1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Признание ошибки для одних рост, для других психологическое самоубийство?

Тема в разделе 'Поисковые проекты, гипотезы, идеи', создана пользователем Махамбетчин М.М., 3 июн 2022.

  1. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    В целом 5 пунктов не вызывают больших возражений, кроме того что, что когнитивное искажение почему-то стало связано с "пониманием". Скорее мой тезис звучит так: искажения препятствуют пониманию (защитная функция), но даже при наличии понимания (внутренний локус контроля, критическое мышление, хорошие метакогнитивные способности, знания, опыт) поведение не меняется или меняется слабо (я не очень верю в проактивное поведение). Опыт ошибок, имеющих высокую цену, как травматический опыт, пропал из кадра.

    Анкеты, на мой взгляд, хорошо работают, когда речь идет о фактах. Если у человека нет доступа к факту того, что он совершил ошибку, т.е. он ее не признал, как анкета нам что-то точно расскажет? Анкета призвана решить какую задачу?
  2. 1. Имел ввиду созвучно, по другому, аналогично ... не связывал когнитивные искажения с пониманием. Имел ввиду, что знание и понимание возможности когнитивного искажения не обязательно защищает от этих искажений.
    2. Поискал в нашем диалоге о "травматическом опыте", не нашел. Вы имели ввиду, что только реально пережитый "травматический опыт" позволяет врачу более осознанно рассуждать о проблеме ошибок?
    3. Врачей, работаюших в хирургической специальности (хирург, уролог, офтальмолог, травматолог и т.д), и не констатировавших себе свои ошибки, думаю будет мало ... если перед анкетированием объяснить, что "не ошибается тот кто не работает" таковых будет еще меньше. Достаточно вспомнить одну свою ошибку и необязательно с тяжелым исходом и исходя из него формировать ответы (анонимно).
    В анкете будут, к примеру, 8 вариантов реакции на свою ошибку. Вариантов, включающих крайне противоположные реакций и несколько промежуточных между ними. Выбрать один из вариантов, думаю, будет несложно. И еще несколько вопросов с вариантами ответов, где нужен только выбор...

    Анкета выявит распространенность вариантов реакций на свою ошибку, распространенность позиции обучения на ошибке без ее признания, распространенность отношения к своей профессиональной опытности через призму признания и не признания своих ошибок. Такая информация представляется мне очень интересной, она породит новые вопросы и т.д.
  3. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    2. Самое первое мое сообщение в теме о том, что признание ошибки может быть травматическим опытом.
    3. Пытаюсь представить педагогов (в массе), которые более-менее объективно рассуждают о своих ошибках, и не могу . Возможно, у хирургов ситуация лучше (я знаю только одного).
    4. Анкета может исказить картину, но можно попробовать.
  4. 2. Как по Вашему может проявляться травматический опыт? Депрессией? Тревожностью?
    3. Пирогов Н.И. написал целую книгу про свои ошибки (вероятно, впервые в истории). Редко, но встречаются воспоминания хирургов о старших товарищах, систематически разбиравшие перед коллективом свои ошибки. Согласен, что подобное поведение исключение.
    4. Может сначала анкетировать на предмет о вариантах возможной травмы при признании ошибки себе ... перечислить теоретически возможные варианты травм ... озаглавить эти варианты как типичные, и надо анонимно просто выбрать то, что более подходит к анкетируемому?
  5. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    2. Ошибка - это эмоциональный груз. Я бы начал список с выгорания и цинизма.
    4. Не очень понял концепцию, но анкетировать на предмет травмы - это точно лишнее. Анкеты хорошо работают, когда речь идет о фактах, как я уже сказал. Полуструктурированные интервью?
  6. Если вернуться к травматическому опыту... как можно выгорание, цинизм, эмоциональный груз, тревога, депрессия соотнести "разложить по полочкам" с травматическим опытом? Можно ли как то представить возможные механизмы возникновения и развития того или иного из вышеперечисленного на констатацию ошибки?
  7. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    Психология эмоций и клиническая психология - не мое поле. В педагогической психологии, которая ко мне ближе, видел ссылки на работу по отрицательным осознаваемым эмоциям
    Однако там тоже может быть разложено всё далеко не по полочкам.
  8. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    Поиск по слову "mistake" в этой книге выдал интересный результат в 3 главе - связанной с диагностикой. Я выделил полужирным начертанием. Как я понял, "ошибка" становится основой, позволяющей диагностировать различные аффективные, когнитивные и поведенческие особенности, связанные со стыдом и виной.
    Навскидку, монография в целом очень достойная.
    Последнее редактирование: 14 ноя 2022
  9. 1. Стыд и чувство вины "разрушительны" для психики, как пишут психологи.
    2. Итого собралось следующее: констатация ошибки может вызвать у автора ошибки чувство стыда, вины, тревогу, острый или хронически стресс, которые могут перейти в депрессию или выгорание, цинизм.
    3. Изучение проблемы ошибок привело к необходимости дифференцировать чувство вины как минимум на три типа, вероятно, понятия "стыд", "тревога" и другие тоже можно подразделять ...
  10. Размышления над тем: "Как отдельные врачи умудряются не признавая ошибки даже себе учиться на этих ошибках?" привели к следующим мыслям: "Может эти врачи имели опыт (скорее в детстве) признания ошибки и самообвинения (самобичевания) и всем, что сопровождают эти разрушительные для психики чувства? И поэтому память запечатлела связку - признался+виноват+стыд+?+?, и это связка как запрет - инстинкт самосохранения?
    Получается возможно не признавая себе свою ошибку разобрать ее и научиться на ней?
  11. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    С последним тезисом соглашусь! По вопросу о причинно-следственных связях сложно выйти за уровень догадок. В любом случае, рефлексия и критическое мышление формируются относительно поздно (и не в равной степени), а защитный механизм избегания, например, проявляется уже в первый год жизни.
    Махамбетчин М.М. нравится это.
  12. Интересно детализировать процесс признания и непризнания ошибки.
    Умозрительно признание себе своей ошибки можно разделить на следующие типы:
    1. да, я совершил ошибку, ... нецензурные комментарии, как же быть, как я мог и т.п. самоедство самобичевание с ударом по своей физиологии, отрицательный опыт...
    2. диалектически промежуточный вариант
    3. да, я совершил ошибку, почему это произошло, какой факт (мысль, информация, эмоции, установки, внушение, стереотип и т.д.) привели меня к заблуждению? Спокойный, хладнокровный, честный анализ ошибки с полезными выводами.

    Типы непризнания ошибки:
    1. Нет, ошибки не было, я все делал правильно, как мог, пошли все к черту...
    2. диалектически промежуточный вариант
    3.Непризнание ошибки, как психологическая уловка, констатация ошибки и анализ от "третьего" лица?