1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Почему у евреев высокий IQ

Тема в разделе 'Шкуратова И.П.', создана пользователем Шмелев А.Г., 18 ноя 2014.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги,

    по инициативе Ирины Павловны Шкуратовой, которая опубликовала ссылку на вполне любопытную статью, в Фейсбуке возник достаточно содержательный разговор, который я посчитал достойным для того, чтобы перенести его сюда.

    См. прикрепленный файл.

    Ваш А.Г.Шмелев

    Вложения:

  2. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Коллеги, Александр Георгиевич счел нужным перенести дискуссию о факторах развития высокого интеллекта у евреев ашкинази из ФБ на эту площадку. Я его в этом поддерживаю, потому что многие из рассмотренных факторов являются универсальными механизмами социализации.

    Hank Pellissier в своей статье «Why is the IQ of Ashkenazi Jews so High?» рассмотрел факторы развития высокого интеллекта у евреев ашкинази. Вот они в кратком изложении.


    Вавилонская евгеника. В 586 до н.э. Иерусалим был полностью разрушен Вавилоном под управлением Навуходоносора, который «выселил … всех [Евреев] офицеров и солдат, и всех плотников и кузнецов… кроме бедного народа земли.» (2 Царств 24: 10-14). В своей книге «Несокрушимые евреи» Макс Димонт (Max Dimont) говорит, что пленные были «лучшими представителями Иудейской аристократии и интеллигенции».Евреи первой Диаспоры преуспели за время ссылки в Вавилон. Димонт заявляет: «В библиотеках Вавилона евреи–интеллектуалы открыли для себя целый мир новых идей. За пять десятилетий ссыльные евреи оказались на верхушке Вавилонского общества, в предпринимательстве, мире науки и культуры. Они стали лидерами в торговле, научными деятелями, советниками правителей». Возвращающиеся евреи также установили две традиции, которые укрепляют крепость ума и их культуры в будущем– запрет на браки с язычниками и пять первых книг Моисея были канонизированы в Тору.

    Замысловатая книга для народа: Тора (первые пять книг еврейской Библии) и Талмуд (записи аргументов раввина) комплексные и сложные. Практикующим Иудаизм нужно изучать объемные и сложные законы. Содержание писаний не простое и буквальное, а наоборот создано для понимания на многих абстрактных уровнях. Слепая вера и рабское посвящение вдохновляемые верой – не для иудаизма. Вместо этого, поклонение в единобожии требует грамотности, когнитивных навыков для толкования текстов. Традиционное понимание Талмуда требует «его изучения по семь часов в день в течение семи лет». Чарльз Мюррей подмечает, что «никакая другая религия не предъявляет столько претензий к верующему», последующий анализ показывает, что «в иудаизме быть хорошим евреем значит, быть умным евреем».

    Здоровый образ жизни и питание. По своим обычаям евреи были более чистоплотными, чем язычники. Он также отмечает, что запрет есть свинину защищал евреев от трихинеллеза. Существут тесная связь между высоким IQ и здоровой пищей и санитарными нормами.

    Особое внимание образованию. Еврейская религия запрещает оставлять детей необразованными. Еврейские женщины тоже учились читать и писать, феномен, который был уникален в древнем мире. Ландау также упоминает, что у евреев была традиция полностью обеспечивать зятя на период до 10 лет, который желал посвятить себя учебе. Кажется, именно евреи изобрели нечто похожее на «стипендию». Еврей, даже бедный, даже если у него десять сыновей, обучит их всех, и не для получения заработка, как делают это христиане, а для понимания Божьего закона. И не только его сыновей, но и дочерей.

    Обязательные школы для мальчиков. В 64 году, первосвященник Иешуа бен Гамла (Joshua ben Gamla) издал и ввел в действие указ об обязательных школах для всех мальчиков, начиная с 6 лет. За 100 лет евреи добились всеобщей грамотности и умения считать у мужчин, и были первой нацией в истории с таким достижением. Прогрессивный указ произвел огромные демографические перемены. Высокая стоимость обучения и существование преимущественно фермерского хозяйства между 2-ыи и 6-ым веками подвигло многих евреев обратиться в Христианство, что привело к уменьшению еврейского населения с 4,5 миллионов до 1,2. Природная «евгеника» отдавала предпочтение двум группам в этой ситуации: 1) сыновьям более богатых, якобы более умных евреев, которые могли обеспечить школы и позволить своим сыновьям оставаться евреями и 2) самым умным мальчикам, которые быстро учились читать, писать и считать с тем условием, что они могли позволить себе «оставаться евреями». А кто же выбыл? Кто был исключен из генофонда? Ответ: бедные, необразованные евреи и/или те, которые имели самый низкий IQ.

    Расширение городов. Переезд из деревни в города повлек стремительный рост IQ, благодаря урбанизации возрастало количество образованных и развивались технологии. Все единодушно соглашаются, что городские жители показывают более высокие результаты, а евреи одна из самых урбанизированных наций в мире.

    Диалектическое и рациональное мышление. Доктор Сэм Лееман-Вилциг считает, что подход к обучению у евреев – «диалектический». Сам Талмуд – не просто «свод законов», а наоборот – огромный сборник ТЕЗИСОВ. Евреев учат видеть разные аспекты одного явления, они учатся формулировать вопросы на любую тему, включая Закон, логику Раввина, и веру. Раввин развивает умение аргументировать, целая система аргументирования используется евреями 2000 лет в религиозных и мирских дебатах. По его мнению, иудаизм базируется на принципах рационального мышления. (Рациональное мышление начинается с четко определенных принципов, далее следует логическое следствие и затем эмпирические данные для получения возможных вариантов.) Аналитические, стратегические навыки развиты в еврейской диалектической и критической манере мышления. Это важные составляющие тестов IQ. Они принципиальны для карьер в сфере юриспруденции, науки и инженерии.

    Разумная передача из поколения в поколение духовных принципов. Основная разница между католиками и иудеями в том, что священники остаются одинокими, в то время как среди еврейских раввинов всегда поощрялись браки. Мудрые, обученные еврейские раввины женились на умных женщинах и создавали большие умные семьи. «Наш раввин учит так, позвольте человеку продать все, что у него есть и жениться на дочери интеллигента. Если он не смог найти такую, тогда пусть найдет дочь великого человека своего времени. Если он не найдет и такую, позвольте ему найти дочь лидера общины, если у него и этого не получится, пусть найдет дочь сборщика милостыни или даже дочь воспитателя, но не позволяйте ему жениться на дочери необразованного человека, потому что это – мерзость». P’sachim, том 49, кол. 2. Такие иудейские тексты постоянно делают ударение на знание и ум, как наивысшие благодетели, а невежество как самый ужасный недостаток. Чарльз Мюррей выделил еще одну тенденцию: «в браках между детьми ученых и успешных коммерсантов Евреи на самом деле объединяли способность к абстрактному мышлению и практический ум».

    Изучение языков. Торговцы ашкенази искали покупателей своих товаров на огромных территориях, сначала в исламских регионах, затем по всему миру, продавали и резину в Бразилии, и шелк в Китае. Чтобы процветала торговля, они осваивали много языков. С племенами было легче общаться на их родных языках, что предполагало свободное владение немецким, польским, латвийским, литовским, венгерским, русским, украинским, французским, датским и другими языками. Сегодня неврологи отмечают, что изучение множества языков усиливает память, психическую гибкость, способность решать проблемы, абстрактное мышление, формирование креативных гипотез.

    Обречены на гениальность. Евреи в Европе были официально исключены из «обычных» специальностей, так же как их вытеснили из сельского хозяйства в 800-1700 до н.э. На самом деле им обычно не позволялось владеть земельными участками. Такие ограничения вытеснили ашкенази за 900 лет в города, где они осваивали более сложные специальности в сфере торговли, бухгалтерии, финансов и инвестиций. Распространенный христианский запрет на «ростовщичество» стал причиной того, что евреи все чаще занимались финансами и банковским делом. Позже, когда их выселили из Западной Европы, Ашкенази приняли в Польше в качестве городских инвесторов и двигателей торговли. Также они имели большой успех на позициях среднего менеджмента благодаря большому спросу на математические и логические навыки в управлении.

    Рассеянные гонениями. Самые умные и/или богатые ашкенази имели больше возможностей избежать Инквизиции, гонений, погромов, Холокоста и других форм геноцида, потому что они: 1) могли позволить себе эмигрировать; 2) смогли понять, что им это необходимо; 3) имели социальные и экономические перспективы среди наций, куда они бежали. Более бедные, с меньшим количеством нужных связей, менее сообразительные Ашкенази были безжалостно уничтожены.

    Генетические заболевания. Ашкенази – жертвы примерно девятнадцати изнуряющих генетических заболеваний, и предполагается, что некоторые из них могут иметь когнитивный «побочный эффект», который может усиливать умственные способности. Многие неполадки могут убить или серьезно ослабить тех, кто имеет два таких гена, но наследники только одного из них получают «гетерозиготное преимущество», которое провоцирует рост нейронов и усиливает соединение клеток мозга.

    Позитивное мышление. В действительности «позитивное мышление» повышает IQ. Исследования Университета штата Мичигана (Michigan State University) в 2011 показывают, что «тип мышления» очень важен для интеллекта, потому что отношение к жизни определяет продуктивность реакции на ошибки.

    Шах и мат. Исторически шахматы были предпочтительным развлечением для ашкенази; в 1905 один журнал назвал их «еврейской национальной игрой». Почти 50% гроссмейстеров – ашкенази. Визуальные и стратегические навыки, требующиеся для этой игры, развивают предклинья полушарий головного мозга в верхней теменной доле и хвостатое ядро, часть подкоркового узла в подкорковой зоне.

    Мелодическое мышление. Музыка почитается в еврейской традиции около 3000 лет. Исследователи сегодня верят, что музыкальные занятия оптимизируют развитие нервных клеток и улучшают функции мозга в математике, анализе, научных исследованиях, также влияют на память, креативное мышление, управление стрессом, концентрацию внимания, мотивацию.

    Комфорт и поддержка в семье, плюс большие надежды. Успех порождает успех на неврологическом уровне. Победа провоцирует всплеск допамина, нейромедиатора, который активирует мотивацию для дальнейших достижений. Дети ашкенази в общем понимают, что они способны достичь многого, их побуждают развивать свои навыки для того, чтобы внести вклад в развитие человечества. Ашкенази никогда не одобряли рукоприкладства; крепких семейных уз, постоянного ободрения, большого внимания труду и отличного образования хватало. Также важен достаточный доход, который позволяет детям получать образование. Достаток позволяет попасть в элитные учебные заведения. Исследования показывают, что американские евреи зарабатывают в два раза больше, чем не евреи и имеют в 2,5 раза больше недвижимого имущества.

    Чуткий Учитель. Многие раввины были «эйнштейнами эмпатии» — удивительно добрыми, терпеливыми, любящими и понимающими других людей. «Эмпаты» такого высокого уровня имели большое влияние в общинах, делали их жизнь лучше и продвигали правильные идеи.

    В последних главах («Ранние годы» и «Школьные годы») я рассуждаю о влиянии «эмоциональной поддержки» и «преподавательской эффективности» на всплеск IQ.

    Боязнь антисемитизма Евреи стремятся к высоким результатам в науке, карьере и богатстве, потому что они хотят чувствовать себя в безопасности, защищенными и изолированными от антисемитских настроений в окружении. Такая точка зрения может быть оправдана долгой историей неприязни и гонений, которые пережили евреи.
  3. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

  4. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Александр Георгиевич предпослал дискуссии в ФБ такой пост: "В статье приводится множество гипотез, объясняющих более высокий уровень интеллектуального развития у представителей еврейского народа. Среди них много известных и банальных гипотез.Кто только не говорил и не писал про абстрактное мышление, вербальные способности, про эффекты генетического отбора в результате гонений, особую внутрисемейную культуру "интеллектуального трудолюбия" и т.п. Что мне показалось новым и свежим? - это разговор о факторе "эмпатийных способностей". И дело тут не только в готовности к состраданию другим людям, которая в статье приписывается прежде всего раввинам. А дело, видимо, как мне кажется, в том, что через эмпатию, очевидно, происходит ускоренное присвоение жизненного опыта других людей, а также более эффективное выстраивание отношений - через угадывание личных потребностей и мотивов, через, если хотите, "угождение" этим мотивам и "потворство" настроениям. Отсюда и успехи в освоении особой, интеллектуально-сложной и тонкой "экспертно-сервисной позиции" (роли советчиков для могущественных людей в области лечения, управления финансовыми, управлении имиджем, образования детей, развлечений и искусств и т.п.). Мне лично сразу вспоминаются талантливейшие евреи-актеры (через своих родителей мне довелось многих наблюдателей не только со сцены, но и "за кулисами" - в жизни). Способность "вживаться в образ другого человека" - это ведь тоже одна из граней общих эмпатийных способностей (способностей к "вчувствованию", к моделированию не только внешней манеры, но и внутреннего мироощущения другого человека, его картины мира, его эмоционального фона). Интересно, кто-то читал (находил данные) о сравнительных межкультурных и межпопулярционных исследованиях способностей к эмпатии? Меня давно (с юных лет) поражало, как работает "вживание актера в роль". Это не просто подражание, а именно симмультанное (не развернутое по элементам, а целостное и почти мгновенное) моделирование сложнейшей функциональной системы управления лексикой, интонациями, мимикой, жестами, настроением и т.п. Это ли не загадка для научной психологии - как все это "отзеркаливание" происходит? по каким механизмам?"
    Шмелев А.Г. нравится это.
  5. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Янина Ледовая добавила свои аргументы: "Уважаемые коллеги, у меня есть несколько, может быть, неожиданных соображений ).
    1) лет 10 я вела семинары по психологии личности. и примерно в середине этого периода невольно задумалась о том, что ключевыми авторами концепций личности (в самых разных направлениях, разве что кроме бихевиоризма, но там и не о личности толком речь ) были как раз еврейские авторы. и связала я это (лично для себя) с психологизмом иудаизма, с внимательным и довольно бережным отношением к внутреннему миру человека (как раз в тот момент я немало общалась с приятелем, серьезно "подсевшим" на иудаизм; в разговорах он рассеял немало моих предвзятых представлений и убедил в том, что личности человеческая, ее ценность - и правда важны в иудаизме). христианство, как раз, очень, на мой взгляд, жестокая идеология в этом смысле. то есть, здесь я подхватываю и развиваю мысль Александра Георгиевича о способности к сопереживанию.
    2) этим летом я была в гостях у семьи довольно серьезного и известного пожилого канадского нейропсихолога еврейского происхождения (он родился в Марокко, так что он не ашкенази). он рассказывал о том, что сделал генетический анализ себе, а также - что он очень много читал про генетическое происхождение евреев. и чем он меня сильно удивил - так это уверенным рассказом о том, что, вообще-то, по последним генетическим исследованиям, евреи - не нация, нет у них единого этнического признака, это огромное "сборище" людей с ближнего востока и европы, объединенное лишь одним - вероисповеданием. потом, конечно, я спрашивала о том, а как же "узнаваемые черты лица, нос, профиль и т.п.". он парировал тем, что это уже позднейшие наслоения, случайные признаки позже собравшихся из разных этносов. все равно главное - лишь "как бы религия", потому что это не совсем религия, - иудаизм.
    3) год назад вышла книга Нисбетта про интеллект. http://kniga.biz.ua/pdf/3899-Chto-takoe-intellekt.pdf, там есть глава про азиатское преимущество. я мельком ее читала. если не ошибаюсь, основной ее пафос в том, что вот сто лет назад наиболее трудолюбивыми были еврейские дети (культурный фактор!), а сейчас на первые места вышли азиаты. ведь в тестах PISA первые пять мест по математике сейчас занимают Ю.Корея, Сингапур, Гонконг, Япония, урбанистическая часть Китая. их с детства очень серьезно приучают к упорному труду. в общем, все дело в традициях и культуре. и, вероятно, очень скоро нобелевские лауреаты будут сплошь не с еврейскими фамилиями, а с азиатскими )))))"
  6. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Ирина Павловна,

    спасибо, что Вы поддержали мою идею привлечения к этому обсуждению тех коллег, которые по разным причинам не посещают Фейсбук.
  7. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    И Вам спасибо. :) Только я не знаю, как здесь осуществляется рассыл.
    Интересно, в каком направлении пойдет дискуссия здесь. Я специально сделала акцент на факторах, потому что это самый важный аспект этой темы. Как воспитывать детей, чтобы они имели высокий интеллект и преуспели в жизни?
    Шмелев А.Г. нравится это.
  8. Поддьяков А.Н.

    Поддьяков А.Н. Модератор Команда форума

    Да, можно посмотреть здесь http://www.jinfo.org/Psychologists.html

  9. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Спасибо, Александр Николаевич, за списки психологов еврейского происхождения.
    Они впечатляют как числом, так и заслугами.
    А чем Вы объясняете их успех?
  10. Поддьяков А.Н.

    Поддьяков А.Н. Модератор Команда форума

    Ирина Павловна, каких-то особых объяснений у меня нет. Те, что высказаны в статье, выглядят достаточно убедительно. В том числе, установка на абстрактное и диалектическое мышление в синтезе с установкой на понимание другого, о чем пишет Александр Георгиевич. По идее, это как раз может дать повышенный процент людей, создающих психологические теории.

    Шмелев А.Г. нравится это.
  11. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Спасибо, Александр Николаевич, за Ваш комментарий.
    Мне тоже хотелось бы подчеркнуть, что преуспеть в психологии больше шансов имеют те люди, которые совмещают в себе две направленности: на дело и на других людей. В терминах Германа Виткина это поленезависимые и полезависимые. В последних своих публикациях он писал о том, что те люди, которые достигают высокого уровня развития (в том числе и когнитивного) способны преодолеть эту дихотомию и совместить в себе плюсы двух стилей. Он своей личностью это доказал, так о нём писали его коллеги. Кстати, он тоже входит в список выдающихся евреев.
    Шмелев А.Г. и Поддьяков А Н нравится это.
  12. Савин Е.Ю.

    Савин Е.Ю. Локомотив

    На эту тему было обсуждение в ЖЖ у биолога Александра Маркова (http://macroevolution.livejournal.com/141838.html). Он оценивает все эти эволюционные рассуждения как вполне правдоподобную гипотезу.
    Шмелев А.Г. нравится это.
  13. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Евгений Юрьевич, спасибо за ссылку. Эта информация углубляет картину фактора наследственности в обеспечении высокого интеллекта. Я еще не дочитала. Очень интересно.
    Шмелев А.Г. и Савин Е Ю нравится это.
  14. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Безусловно, интересные материалы. Но наличие факторов, которые выложены определенными гнездами, в сумме своей почти убеждают, но все же малодоказательны. Думаю, надо одновременно сравнивать с какими-то другими социальными средами: например, таких же тенденций не было у других народов, поэтому нет и таких результатов. А то складывается система выводов, которая получается вне сравнения с хотя бы условно выбранной, задним числом созданной "контрольной группой". Но и при этом мы получим слишком линейные утверждения.
    Скорее всего, есть смысл подумать о наших способностях, склонностях к созданию таких утверждений может быть мы ищем просто го и удивительного? Во всяком случае, это не столь архаичный, более близкий к нашему времени, интеллектуальный пример; есть возможность порассуждать о своих собственных склонностях к выводам. Но не исключено, что именно это обстоятельство делает вопрос очень трудным.
  15. Алексеев А. А.

    Алексеев А. А. 21.09.1947 - 18.09.2020

    Жаль, поздно присоединился, грипповал, не до обсуждения было. Мне кажется еще одно интересное соображение можно найти в книге Э. Эриксона "Детство и общество" - Изд. 2-е, перераб. и дополн./ Пер. с англ. - СПб.: ИТД "Летний сад", 2000 (Гл. 9, #6: "Впечатление о евреях", стр. 345-46).
    Поддьяков А Н и Тукачев Ю.А. нравится это.
  16. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Анатолий Андреевич, к сожалению, у меня этой книги нет, а в сети эта информация в чистом виде не открывается. Все в каких-то рефератах и проч материалах. Нет ли у Вас хорошей ссылки, чтобы до этих страниц добраться?
  17. Алексеев А. А.

    Алексеев А. А. 21.09.1947 - 18.09.2020

    Елена Ивановна, в сети есть все http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3726432. Кроме того, можно скачать или открыть свободно плохое издание этой книги по ссылке http://www.klex.ru/6ea и посмотреть#6 целом, он маленький, страницы три всего.
  18. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Спасибо большое, уже скачала на второй ссылке. Читаю.
  19. Алексеев А. А.

    Алексеев А. А. 21.09.1947 - 18.09.2020

    Если интерес к этому вопросу не пропал, то есть еще один подход к объяснению дискуссионного вопроса - подход с позиций эволюционной психологии. Я имею в виду работы Кевина Б. Макдональда (Kevin B. MacDonald), которого некоторые обвиняют в антисемитизме (но это уже политика, а не наука). Дам ссылку на перевод
    http://www.csulb.edu/~kmacd/russian_CofC.pdf, хотя в сети можно найти и оригиналы
    http://www.csulb.edu/~kmacd/
    Последнее редактирование: 24 янв 2015
    Шкуратова И П нравится это.
  20. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Спасибо Анатолий Андреевич, за расширение рамок заданной темы. В работе Кевина Б. Макдональда мне наиболее интересна глава "ЕВРЕЙСКОЕ УЧАСТИЕ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ". Название звучит несколько странно, учитывая кто создал психоанализ. Он пишет: "Тезис данной главы состоит в том, что нельзя понять психоанализ как науку или, скорее, как политическое движение, не учитывая роль иудаизма. Зигмунд Фрейд является примерным образцом еврейского социолога, работы которого находились под влиянием еврейской идентичности и его негативного отношения к нееврейской культуре, как источнику антисемитизма... Образуя костяк руководства и интеллектуального авангарда движения, евреи кроме того составляли большинство членов движения. В 1906 г. все 17 членов движения были евреи и они четко идентифицировали себя евреями (Klein, 1981). В своей работе 1971 г. Генри Симс и Спрей показали, что 62,7 процента американских психоаналитиков, которые были подвергнуты исследованию, идентифицировали себя как лица, имеющие еврейские культурные связи, по сравнению с 16,7 процента специалистов, которые подтвердили свое протестантское родство и 2,6 процента - католическое".
    Пересказывать далее не имеет смысла. Всем, кто хочет разобраться в культурно-исторической основе психоанализа, рекомендую прочитать этот текст.
    quote="Алексеев А. А., post: 5451, member: 417"]Если интерес к этому вопросу не пропал, то есть еще один подход к объяснению дискуссионного вопроса - подход с позиций эволюционной психологии. Я имею в виду работы Кевина Б. Макдональда (Kevin B. MacDonald), которого некоторые обвиняют в антисемитизме (но это уже политика, а не наука). Дам ссылку на перевод
    http://www.csulb.edu/~kmacd/russian_CofC.pdf, хотя в сети можно найти и оригиналы
    http://www.csulb.edu/~kmacd/[/quote]
    Ледовая Я А нравится это.