1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Психика (мозг) как вероятностно-адаптивный биокомпьютер

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 3 мар 2021.

Статус темы:
Закрыта.
  1. Прокофьев В.Г.

    Прокофьев В.Г. Активист

    Да, каждый участник знает, какой тип был ему предложен в результате диагностики в НИИ Соционики.
    Но он не знает, какие типы у других участников (кого собрали за его столом, тем более за другими столами).
    Он не знает, а специально подготовленные ему для выполнения ПРОЕКТИВНЫЕ упражнения не дают ему информацию о том, какой признак (из 15-ти) в этот день будет исследоваться.
    В этом реализован подход "двойного слепого исследования"

    Нет. Тип участника определялся с помощью двух КОМПЛЕКСНЫХ методик:
    Структурированное интервью
    Групповой диагностический тренинг.
    "Соционическая диагностика. Структурированное диагностическое интервью"

    Первое впечатление о клиенте. До интервью

    Наблюдения и регистрация:

    • внешний вид
    • поведение, невербалику
    До интервью используем проективные методики
    • 3 комлекта рисунков
    • 2 коротких письменных эссе
    Во время интервью
    1. Первые вопросы о школе, предметах, что нравилось/не нравилось, о взаимоотношениях с одноклассниками, о взаимодействии с учителями. Детская тема расслабляет человека, снимает напряжение общения с незнакомым человеком)
    2. Можно, начав с вопросов об участии в детских секциях, кружках, перейти текущим хобби.
    3. Как вы поступали в институт, выбирали ВУЗ, профессию?
    4. Что для Вас вода?
    5. Что для Вас музыка?
    6. Что для Вас хорошо пообщались?
    7. Есть ли мечта? Сколько? Одна? Больше? Они связаны между собой? (Можно сразу сказать, что саму мечту можно не называть)
    8. Все люди равны или есть ровнее? Есть ли у Вас свой круг? Легко ли в него войти?
    9. Что для Вас решительные действия?
    10. В долг что-нибудь даёте? Как ведёте себя, если в срок не вернули?
    11. За что можете покритиковать мир?
    12. За что вас ценят окружающие люди?
    13. Расскажите о Вашей последней поездке в какое-нибудь новое место. Вспомните самые яркие моменты, впечатления.
    Это базовый список вопросов. Он естественно адаптируется под каждого клиента

    Проективная методика: "Волшебное королевство".
    Вы проснулись и являетесь королём (королевой) волшебного королевства (ждём реакцию и рассказ).
    Помогаем уточняющими вопросами:

    Где ваши подданные живут, чем занимаются?
    Что народ будет есть?
    Где живет король (королева)?
    Как обустроено королевство?

    Внезапно враг у ворот, ваши действия?
    Помогаем уточняющими вопросами:
    Какую речь произнесете перед подданными?
    Уже лезут на стены

    Война закончилась победой, в стране голод. Как будем решать вопрос?
    Продукты доставлены. Но на обозы напал лорд Хрюк и все съел.
    Болезнь у него такая: черная дыра в желудке открылась. Ваше решение?
    Ну все преодолели. Как отпразднуем победу?
    Помогаем уточняющими вопросами:

    Кто будет приглашен?
    Как будет организован праздник?
    Как будут кормить гостей?
    Как будут организованы танцы для вельмож и крестьян?

    Соционическая диагностика. Соционический ассессмент (групповой диагностический тренинг)

    В сценарии ассессмента нет интервью, но есть
    Двигательные тренинги

    • "Стих - пантомима"
    • "Проход в дверь".
    • "Сафари".
    Тренинг на взаимодействие: "Колония на острове".
    Прокофьева Т.Н. нравится это.
  2. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Да, нам было важно изучение резонансных групп, в которых общие признаки усиливаются и становятся виднее.

    На это уже отвечали, но повторю.
    Типы определяли по огромной массе маркеров, среди которых те, что нам нужны в данном эксперименте - капля в море.
    А эксперимент был сосредоточен именно на одном конкретном признаке.

    1.7. Гипотезы

    Исследование позволит экспериментально подтвердить влияние типологической составляющей психики человека, описываемой феноменом ПАР, на поведенческие реакции, особенности речи и внешний облик людей.

    Причинно-следственная связь: тип влияет (или не влияет) на поведение, речь, внешность.
    Это и проверялось в ходе эксперимента.

    У экспертов были протоколы следующего содержания.

    Протокол наблюдений в ходе эксперимента

    Проявления

    Гр1

    Гр 2

    Гр 3

    В поведении
       

    Постоянство в эмоциях
       

    Эмоции недолговременны, определяются самочувствием
       

    Постоянство в перспективном деле
       

    Поиск приятного в работе, её результат должен дать удовольствие
       

    Поиск перспектив в работе, результат должен дать что-то на будущее
       

    Нет заведомо непогрешимых авторитетов
       

    «Кошка гуляет сама по себе»
       

    Подчинение по должности, по возрасту
       

    Стремится к занятию наиболее высокой ступени в иерархии
       

    Попав в ситуацию отсутствия иерархической системы отношений, склонен попытаться самостоятельно создать такую систему
       

    Свободная конкуренция без учета иерархии
       

    Нельзя одновременно принадлежать к двум противоположным группам: "Ты либо с нами, либо с ними – тогда против нас"
       

    Важно наличие возможности опереться на плечо товарища и самому поддержать того, кого они относят к «своим»
       

    Примат коллективного "Мы"
       

    Примат индивидуального "Я"
       

    Группа создается из личностей, объединенных общим интересом, делом, идеей, взаимной симпатией
       

    Выделяет свой круг общения, осознает его "особость"
       

    Каждый должен выполнять свою работу
       

    В речи
       

    Меньше вежливых форм
       

    Часто звучат: "типичный представитель", "наши", "все они такие"
       

    В общении
       

    Есть личностное расстояние, держат дистанцию
       

    Легче устанавливают контакты
       

    Легче переходят на "ты"
       

    Говорят по очереди, не перебивают
       

    Часто друг друга перебивают
       

    Панибратское отношение
       

    Больше дружелюбия, открытости, непосредственности
       

    Свобода в выдвижении идей
       

    При взаимодействии прослеживается субординация, "по вертикали"
       

    Общаются на равных, общение "по горизонтали"
       

    Оценивают человека с точки зрения его личных качеств, независимо от принадлежности к группе
       

    Отношение к другому формируют под влиянием своего отношения к группе, к которой принадлежит данный человек
       

    Рассматривают окружающих, деля их на «своих» и «чужих»
       

    Во внешности
       

    Одежда подчеркивает принадлежность к своей социальной группе
       

    В одежде меньше официальности, разнообразный, свободный стиль
       

    В одежде более строгий стиль, неравнодушие к униформе
       

    Ношение знаков социального престижа, подчеркивание их
       
    Следующая страница – для записи свободных наблюдений и дополнительных сведений
  3. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Первое, что видно: здесь не будет эффекта группового резонанса, наблюдения будут затруднены.
    Второе: на удовлетворенность работой могут повлиять многие факторы, как например, люди, попавшие в группу, комфортны данному человеку (по разным причинам) или он любит групповую работу, что никак не связано с данным признаком (я привела выше часть теории, в нее это не входит).
    Третье: поведение кого-то из участников может полностью перечеркнуть удовольствие от работы в "своей" установке или отвращение от "чужой".
    Четвертое: характер заданий может тоже сказаться.
    И т.д.
    Прокофьев В.Г. нравится это.
  4. Прокофьев В.Г.

    Прокофьев В.Г. Активист

    Как раз очень!
    Эксперимент очень ярко показал зависимость продуктивности работы от формата ее организации, как
    Начиная с реплики "демократов": "А мы коллективно должны решить, что делать?"
    и кончая строкой "аристократа" в анкете, оценившего выполнение упражнений "демократами": «Группа №2 [демократы] пошла по пути наименьшего сопротивления, кося под оригинальность. Меньше всего, на мой взгляд, результативная».

    "8.3. Результаты наблюдений за группой №2 («демократов») неожиданно подтвердили вытекающий из теории информационного метаболизма психофизиологический феномен:

    Виды деятельности в информационном пространстве слабых функций и слабых полюсов соционических дихотомий энергозатратны и низко эффективны.
    Другими словами
    Работоспособность, востребовательность и удовлетворенность людей зависит от вида перерабатываемой в процессе их деятельности информации.
    Более того оказалось, что это справедливо даже для относительно коротких промежутков времени (не более 3 часов).

    Только после проведения эксперимента стало очевидно, на сколько «жестко» мы обошлись с «демократами», подготовив все три задания на коллегиальное достижение цели, к чему в большей степени были предрасположены ТИМы «аристократической» части социона, и менее «демократы», вынужденные целый вечер действовать на чужом поле:
    • в первом упражнении обеспечивая построение социальной (общественной) организации «Клуба»;
    • во втором, решая проблемы столкновения двух цивилизаций;
    • в третьем сфокусироваться на пропаганде государственности, национального единства и т.д."
    Прокофьева Т.Н. нравится это.
  5. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    В предлагаемом вами варианте - не объясняет. Там о другом.
    А вот что объясняет.

    Организационное консультирование и соционический анализ коллективов
    http://www.socionics.ru/consultations/consalting1/consalting3
    Прокофьева Т. , Князев А.
    Существующие методы соционического анализа позволяют определить интегральный тип коллектива, а значит его потенциальную предрасположенность к решению тех или иных задач. С учетом этого можно подобрать для коллектива наиболее эффективный режим работы, выделить коммуникативные особенности. Естественно, имея эти данные для реального коллектива, можно на основе анализа выдать практические рекомендации относительно того, насколько данный коллектив соответствует своим целям, какие действия нужно произвести, чтобы он наиболее эффективно выполнял поставленные перед ним задачи. При этом принимаются решения, оставить ли коллектив в неизменном составе, реорганизовать ли его, перераспределив обязанности, принять ли в коллектив новых сотрудников, перевести ли существующих сотрудников в другие подразделения, а может быть, нужно пересадить каких-то сотрудников в разные помещения, чтобы они меньше травмировали друг друга в случае неблагоприятных интертипных отношений.

    О путях построения самоорганизующихся систем
    http://www.socionics.ru/socionics-tehnique/socioteh3/2010-01-13-20-08-06
    Девяткин А.С., Цыпулев Д.Ю.

    Статья посвящена практике применения соционических знаний в деловой сфере, в области управления работой коллективов, а также описанию методик, упрощающих применение соционических подходов для руководителя.


    Применение соционики в бизнесе
    http://www.socionics.ru/socionics-tehnique/-hr/505-hr1
    Пономаренко Д.А., Калиновская Я.И.
    Статья посвящена вопросам применения соционики в бизнесе. Изначально соционика многими воспринимается как наука о познании себя, своих сильных сторон, о выстраивании отношений с близкими. Мы нашли ей применение в бизнесе в вопросах командообразования и мотивации. В статье рассмотрен опыт применения соционики в конкретной компании.

    ТИМ организации, как психо-информационной системы
    http://www.socionics.ru/socionics-tehnique/socioteh3/socioteh7
    Лытко Н. В.

    В статье предпринята попытка анализа работающей организации с точки зрения ее интегрального типа информационного метаболизма, поскольку любая социальная структура функционирует и проявляет себя как некий единый организм, обладающий своей моделью поведения. Интересно описаны подходы к этому коллективу, как к единому целому, его характер, свой образ и неповторимый стиль.



    Проявление этики отношений как ТНС в ИО заказа и активации
    http://www.socionics.ru/relationships/io6/2009-10-05-00-05-17

    Толкачева Н.Н.

    Статья посвящена изучению интертипных отношений активации и заказа. Примером для разбора послужила ситуация в компании, сложившаяся между руководителями (Интуитивно-логический экстраверт и Сенсорно-логический экстраверт) и директором по персоналу (Этико-сенсорный экстраверт). Даны рекомендации по выходу из подобных ситуаций.



    Соционические методы постановки рабочих задач
    http://www.socionics.ru/component/content/article/64-hr/717-delegirovanie

    Токнов Н.Ю. Тихомирова Ю.А.

    Статья посвящена вопросам применения соционики в рабочей сфере. Рассмотрен вопрос постановки задачи подчиненным, контроль выполнения работы и мотивация. Рекомендован наиболее комфортный и удобный подход к постановке задач для каждого сотрудника


    У нас на сайте еще много статей, раскрывающих данную тему.
    Прокофьев В.Г. нравится это.
  6. Пантюхин С.С.

    Пантюхин С.С. Локомотив

    Ого, я ответил на одно из трех сообщений, и получил еще 8. Буду отвечать местами более лаконично, иначе потону.
    Сначала на последние.

    По "аристократии" и "демократии" здесь виден еще один пласт значений. И тоже спорно. Не бывает оценок человека вне контекста, даже на уровне нижних уровней восприятия. Мозг достраивает образы на основе программ (использую терминологию из этой темы). Если речь про предрассудки, то это отдельная тема, проблемы социального восприятия и т.п. Я про это не буду продолжать, тут океан. Мы про точность терминов все-таки.

    Обычными текстами являются тексты книг, газет, выступлений. Из них берется какая-то информация и анализируется традиционными количественными методами. Хотя есть и качественный контент-анализ. Но это почти дискурс-анализ, и мы про него сейчас не будем. У вас же явно лингвистические задачи, чем-то похожие на исследования в корпусной лингвистике, которые выполняются на корпусе текстов русского языка. Я когда-то делал небольшой доклад на эту тему, но воды много утекло, вполне возможно, что сегодня есть открытый доступ к какому-нибудь корпусу. Можно составить словарь слов, которые употребляются совместно с какими-то определенными словами.

    Из того, что нашел в отношении анализа открытых вопросов с помощью контент-анализа - статья Women's perceptions of group support and adaptation to breast cancer. Но авторы все равно все ответы закодировали с помощью переменных в шкале Ликерта. То есть у них одному человеку соответствует одно значение одной переменной, так что проблем нет.

    upload_2021-3-9_16-37-59.png

    Я не очень понимаю тогда, что для вас "двойное слепое исследования"? Эту процедуру реализовать не всегда можно даже при желании. В вашем случае никак не сделать: у вас нет случайных групп, нет контрольной группы. Слепота - это про процедуру отбора в экспериментальную и контрольную группу.

    Вопрос не про каплю, а про сам подход, про него еще раз ниже.

    Это не гипотеза:
    Гипотезой было бы предположение о том, как именно он влияет.
    И еще мы начинаем ходить по кругу. Вы, по сути, в лучшем случае пытаетесь нащупать, какие еще признаки характерны для ваших типов. Это корреляционный дизайн, а не экспериментальный. Но и к нему масса вопросов. И вам все равно надо что-то делать для получения валидных и надежных методик диагностики, потому что все упирается в это.

    Пример, специально выпираю углы для наглядности.
    Все дети принадлежат к отличникам или двоечникам. Троечников и хорошистов не бывает, потому что директор школы говорит, что типов два. Из двоечников в отличники и наоборот не переходят, это врожденные особенности. Мы отбираем не очень большое количество детей, которые имеют интерес к тестированию (неслучайная выборка). Мы проводим тестирование по математике (в соседней школе говорят, что наши задания не годятся, но это у них неправильные задания; в ЕГЭ никто не верит, американский SAT - вообще зло). Сообщаем всем участникам об их оценке и объединяем их в группы отличников и двоечников для выполнения похожих заданий, связанных с цифрами. Делаем вывод: тип отличника и двоечника влияет на выполнение заданий. И мы подтвердили деление на типы. То есть особенности группы, социально-экономический статус, IQ, количество сна за последние дни, уровень стресса и т.д. никак не влияют, а если их влияние и признается (в рамках дополнительных теорий), то в тестировании это не учитывается (как развитие или уровень воспитания личности в обычной школе).

    Добавлю тут же про "резонанс". Эффект усиления каких-то проявлений может присутствовать в группе, как и сотни других эффектов, большинство из которых не проконтролировать. Вплоть до влияния феромонов. Ситуация также может радикально отличаться в разных группах: если набрать из разных групп аутсайдеров, собрать из них отдельную группу, то там будут свои лидеры, средние и аутсайдеры. Все эти эффекты являются искажениями. Отдельно аргументировать больше не буду, так никто не делает.

    Причем у Татьяны Николаевны есть похожие замечания, но... к моему гипотетическому примеру:
    Это проблемы скорее технические. Все, что считаете нужным, можно включить в модель. Некоторые проблемы решаются тем, что испытуемый проходит несколько серий эксперимента (как в экспериментах Аша) и работает не в одной, а в разных группах. Особенности задания можно сделать еще одной независимой переменной, и любовь к групповой работе, ее можно попытаться выяснить отдельными вопросами и проконтролировать, и привлекательность участников . И есть в запасе универсальное средство - в больших выборках мы предполагаем, что все такие нюансы имеют случайный, а не систематический характер. Что-то очень важное можно перевести в разряд ковариат.
    И какие хорошие правильные вопросы, когда типы соционики на время пропали.

    Это был элемент юмора с моей стороны, прошу прощения. Конечно, пока эксперимент не проведен, можно только предполагать. Все приведенные вами статьи не имеют доказательной силы, пока, повторюсь, не представлена методика диагностики с необходимой степенью валидности и надежности.

    Давайте попробуем, я не против. Много времени не обещаю. Смущает формулировка: эмпирически подтвердить. Наша задача в науке - эмпирически проверять. Поппер даже считал, что лучше - эмпирически опровергать.

    Поиск подтверждений, конечно, в истории психологии тоже можно найти. Но вот читать про эксперименты М.Шерифа в Робберс-Кейв в свете всей совокупности фактов как-то грустно.

    Вернемся к физиологии
    Нет-нет, у вас такие выводы и такие схемки, что надо разобраться
    upload_2021-3-9_18-32-11.png upload_2021-3-9_18-42-24.png

    Это крайне неестественно, и тут неестественно все.
    Не вся информация идет через спинной мозг. Нет такого пути через мозжечок, он анатомически соединяется с мостом, и не имеет такой связи с корой. Нет никакой единственной красной зоны, в которую упираются пути. На аксиальном разрезе вместо мозжечка представлены подкорковые нервные центры. Я в первый раз угадал контекст этой теории. Было понятие неспецифической системы, которую сегодня так никто не называет, назвают ее ретикулярной формацией. Остались термины "специфические" и "неспецифические" ядра таламуса, В отношении ядер слова "специфические" и "неспецифические" относятся не к информации, а к анатомическим особенностям - специфические ядра соединены с определенными зонами коры на эксклюзивной основе, а вторые - нет. По современным данным (а по таламусу не очень много работ) основная функция неспецифических ядер - активирующее вздействие на кору. Откуда такая легкость в обращении с данными физиологии? И почему вас не привлекают красоты современных научных теорий и результатов?
    upload_2021-3-9_18-47-55.png upload_2021-3-9_18-49-3.png

    Про присуждение научных степеней. Должна быть одна наука и один ВАК. Слишком много групп творчески мыслящих товарищей существуют, и с разными степенями. Одна новая хронология чего стоит.
    Иващенко К.Б. и Хохлов Н.А. нравится это.
  7. Прокофьева Т.Н.

    Прокофьева Т.Н. Локомотив

    Благодарю.
    Отвечу на обращенное ко мне.
    На остальное - коллеги, я думаю, ответят.
    Не, не "еще один", это определения. Отличаем их от бытового понимания, ок?
    Ну как же? Например:
    - "Мой друг Иван из семьи врачей" или
    - "Мой друг Иван талантливый музыкант".

    В первом случае речь с учетом среды, во втором - опора на индивидуальные качества Ивана.

    А сам факт, что влияет? Это тоже необходимо проверять в ходе эксперимента.

    Это мы делаем обязательно, в том числе и в ходе эксперимента были выявлены новые свойства типов.
    Но основная задача была другая: есть масса описаний признака. Мы сделали сначала обзор литературы, собрали все, что было написано по данному признаку, включили это в протоколы, эксперты наблюдали и отмечали, что проявилось, а что нет.

    Обязательно делаем. Это другая тема.

    Ждать ВАКа очень долго, а отличать как-то людей с опытом и знаниями от неграмотных - необходимо. Вот и Вы ведь спрашиваете и про СРТ и про разные мнения, разные описания и т.п.
    Я понимаю это как признание внутри сообщества.
  8. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Сергей Сергеевич, здравствуйте,

    К сожалению, я перестала следить за данным обсуждением. И не увидела Ваше обращение:
    "Уважаемые модераторы, может быть диалог с соционикой выделить в отдельную ветку? Т.к. соционики вряд ли будут обсуждать идею, указанную в теме".

    Впрочем, мне не представляется возможным выделить отдельную тему, ни в самом начале обсуждения, ни , тем более, теперь. Легче завести новую, что я Вам предлагаю сделать. Если нужна моя помощь, то готова помочь - зовите, указывая ФИО через собачку: вот так - @Завоеванная Н.С. ;-)
  9. Иващенко К.Б.

    Иващенко К.Б. Наблюдатель

    Уважаемый Сергей Сергеевич,

    Восхищен аргументированностью Вашей критики как используемых формулировок теоретических основ соционики, так и методологии экспериментов, предлагаемых для подтверждения этих основ.

    Полностью согласен, в частности, с тем, что термины "аристократия" и "демократия", как и многие другие термины в соционике, являются неудачными и несут в себе слишком много посторонних (по отношению к соционике) смыслов.

    Тем не менее в рамках собственно соционики они имеют вполне определенное содержание. Не вдаваясь в формальное теоретизирование, попробую сформулировать это содержание максимально упрощенно. Грубо говоря в рамках модели:
    • "Аристократ" -- это человек, который всегда склонен делить людей, с которыми взаимодействует, на "своих" и "чужих" и соответственно оценивает их поступки. Я бы лично назвал это "трайбализмом".
    • "Демократ" -- это человек, который сперва оценивает каждый отдельный поступок, а уж потом человека в целом.
    Надеюсь, что в такой формулировке смысл этих терминов будет понятнее.

    С уважением,
    Константин Иващенко.
  10. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги,

    прошу прощения, но это, видимо, как раз лежало в зоне моей ответственности:
    своевременно выделить обсуждение соционики от заявленной темы в отдельную
    ветку. Теперь я согласен с Наташе Завоеванной, что сделать это поздно и трудно.


    С другой стороны, то, что произошло является по-своему красноречивым событием.
    В каком смысле? - Да, сторонники соционики очень активны, но ... как только
    в заглавном сообщении появляется слово "соционика", то вся активность
    оказывается направленной на обсуждение именно этого подхода и... никакого
    другого.


    Тематический дрейф - это обычное явление на свободных форумах в Сети.
    Но в данном случае мы видим, как исходное мое сообщение потерялось по своей
    направленности и уже утонуло в разговорах про "аристократию" и "демократию"
    и т.п.


    Не имею возможности разделить сегодня все комментарии хотя бы на 2 разные
    ветки, я просто останавливаю эту ветку от дальнейших комментариев, ибо
    дальше это сделать будет просто невозможно, а надо бы...


    С ув
    АШ
Статус темы:
Закрыта.