1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Пирсон, мощность и визуализация

Тема в разделе 'Общие вопросы', создана пользователем Шмелев А.Г., 10 май 2014.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Илья Евгеньевич,

    очень хорошо, что теперь Вы нашли дорогу сюда... :)


    Что касается невольной подгонки данных и статпроцедур под ожидаемые гипотезы. Да, соглашусь, что психологи этим грешат.
    Пять процедур ничего не выявляют, зато шестая вдруг что-то схватывает на желанном уровне p<0,05 и значит... можно защищаться. В то время как устойчивые связи - это такие, которые фиксируются как статистически значимые с помощью совершенно различных методов анализа данных. Но такому критическому мышлению крайне редко обучены сами научные наши руководители, и студенты остаются автоматически вне обучения. Сказывается до сих пор "пафосность" спекулятивно-иллюстративных экспериментов, направленных на подтверждение таких "всемирно-исторических теорий" как,например, гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении чувствительности в результате "упражнения органа" (см. "Проблемы развития психики").


    С ув,
    АШ





  2. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Александр Геннадьевич, конечно, вероятностные методы извлечения выборки - оптимально, если есть необходимость экстраполировать результаты на всю, что называется, популяцию, но чаще приходится просто сужать задачи, формулировать их для конкретных возрастных, социокультурных и прочих условий.

    Вращение факторов - да, для меня это избыточная математика, так как она искажает картину. Конечно, картинка получается более ясной и красивой, но...
  3. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Я завидую увлеченности людей, которые работают в Вашей лаборатории или просто дружат на этом сайте.
    И сама тут пытаюсь что-то доказывать, думать...

    Но моя реальная повседневность - это работа со студентами и преподавателями, которые используют методы настолько примитивные (только процент от количества детей, и даже угловое преобразование Фишера, которое могло бы в этом случае что-то доказать, встречается в одном дипломе из 10-15), что до современной матстатистики им как до космоса, программой Excel ни преподаватели, ни студенты пользоваться не умеют, о статистических программах вообще не слышали, а сопротивление новому у преподавателей настолько сильное, что просто сердце заходится от отчаяния и раздражения. И курса матстатистики ни в каком виде не преподается, при том, что университет закупил безлимитный пакет SPSS на всех, но в нашем институте про него никто не знает, он нигде не установлен (подозреваю, что даже на компе у директора его нет).

    Это педагогический вуз, там издается свой ВАКовский журнал, в котором публикуются сомнительные исследования, которые якобы доказывают эффективность тех или иных экспериментальных образовательных технологий, сомнительные методики, которые никто не стандартизирует и уж тем более не проверяет на валидность и надежность.
    А все силы и время уходят на многократное переписывание УМКД в соответствии с постоянно меняющимися требованиями и на разработку новых курсов со странными названиями, тоже постоянно меняющимися.

    Ну и я, руководя дипломными, учу хотя бы элементарной статистике, тратя свое время, потому, что для меня невыносима работа на мусорную корзину.

    Простите за вопль отчаяния. Надеюсь, мое руководство меня не повесит за это.
  4. Скрябин М.А.

    Скрябин М.А. Активист

    Думаю, что такова ситуация не только в вашем вузе. :( И здесь вопрос не сколько методических проблем, сколько организационных. Может, открыть соответствующую ветку форума? Сможет ли экспертное сообщество помочь решению таких организационных проблем? (например, анализ типовых ситуаций и т.п.).

    P.S. Какие-то похожие проблемы встречал с внедрением электронного обучения в вузах.
    Белых С.Л. нравится это.
  5. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Максим, Вы занимались внедрением электронного обучения? Может, поделитесь опытом? Я сейчас чем-то таким занимаюсь тоже. В смысле, СМАРТ_технологиями. Но в школе. А в университете я хотела бы воспользоваться единственной СМАРТ-доской, но столкнулась с таким количеством организационных препятствий, что пока отступилась - некогда.

    А по поводу матстатистики в вузах - мне кажется, это не организационные, а психологические факторы. Пока никто не требует, всем лениво и непонятно. Считают все на калькуляторе, эти тупые проценты. Держатся за научный авторитет, наработанный в 1 половине 20 века. А в курс истории педагогики и образовательных технологий не включают вообще 20 век (только 19 и ниже) - для них это все современность.

    И руководству тоже не хочется возиться с этим, так как статистика особо не нужна (и не всегда понятна, как мне кажется).
    Даже Антиплагиат запретили в приказном порядке применять, чтобы, не дай Бог, не поймали никого и не отчислили. Курсовых никто почти из преподавателей не проверяет, ставят оценки, не открывая текста. Даже в дипломные не заглядывают - я поймала студентку на том. что она взяла чужой автореф. диссертации про психоанализ у подростков, сделала автозамену "подросток" на "младший школьник" и выдала за свой диплом.

    Я уж не говорю про то, что результаты эмпирических исследований для диплома многие просто тупо копируют из диссертаций.

    Ну да хватит о грустном. Это я от безысходности жалуюсь. Прошу прощения.
  6. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Светлана Леонидовна, я вот резко против антиплагиата. Не хочется в этой ветке уйти в другую тему, но, мой взгляд, проблему плагиата и борьбы с ним можно решить именно организационным способом. Я запрещал студентам писать курсовые работы объемом больше 25 стр. Из них 8-10 это теория, остальное эмпирика + приложения. При таком подходе студенты вынуждены делать хороший и качественный литобзор по проблеме исследования. Как вариант, разрешал вместо текста курсовой сдать статью на 10 страниц. Работает! Честно скажу, % небольшой студентов, кто выбирал такой вариант, но тут погоня за качеством, а не количеством была
    Захаров К В и Виноградов А Г нравится это.
  7. Скрябин М.А.

    Скрябин М.А. Активист

    А требовалось соответствие APA? ;)
  8. Скрябин М.А.

    Скрябин М.А. Активист

    У меня не было проекта внедрения целиком. Я лишь участвовал в различных частях таких проектов. Но есть много знакомых, кто внедряли электронное обучение как в вузах, так и в компаниях - и я их наслушался. :)
  9. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Против плагиата или против "Антиплагиата"? Я за свои много лет преподавания нашла очень много разных форм борьбы с плагиатом, но когда поток студентов, и когда порочная практика сдавать любые тексты под видом курсовых, статей и проч., эта программа помогает.

    Хотя на самом деле главная проблема, видимо, уровень интеллекта. Вернее, сформированности научного мышления и привычки работать с текстами. Вот сейчас сижу над якобы статьей великовозрастной магистрантки, уважаемой воспитательницы детского сада, которую приняли потому, что был минусовой конкурс. И что? Я два года с ней мучаюсь. Она даже выстроить куски чужого текста более-менее логично не может. И куда я ее? Она хороший воспитатель, с детишками театрализованной деятельностью занимается, дети и родители в восторге.

    Но это действительно тема для новой ветки обсуждения. Хотя статистику она мне собрала приличную - напрягла кучу народу, обеспечила экспертную оценку по соцкомпетентности и по эстетическому развитию (критерии которой я разрабатывала) для 208 дошкольников. А это - уже возможность получить значимый результат. Так что...
  10. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    P { margin-bottom: 0.08in; }
    Светлана Леонидовна,


    вращение факторного решения в свое время было разработано именно для упрощения интерпретации результатов. С точки зрения исследователя, это вовсе не усложнение – мы просто выбираем такой ракурс рассматривания сложного объекта, при котором достигается наилучшее различение его составляющих. Сравните результаты анализа девяти переменных (индикаторы конструктов добросовестность, экстраверсия и нейротизм) – первый без вращения, второй после вращения промакс:

    Factor1 Factor2 Factor3
    c01 0.445
    c02 -----
    c03 0.406 ----- 0.378
    e01 0.590 -0.347
    e02 0.376 -0.414
    e03 0.469
    n01 ----- 0.447
    n02 0.471 ----- -0.401
    n03 -0.300 ----- 0.454


    Factor1 Factor2 Factor3
    c01 ----- 0.567
    c02 ----- 0.427
    c03 ----- 0.635
    e01 0.651
    e02 0.564
    e03 0.534
    n01 ----- ----- 0.336
    n02 ----- ----- 0.623
    n03 ----- ----- -0.608


    По-моему, вполне очевидно, что второй ракурс позволяет разглядеть структуру данных гораздо лучше, тем более, что от исследователя заказ вращения вообще ничего не требует

    Последнее редактирование: 13 май 2014
  11. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    Александр Геннадьевич, про вращение я имела ввиду не сложность, а искажение. Да, конечно, после вращения разглядеть структуру проще, но возникает масса допущений, которые искажают результат. Я предпочитаю помучиться с анализом данных, но получить более достоверную картинку.
  12. Белых С.Л.

    Белых С.Л. Участник

    У КАЖДОГО СВОИ ТАРАКАНЫ ЗАМОРОЧКИ

    Вот обратите внимание, сколько раз меня неверно поняли. А почему? Видимо, потому, что цифиркам привыкли доверять больше, чем тексту.

    А я стремлюсь быть максимально точной именно в тексте. И если я использую какое-то слово или выражение, то точно знаю, что имею ввиду и с какой целью.
  13. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Светлана Леонидовна,

    никаких особых допущений при косоугольном вращении НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Это чисто геометрический подход - зайти и посмтреть на здание с другой стороны

    Захаров К В и Шмелев А.Г. нравится это.
  14. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Александр Геннадьевич,

    насчет "взгляда на здание с другой стороны" я с Вами во многом согласен.
    Но... надо бы уточнить, что Варимакс- вращение - это не косоугольное вращение, а
    ортогональный поворот к области "сгущения векторов".

    А относительность факторных решений (неопределенность вращения)
    я обычно пытаюсь пояснить для студентов-новичков через... компас:
    если стрелка будет устойчиво показывать не на Север, а на Северо-Запад,
    то двигаться можно точно также успешно, зная, что нужна лишь поправка
    на 45 градусов... Время наступления полдня на часах (в 0 часов или в 2
    часа) не влияет на длительность рабочего дня (8 часов) и т.п.

    Кстати... Вам никогда не приходило в голову, что где-то на Северо-западе
    евразийского континента "водится" издревле больше сангвиников (воинственных
    этаких викингов), в то время как на "Юго-востоке" - больше меланхоликов (пассивно-созерцающих
    мироздание в позе "Будды под деревом"...)? Забавный заход с точки зрения
    "психогеографической метафоры"?

    Ваш АШ



    Белых С.Л. нравится это.
  15. когда мы учились, достаточно было 30 человек. а как можно визуализировать? в какой программе, если не брать R? В SPSS?
  16. Хавыло А.В.

    Хавыло А.В. Модератор Команда форума

    Ксения Анатольевна, 30 человек было достаточно для каких целей? Это было требование кафедры? Оно как-то объяснялось? Мне это интересно как преподавателю.
    А визуализация (построение графиков, диаграмм и т.п.) доступна практически в любой программе по работе с данными. Тот же Excell, например. Если не брать специализированный софт вроде SPSS, Statistica и т.п.
  17. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Максим, что-то близко к этому. Сейчас уже не найду метод. рекомендации в компьютере, так как не уверен, что сохранилось.
  18. Скрябин М.А.

    Скрябин М.А. Активист

    И хорошо! Если работа эмпирическая, то такой сжатый отчет - только плюс (на мой взгляд). Хорошо для тренировки написания статей.
    Тукачев Ю.А. нравится это.
  19. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Против программы-сайта "Антиплагиат". Моя собственная статья в этой системе считается как с низким уровнем оригинальности, поскольку взята из реферата :) Как раз в реферате какого-то студента она (моя статья) была использована полностью. Это не единичные случаи.

    Белых С.Л. и Скрябин М А нравится это.
  20. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Максим, потом они использовали свои курсовые в таком виде для написания тезисов на конференции, для студенческого сборника научных работ и т.п. Это очень мотивирует, когда студент понимает, что курсовая -- не отписка, а возможность "убить несколько зайцев" (получить оценку за курсовую, научиться кратко, но по делу писать, да еще публикацию сделать. Для участия в конкурсе на повышенную стипендию как раз учитываются публикации, выступления на конференциях и т.п. Оценка деятельности студенческого научного общества тоже идет по этим критериям.
    Виноградов А Г и Хавыло А.В. нравится это.