1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Психологические тесты при отборе персонала - базовые понятия

Тема в разделе 'Щербатых Ю.В.', создана пользователем Щербатых Ю.В., 9 дек 2018.

  1. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Уважаемые коллеги, время от времени меня приглашают на конференции и форумы к представителям смежных специальностей, которые работают с людьми, но в основной своей массе не являются профессиональными психологами. Это педагоги, менеджеры по работе с персоналом, "безопасники" и пр. И общаясь с HR-ами (менеджерами по работе с персоналом), нередко имеющими базовое образование вроде филологов, журналистов, пиарщиков, инженеров и пр. я обратил внимание на то, что в своей работе они нередко используют мягко говоря не очень валидные и надежные методики, подчерпнутые из разных источников ( в основном - из Интернета). Поэтому я сделал видео, где изложил свое видение роли тестов в работе менеджера по подбору персонала.
    Хотелось бы услышать ваше профессиональное мнение - удалось мне в 15-минутном ролике пройти по узкой грани между научностью и доступностью, не сильно погрешив против истины (которая впрочем весьма относительна - особенно в нашей науке)
  2. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Уважаемый Юрий Викторович!

    Хочется начать с позитивной общей оценки.
    Мне кажется, что эта видео-лекция Вам удалась.
    Что самое удачное? - В целом удалось выдержать
    баланс между "рекламированием" и "предостережением".
    По моим наблюдениям, очень часто в подобных выступлениях баланс
    нарушается либо в сторону безудержно оптимистичной рекламы под
    лозунгом "Тесты - это очень просто и есть много, которые
    отлично работают!". Либо происходит сдвиг в сторону
    "предостережения" под лозунгом": "Осторожно, множество
    тестов - это липа, которая НЕ работает, покупайте только
    у серьезных разработчиков!". Я лично, пожалуй, страдаю
    часто вторым креном - в сторону "предостережения", а ведь
    в результате эйчарам бывает проще вообще отказаться от метода
    тестов, чем искать бюджет на покупку хороших, а также на
    покупку консультативных квалифицированных услуг...


    Конечно, если под лупой разглядывать мелкие недостатки в Вашей
    презентации, то они есть. Как без этого! - Большинство этих
    недостатков - это следствие главного достоинства презентации -
    она доступна достаточно широкому кругу не самых подготовленных
    слушателей.


    Ну, например, я бы обязательно посвятил хотя бы один слайд различению
    двух разных ситуаций в применении тестов: консультативной ситуации
    (или "ситуация клиента") и ситуации экспертизы (конкурс, отбор, аттестация,
    квалификационный экзамен). Почему это так важно? - Потому что
    многие опросники работают на самом деле только в первой ситуации и ОЧЕНЬ
    плохо работают во второй. Особенно плохо работают в отношении образованных и рефлексивных "белых воротничков" (хотя в случае "синих" с ними можно работать и в ситуации профотбора тоже). Ну и, конечно, этот контекст потребует различения "опросники - тесты"...


    Мелочь мелкая:, пожалуйста, исправьте "смешенные" на "смешАнные", хотя... я очень плохо вижу опечатки и грамматические ошибки. Допускаю, что там есть
    еще какие-то, которые я не увидел...


    Стоит подумать вместе (вместе с коллегами по этому форуму), как привлечь к подобным "видео-лекциям" более широкую аудиторию эйчаров. Их не так мало зарегистрированы на нашем форуме (хотя в каких-то тематических группа в соцсетях гораздо больше), но... они, как правило, сюда просто не ходят. Почему? - Слишком непрактичные и научно-замысловатые тут разговоры для них...

    Вот такая первая весьма общая и поверхностная моя оценка вашего труда.

    Ваш АШ

    P.S.
    Спасибо за цитирование моего имени в качестве "ведущего тестолога".
  3. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Александр Георгиевич,
    спасибо за дружескую критику. Вы правы в том, что в общении с эйчарами, не имеющими базовой психологической подготовки, сложно выдержать нужный уровень глубины проработки темы тестов. Если начинаешь разбирать эту тему на научном уровне - они перестают понимать, им становится скучно - и они "отваливаются". Если начинаешь упрощать - то есть риск оказаться на их уровне гороскопов и популярных тестов.
    Что касается "рекламы" - то почему бы не рекламировать действительно удачные методики, специально заточенные под оценку персонала. Готов с Вами взаимодействовать в этом направлении - мы можем совместно создать и залить на ЮТюб серию видео о ваших продуктах - здесь, по крайней мере, в научности, валидности и надежности никто на усомнится.
    А здесь если можно поясните поподробней - боюсь, что я не вполне уловил вашу рекомендацию
    В целом - рад, что Вы нашли время посмотреть мое видео.
    А что касается грамматических ошибок - они безусловно есть, это связано с тем, что данная работа носит для меня второстепенный характер, а времени на тщательную проработку текста не хватает - я стараюсь тратить его на более важные для меня вещи - или науку, или бизнес. И на психологическое просвещение его не хватает - даже на это относительно простое видео мне пришлось потрать почти 5 часов чистого времени.
  4. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Юрий Викторович, добрый вечер.
    Только сейчас смогла посмотреть Вашу лекцию. Очень доступно и емко получилось. Спасибо. Разрешите, я ей поделюсь в группе ЭСПП Вконтакте?
    Шмелев А.Г. и Щербатых Ю.В. нравится это.
  5. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Конечно, Наташа. Только для психологов эта лекция может показаться поверхностной. Впрочем, если кто-то из них потом будет работать менеджером по персоналу (HR-ом) - этот материал точно пригодится. Потому что есть теория психологии, и есть практика работы с персоналом - и нам нужно перекидывать мостики между ними. Только тогда люди из практической экономики и бизнеса начнут ценить и уважать психологию как науку.
  6. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    А, там у нас, как раз, студентов много и эйчаров, Юрий Викторович, поэтому и решила поделиться;)
    Щербатых Ю.В. нравится это.
  7. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Пример непонимания того, что психология может помочь в практике я привел в видео, когда говорил про возражение "Это дорого!" Так вот - 70-80% продавцов в ответ говорят что-то типа "Мы предоставим вам скидку" - и это чаще всего не работает. А вот если продавец начинает начинает диалог с покупателем, если он задает ему вопросы, старается понять потребности собеседника, причем глубинные и не всегда осознаваемые самим покупателем - причем не для того, чтобы обязательно продать, а для того, чтобы эти потребности удовлетворить - тогда мы имеем дело не с тупой продажей, а с взаимопониманием - то есть уже с психологией.
  8. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    В общем - я за взаимообогащение психологии и бизнеса - психологам нужно учиться продвигать и продавать свои знания, умения и навыки, а бизнесу нужно учиться лучше понимать людей.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  9. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Юрий Викторович,


    если Вы про различение "ситуации клиента и ситуации экспертизы", то я писал
    и говорил об этом много-много раз. Хорошо, что коллеги согласились включить
    это различение в документ "Стандарт тестирования персонала". Но... до сих
    пор даже в весьма солидных зарубежных учебных пособиях и руководствах
    это различение не присутствует. Чего уж тогда ожидать от эйчаров и рядовых
    психологов. У нас, пожалуй, кроме меня этой проблематике уделял внимание
    в своих работах лишь Владимир Николаевич Дружинин (светлая память!) -
    в связи с понятием "экологическая валидность" и т.п.


    А суть, если попытаться вкратце ее изложить, не так уж сложна.
    В ситуации клиента сам испытуемый (респондент) принимает решение
    на основе своих результатов тестирования (результатов психодиагностики),
    а в ситуации экспертизы принимают решение ЛПР (третьи лица).
    Поэтому в первой ситуации испытуемый имеет мотивацию к сотрудничеству
    и его позиция в ходе тестирования оказывается "открытой", а во второй
    ситуации испытуемый занимает гораздо более "закрытую" позицию,
    пытается скрыть свои недостатки, продемонстрировать свои достоинства,
    иногда не существующие. Во второй ситуации требуются шкалы лжи и другие
    средства защиты от фальсификации. Без них опросники работают очень
    плохо. Конкурсное тестирование в условиях отбора персонала - это
    ситуация второго типа.


    Ваш АШ





  10. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Спасибо за пояснение!
    Данные варианты отношения испытуемого к процессу тестирования конечно же нужно учитывать.
    Интуитивно я это понимал всегда, но Вы это четко сформулировали.
    Но как это различие можно конкретизировать в виде неких поправок или коэффициентов ????
    Понимаю, что пожелание сколь и жизненное, столь и трудно реализуемое... Но раз проблема поднята и вопросы поставлены - их рано или поздно придется решать.
  11. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Юрий Викторович,

    если бы все было дело только в поправочных коэффициентах, то это было бы очень простое решение. Но... немало методик приходится просто отбрасывать в ситуации экспертизы. Ибо они созданы и стандартизированы в ситуации клиента - ситуации добровольного участия каких-то респондентов, которым ничего не угрожает.

    Многие краткие методики НЕ работает в ситуации экспертизы вовсе (!). Например, психогеометрический тест Делингер из пяти фигурок, о котором Вы
    пишите. Или всем известный 8-цветный тест Люшера, о котором Вы тоже пишите. Ведь дело в том, что эти тесты уже давно "рассекречены" (эффект disclosure): многие испытуемые лучше, чем психологи, знают, как их НАДО выполнять, чтобы добиться своего. Эти тесты в ситуации экспертизы вообще никак не защищены, так что никакой поправочный коэффициент не поможет.


    Ваш АШ


    Завоеванная Н.С. нравится это.
  12. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Насчет психогеометрического теста - так он не работает и в клиентском варианте. Оснований нет там для тех выводов, на которые он претендует. Про Люшера могу сказать, что хитрый испытуемый может только не ставить черно-серые выборы, а уж запомнить сотни комбинаций основных цветов - это выше возможностей обычного кандидата на должность. Так что эти квазитесты я в расчет не буру. Меня больше интересуют личностные тесты - например Кеттел - все-таки это основной инструмент многих начинающих психологов - и отказаться от него сложно - ибо что мы предложим взамен? Для себя лично я решил эту проблему 17 лет назад, когда разработал свою версию теста Олдхэма -Морриса и успешно пользуюсь ей все это время, и не делюсь налево и направо. Но что посоветовать выпускникам психологических ВУЗов, у которых нет такого "тайного оружия"? Лично я советую им проверять показания шкал в личной беседе после тестирования. Раньше, обнаружив сверхвысокие показания шкалы лжи в тесте 16PF (с) я как бы случайно касался спины тестируемого - и говорил: "Ой, кажется у вас крылышки режутся - ведь с такими результатами вы просто ангел" :) Но сейчас в связи процессами о харрасменте я боюсь так вольно себя вести.:eek:
    Свириденко И.Н. и Хохлов Н.А. нравится это.