
    2) В то же время, российская психология много теряет из-за дефицита КАЧЕСТВЕННЫХ ПУБЛИЧНЫХ методик. Прошу только не смешивать с тем, что публикует Райгородский и иже с ними. Посмотрите на невероятные достижения, достигнутые с помощью проектов IPIP, PROMIS и т.п. (надеюсь, ICAR окажется столь же успешным в сфере когнитивки). Где бы была мировая дифференциальная психология, если бы исследователи пользовалась исключительно неприкосновенными коммерческими тестами? Публичные методики необходимы для развития науки, проприетарные - для благосостояния авторов. Что тоже не стоит воспринимать как излишество, учитывая немалые затраты на разработку приличного измерительного инструмента.
    3) Подозреваю, что с качественными п/д методиками, пригодными для применения в аттестационном тестировании, ситуация еще хуже, но, во всяком случае, я стараюсь делать все от меня зависящее, чтобы в тех сферах, на которые я могу повлиять, дефицита не было.
    4) Все так печально с качественными методиками, в том числе, потому, что нет адекватного правового регулирования. Тест, как известно, не является объектом защиты прав интеллектуальной собственности. Разработка даже очень качественного теста не является "диссертабельной". РПО, как здесь уже отмечалось, не идет ни в какое сравнение с зарубежными профессиональными ассоциациями, увы. Многие психологи до сих пор искренне считают, что качественные методики нужно искать исключительно среди популярных (читай: раскрученных ради профита). Это не так. Игнорирование профессиональной тайны нечистоплотными околопсихологическими дельцами не встречает никакого осуждения. Иные психологические начальники их даже в "президиумы" не гнушаются приглашать.
    В результате сочетания всех этих факторов имеем то, что имеем.
    5) Перед качественными профессиональными тестами в сегодняшней России маячит только два исхода: либо они останутся в полной безвестности (для широкой публики), но зато смогут с пользой применяться по назначению, либо будут украдены и лишатся валидности.
    6) Правда есть эквилибристы, которые умудряются и публиковаться (ради популярности), и проталкивать свои засвеченные и не всегда качественные продукты в аттестационную практику.
    Но это уже другая история..
    Последнее редактирование: 21 мар 2021
  3. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Есть такая методика. Корректурная проба называется. Вариантов много. Но. Вот именно, но. И российские и закордонные авторы четко придерживались авторских прав на инструмент (в СССР точно). Сегодня даже преподаватели из МГУ им. М.В. Ломаносова занимаются "русским научным творчеством". А это ведущий ВУЗ в России! Вот по мне так гнать таких "доцентов с кандидатами" (с). взашей. Вот только руки коротки.
  4. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Насколько мне известно, первая публикация по этой методике вот эта:
    Bourdon B., Observations comparatives sur la reconnaissance, la discrimination et l'association // Revue Philosophique de la France et de l'étranger, 1895. - Bd. 20. - S. 153-185.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  5. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Спасибо, Никита Александрович!
    Правда я имел ввиду несколько иное.
    Методика Пьерона — Рузера (невербальный и числовой вариант). Про то. что это невербальные (рисуночные задания) известно всем. Обе методики Пьерона такие. А вот о числовом варианте - сведений нет и я подозреваю два варианта: либо это с потолка, либо методика Кононовой. Но ее методика только напоминает корректурную пробу, потому что перешифровываются цифры в символы. Это несколько иная операция, чем дискриминация, заложенная во всех корректурных пробах.
    Последнее редактирование: 22 мар 2021
  6. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Интересно, что впервые действительно массовое участие в опросе получилось в группе TESTbyTEST на Фейсбуке. Вот как распределились голоса там. Наличие почти 60 респондентов - это невиданный успех. На этом фоне падение активности на форуме ЭСПП становится особенно заметным (только 13 участников этого голосования). А ведь еще год назад наблюдалось примерное равенство. Думаю, что изменение пропорций между соцсетью и форумом - это во многом следствие продолжающегося отказа от э-почты и ухода в соцсети и мессенджеры. Ведь не секрет, что на форум заходят главным образом пользователи, которые узнают о новостях на форуме по э-почте.

    Другой заслуживающий внимание момент - явно преимущество в частоте предпочтения одного из предложенных ответов.

    АШ



    Снимок экрана 2021-03-22 в 23.26.55.png
    Леви М.В. и Савин Е.Ю. нравится это.
  7. Леви М.В.

    Леви М.В. Локомотив

    Существуют ведомственные перечни "рекомендованных к применению" методик - это вроде как замена сертификации. Я сталкиваюсь с этим постоянно, и зачастую выходит, что, ограничив нас перечнем того, из чего надо что-то "слепить", заказчик фактически сам себе вредит (сделать конфетку из... сами помните).
    К примеру, в МВД есть Координационно-методический совет по психологическому обеспечению. Без его рекомендации ни одна методика в аттестационной ситуации применяться не будет. Там с методиками дело обстоит ещё относительно сносно (по крайней мере там 16-ФЛО в отборе не применяется, тогда как для охраны транспорта - применяется: в утверждённом перечне есть, так вынь да положь). Однако в батарею отбора МВД по сей день включена "Правосознание" Л.А. Ясюковой, у которой не то что ПМХ, а и размерность шкал, и главное - содержание - от чего-либо приличного дальше, чем декабристы от народа. Людмила Аполлоновна - специалист уважаемый, но не в этой сфере. Ничего, мы работаем над выправлением ситуации, но через изрядную бюрократию приходится продираться. И это, по-моему, достаточно оправдано - хоть какая-то видимость порядка есть.
    А вот что касается открытого доступа к контенту, публикации ключей - тут я сторонник особого компромиссного подхода.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  8. Леви М.В.

    Леви М.В. Локомотив

    Так вот, использовать опубликованный с ключами тест способностей или компетенций, конечно, в аттестационных процедурах недопустимо. Хотя и здесь качественное администрирование сеансов тестирования частично выправляет ситуацию - пресечение использования шпаргалок и пр. (мечтать не вредно).
    А вот для больших личностных опросников открытая публикация не является запретительным для аттестационного использования событием, поскольку у них:
    оценочный смысл конструктов зачастую не очевиден неспециалистам, понимание требует длительной подготовки;
    ключи к шкалам даже списать без ошибок трудно, а уж следить, к какой шкале (а то и к 3 или 5 шкалам) какой пункт относится, да не запутаться с прямыми и обратными пунктами, пользуясь шпаргалками, фактически невозможно.
    Коллеги догадались, что за образец того, о чём толкую, я мысленно держу в первую очередь СМИЛ-566 с его "циклопическим размером шкал"(с). Хотя мы им не пользуемся, и не тянет. Разве что заказчик совсем "выкрутит руки".
    Савин Е.Ю. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  9. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Максим Владимирович, здравствуйте.

    Думаю, что Вы в курсе, что MMPI, как и многие
    другие известные патохарактерологические
    методики, фактически запрещены Американской
    Психологической Ассоциации для использования
    в режиме "прием на работу", да? Кстати, MBTI

    теперь тоже уже не рекомендован для этих целей
    (см. реплику Тукачева на ФБ по этому поводу).
    Как Вы это объясняете?

    Каков Ваш прогноз? - Этот тренд до нас докатиться?
    Когда? Понятно, что мы уже опаздываем в этом тренде
    на 20-30 лет (это еще немного, это обычный для нас
    лаг по опозданию). Но это же у нас тоже будет, не так ли?
    Катаклизмы давайте уберем за скобки...


    С ув,
    АШ
    Леви М.В. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  10. Леви М.В.

    Леви М.В. Локомотив

    Честно сказать, я не так уж в курсе, что там у американцев творится. Знаний не хватает. Ну, DSM конопатят раз от разу всё более "нозологически рыхлым" ((с)М.Е.Бурно), но это психиатрическая Ассоциация... (однако конструкты MMPI когда-то, кажется, соответствовали нозологиям, а теперь с этим, наверное, проблемы).
    По MMPI у нас - уж в МВД точно ММИЛ-384 засел надёжно, в других ведомствах, не только силовых, тоже не слабо - либо он же, либо СМИЛ. Бытует представление об их незаменимости, ведь "факторы риска" представляют интерес.
    Почему на Западе в профотборе MMPI запрещают? Возможно, потому, что народ там судиться хорошо умеет, а суды работают иначе, чем у нас - завсегда рады крупную организацию "нагнуть", а если целое министерство - особенно круто... вероятно, "взгляд, конечно, очень варварский" ((с)Бродский), но может, в чём-то и верный. Вот и доказывают граждане, что не имели права им отказать в приёме на работу из-за какого-то уровня по каким-то шкалам с такими странными названиями, не имеющими к содержанию работы отношения. Вот от психиатра справка - дело другое: она есть - и порядок, тема закрыта, тестами измеряйте что-то ещё.
    Что до прогнозов, то вряд ли психометрические конструкты с психопатологическим содержанием будут вытесняться, но видоизменяться будут, меняя названия на что-то не столь клинически ориентированное, во всяком случае - не прямо нозологическое или синдромальное. Это уже происходит, и не первый десяток лет. Вот МЛО "Адаптивность" - дериват MMPI. Ещё ряд ведомственных опросников, некоторые "для служебного пользования" (ох уж эта секретность - не раз наблюдал, как она удобна для того, чтобы приличным людям просто халтуру не показывать).
    Один такой опросник меня недавно попросили сделать новый. Пока лежит в запасе. 300 с лишним вопросов, назвать можно очень забавно: Двух-Уровневый Проблемно-Личностный Опросник; конечно, по-серьёзному это будет иначе (вроде "Прогноза Проблемного Поведения"). Там прорабатываются темы аддикций, половой вопрос, экстремизм и пр.; нормативность, импульсивность - всё это тоже нужно. Шкалы второго порядка, или третьего - в общем, наиболее интегральные - содержательно тяготеют почти всегда к каким-нибудь Адаптивности и Девиантности; понятно, что тут просвечивают старые добрые Нейротизм и Психотизм, "те же яйца, но в профиль" - в ТЕЗАЛ, как я понимаю, лёгким движением совершается превращение...
    В общем, отечественный тренд, пожалуй - уходить (но очень постепенно) от типовых конструктов явно клинически ориентированных опросников, но их содержание в профотборных методиках в значительной мере сохранять.
    А "засвеченность" тут, пожалуй, ни при чём, или её роль в смысле применимости в профотборе для таких методик второстепенна.

    P.S. "У меня бывали очень странные и необычные переживания"... ну ответил "Да", и что, из-за этого я работать не могу?:confused:
    P.P.S. У меня их не было, это "лирический герой"...;) (М.Л.)
  11. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Максим,

    читаю Вас и у меня закрадывается подозрение, что Вы такие вот сайты
    просто НЕ видели и НЕ читали, что там предлагается:


    https://hrlider.ru/posts/lichnostnye-oprosniki-ih-slozhnost/

    Или вот этот:

    https://testonjob.ru/blog/opq32-lichnostnyi-oprosnik/

    https://testonjob.ru/psychological/

    Или вот этот:

    https://2ann.ru/psixologicheskie-testy-pri-prieme-na-rabotu/

    (правда, в последнем случае больше идет речь про внимание
    и память, но дается еще и интерпретация с советами,
    как выполнять тест на эмоциональные состояния)


    Вот еще советы, как проходить вопросы-ловушки из шкал лжи:

    https://cons23.livejournal.com/11267.html

    Или вот еще рекомендации:

    https://rb7.ru/job/magazine/4848


    Ну давайте создадим сами коллекцию таких "полезных ссылок".
    Чтобы помочь практическим психологам вылезти из "позы страуса"
    и перестать делать вид, что этой новой целой индустрии подобных
    услуг не существует.


    АШ