1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Преимущества и недостатки супервизии для молодых специалистов

Тема в разделе 'Деятельность НСО и других молодежных организаций', создана пользователем Дихорь В.А., 8 окт 2015.

  1. Дихорь В.А.

    Дихорь В.А. Модератор Команда форума

    Коллеги, добрый день!
    В последнее время на различных конференциях, ресурсах, форумах ( в том числе и на нашем!) часто обсуждается проблема непрофессионализма современных психологов. Случается, что вместо помощи псевдоспециалисты изо всех сил "причиняют добро", многие просто работают на интуиции и основываюь со только на сухой теории.
    К сожалению, во многих университетах практики воспринимаются либо для галочки, либо студент становится бесплатным курьером, секретарем, разборщик всех непсихологичных дел. Закономерно, что с такой практикой наши студенты не способны адекватно выходить в массы.
    Не хочу критиковать и искать виноватых, поэтому сразу перейду к основной идеи этого поста и, по совместительству, одному из решений проблемы - супервизии для молодых студентов.
    Польза супервизии, конечно, при адекватном ее проведении, не требует особых объяснений, но интересно какие преимущества и недостатки возможны при подобной работе с молодыми специалистами?
    Хотелось бы узнать Ваше мнение, Уважаемые коллеги! Как и что будет если ввести обязательные занятия по супервизии для студентов старших курсов или новоявленных специалистов-выпускников? Не станет ли эта процедура похожа на проведение практик для галочки? Кто может проводить подобные супервизионные группы? Кому это выгодно, а кому нет?

    Буду рада конструктивной дискуссии, обмену опытом и новым свежим идеям!
    С Уважением,
    Виктория Дихорь
  2. Андрюшин В.В.

    Андрюшин В.В. Участник

    Виктория, спасибо за эту тему. На мой взгляд, стоит все-таки разделять задачи образования и деятельности (специальности и работы). Образование помогает сформировать определенный набор ценностей, взглядов на мир, знаний, может быть компетенций и способов мышления (на мой субъективный взгляд, поправьте, если не прав). Практика помогает перенять определенную культуру того или иного профессионального сообщества, навыки деятельности и взаимодействия с клиентами/пациентами и другими специалистами, работающими в этом профессиональном поле (к чему относится и личная терапия, и супервизия, и т.н. CPD).
    Имеет смысл побуждать студентов старших курсов к выходу из семьи alma mater и поиску/созданию своей будущей профессиональной семьи - через практику ли, через знакомство ли с возможностями профессиональных сообществ и организаций, в которых предстоит дальнейшая работа и профессиональное становление специалиста. Практика, организуемая в ВУЗах (в силу смешения ролей) тоже носит на себе отпечаток определенной культуры, когда "студент становится бесплатным курьером, секретарем..." В этом смысле адекватной "процедурой для галочки" могли бы стать условия отбора площадок для практики студентов: допуск к работе с клиентами под обязательной супервизией. Есть еще два спорных момента, связанных с формированием компетентного специалиста: во-первых, в большинстве профессиональных сообществ существуют определенные требования по количеству часов обучения в том или ином подходе, терапии и супервизии, и выполнение этих требований занимает далеко не один год (их выполнение зачастую сопоставимо или даже превышает время обучения в ВУЗе); во-вторых, выбор сообщества, подхода в котором он хочет развиваться, личная терапия и супервизия (как и выбор терапевта, супервизора) – частное дело (и решение) специалиста, и подменять это "занятиями" по супервизии - на мой субъективный взгляд, такая же профанация, как и критикуемые попытки "псевдоспециалистов" "изо всех сил "причинять добро".
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Виктория, Вы затронули важную тему. Тем более, что сами - молодой специалист.
    Супервизия важна и нужна, но при сегодняшней системе подготовки психологов (в процессе обучения вузе) ее осуществлять сложно. Если только сделать, что-то вроде интернатуры у медиков Да и то не уверена, что поможет. Гораздо важнее сформировать четкое представление у молодого специалиста, что без общения в профессиональном сообществе и супервизии не обойтись. И он сам должен проявлять активность в этом направлении. В этом случае все будет "не для галочки".
    Кому выгодно? Я думаю, больше всего от этого выиграют клиенты молодого психолога.

    P.s. У нас в школе был психолог. К нему "прикрепили" выпускницу вуза. Супервизия осуществлялась. Правда, до этого супервизор начал беседу с ученицей со слов: "Не смотри мне в глаза, пожалуйста, у тебя взгляд пронизывающий". И "задал на дом" нарисовать несуществующее животное. Потом кричала (через неделю): "Что ты нарисовала!!!!" Это к вопросу о супервизии во время студенческой практики. Делайте выводы...
  4. Лидерс А.Г.

    Лидерс А.Г. Локомотив

    руководство практикой и супервизия хоть чего то самостоятельного - для меня лично разное. Хотя и отчасти пересекающееся...
  5. Картамышев А.Е.

    Картамышев А.Е. Участник

    Я согласен с Андрюшиным. Есть короткое мнение по поводу супервизорских групп в процессе обучения в институте. Так как как у студентов в большинстве своём нет практики, то гораздо полезнее были бы балинтовские группы.
    Андрюшин В.В. нравится это.
  6. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, согласна с Вами. Я говорила именно о супервизии (или ее попытках), поскольку студент-практикант осуществлял самостоятельную деятельность.
  7. Дихорь В.А.

    Дихорь В.А. Модератор Команда форума

    Коллеги, искренне благодарю Вас за участие в этой дискуссии!

    Простите, что лишь сейчас вернулась в наше обсуждение, зато появились новые данные.

    Согласна, что польза балентовских групп, безусловно, присутствует.
    Кроме того, недавно общалась с коллегами из других вузов и общим умом появилась идея, чтобы в СНО проводить мини-тренинги по супервизии (буквально введение и парочка моментов), чтобы хоть какое-то представление студенты имели.

    @Андрюшин В.В. Владислав Викторович, полностью поддерживаю Ваше мнение, что супервизия - это лишь выбор каждого, но, к сожалению, многие студенты (а то и выпускники) не считают это нужным и важным для своего профессионального пути. Поэтому как вариант можно объяснять или даже проводить демонстративные варианты.

    @Завоеванная Н.С. Наталья, согласна, что активность самих студентов необходима, хотя зачастую о своих возможностях они не знают, потому не знают чего хотеть и к чему стремиться.

    Возможно, если в учебных планах включать факультативные занятия (хоть и редкие) по супервизии, то свет в конце тоннеля может появиться. Более того, в таких группах можно брать молодых специалистов, студентов и лишь парочку взрослых специалистов.

    С Уважением,
    Виктория Дихорь
    Андрюшин В.В. нравится это.
  8. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Виктория, я не могу сказать, что студенты и выпускники вузов не знают о своих возможностях и желаниях. Это приравнивает их к подросткам на стадии оптации и,даже, к детям на стадии аморфной (первичной) оптации.
    Студенты часто просто не обладают опытом применения своих знаний на практике. Получается диплом отдельно и клиент отдельно. Если выпускник хочет помочь клиенту, то начинается та активность, о которой я говорила.
    Следовательно, нужна практика во время обучения. Если говорить о супервизии и ее "занятиях" ,то супервизия -это такая вещь, который требуется систематичность
  9. Дихорь В.А.

    Дихорь В.А. Модератор Команда форума

    Наталья, бесспорно, супервизии обязательно должна быть систематичной, но в вузах можно провести демонстрацию, чтобы показать значимость и необходимость для профессионалов обмениваться опытом и спрашивать совета.
    Из моих знакомых-выпускников есть много ребят, которые банально не знают как проходит супервизия, что она включает и, закономерно, боятся неизвестного.
    Что касается возможностей, то я вовсе не считаю студентов глупыми подростками, даже, наоборот, верю, что большинство умные и перспективные.
    Но, к сожалению, на факультете заметна тенденция, что из 80% загоревшихся студентов к выпуску остается лишь 15-20% в лучшем случае. Часто одной из причин такого феномена объясняется отсутствие практики и незнание своих возможностей (имеется ввиду куда можно пойти на практику и на работу для начала, где можно пообщаться с коллегами-профессионалами, где найти единомышленников).

    Надеюсь теперь более понятно объяснила.
    С Уважением,
    Виктория Дихорь
  10. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Да, есть такая проблема. Когда-то я проводила исследование профессиональной готовности у студентов второго и четвертого курса. В ходе него было выявлено, что к четвертому курсу эмоциональное отношение к профессии падает при более высокой информированности о профессии, чем у студентов второго курса. При этом, не сформированного плана проф. деятельности выявлено не было у студентов заключительного этапа обучения. Недостаточно сформированный план продемонстрировали 13% респондентов, это же наблюдается и касательно разочарования как ценностного отношения к профессии
    Никитина И.А. и Тукачев Ю.А. нравится это.