1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Почему студенты психологи имеют проблемы со статистикой?

Тема в разделе 'Виноградов А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 12 окт 2014.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Уважаемый Александр Геннадьевич,

    на своей "стене" в ФБ

    https://www.facebook.com/a.g.vinogradov?fref=ts

    Вы написали сообщение "Почему студенты психологи имеют проблемы со статистикой?".


    Последние годы мне начинает казаться, что дело не в статистике как таковой и даже не в логике (базисе любой формально-математической дисциплины). А дело в мышлении вообще! Понимаю, что это, конечно, выглядит как вызывающее и дискуссионное утверждение. Ведь столько поколений психологов выросло на самоутешительной концепции, что существует особое "гуманитарное мышление"... Хотя, с моей нынешней точки зрения, это не совсем "мышление", а особый "пассивно-синтетический когнитивный стиль" - представления богаты массой конкретных ассоциаций, а абстрактного аналитического знания эти ассоциации сами по себе не дают никакого...
    Если мы определяем мышление как способность извлекать из представлений
    аналитическим путем какие-то обобщенные значимые повторяющиеся признаки
    (проявлять способность к абстракции), то к "гуманитарному мышлению" это определение не
    имеет особого отношения.
    На чем основывается мое утверждение? - Попробуйте дать студентам задание, никак не связанное с формальной логикой или математикой, но предполагающее выявление некого множества абстрактных признаков из житейской ситуации. Такое задание в последние годы я даю участникам моего спецкурса "Психология конкуренции" - задание на выделение из ситуации, известной самим студентам из своего житейского опыта, определенного перечня признаков и компонентов конкурентной среды.
    Это, конечно, не слишком массовый спецкурс по посещаемости, но к этому моменту (это пятый курс), я уже знаю возможности пришедших на этот спецкурс студентов. Так вот... богатство порождаемого перечня признаков и аналитичность доклада явно коррелирует с общими способностями студента к аналитическому мышлению, с уровнем овладения матаппаратом и .т.п. Напротив, синтетическое мышление мешает произвести такого рода анализ ситуации.

    Ваш АШ
    Лисица И.А. нравится это.
  2. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Александр Георгиевич, позвольте с Вами немного поспорить по поводу мышления студентов. Мне представляется, что их проблемы состоят не в преобладании синтеза над анализом, или наоборот, а в ориентации на память.
    Мой опыт ведения семинарских занятий показывает, что пока на вопрос есть соответствующий фрагмент заданного текста, многие готовы отвечать. Как только дается задание на сравнение двух концепций, выделение каких-то признаков, наступает молчание.
    Хотя Вы считаете, что Ваш опрос никак не связан с формальной логикой, он с ней связан, как и вообще всё наше словесно-логическое мышление. Но я согласна с Вами в том, что студенты обычно очень мало им пользуются. Охоту к рассуждению им отбили еще в школе, где упор делается на память.
    Поэтому на вузовских преподавателей ложится еще и эта обязанность — вернуть студентам вкус к рассуждениям через анализ и синтез.
  3. Виноградов А.Г.

    Виноградов А.Г. Модератор Команда форума

    Александр Георгиевич, спасибо, что "оживили" мой персональный блог, пора привыкать, что на этой площадке у нас гораздо больше возможностей. Сознаюсь, порой у меня, в порыве пессимизма, возникает мысль, что все в дело в мышлении студентов и время оказывать на его развитие какие-то воздействия безнадежно упущено. Однако в последние годы под влиянием переосмысления своей преподавательской роли у меня все-таки появляется робкая надежда, что не все так плохо. Вполне может быть, что недостатки рассуждений наших студентов есть следствие не глобального дефицита, а каких-то вполне формируемых узких навыков. К примеру, отметил для себя, что студенты не умеют правильно искать информацию в Интернете (да и вообще - в печатном источнике), разбить задачу на части, пользоваться эвристиками здравого смысла. Если не стараться полировать то, что у нас и так хорошо получается - транслировать информацию на пассивного слушателя, а дать им возможность самим говорить, делать пробы и совершать ошибки, помогая им решать практические задачи, то можно будет решить проблему? Не знаю. Пробую, кое-что получается, многое - увы, нет
    Шмелев А.Г. нравится это.
  4. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Александр, все, что Вы описали - все эти навыки требуют "активного аналитического когнитивного стиля". Но ... если стиль "пассивно-синтетический", то развить эти навыки можно, но ... многократно больше времени на это уйдет.