1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Психологическое сопровождение первокурсников-психологов в ходе учебного процесса

Тема в разделе 'Барлас Т.В.', создана пользователем Барлас Т.В., 30 мар 2018.

  1. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Хочу предложить участникам блогосферы свою недавно вышедшую небольшую статью, обобщающую некоторые аспекты личного педагогического опыта. Это продолжение той линии размышлений и экспериментов (не в научно-психологическом значении данного слова), которая давно меня интересует и которую последовательно реализует и освещает Елена Петровна Кринчик (спасибо!!).
    Статья написана для сборника конференции "Психологическая служба университета: реальность и перспективы", состоявшейся осенью прошлого года. Некоторые острые углы там "сглажены", по определенным вопросам я могла бы высказаться резче и пессимистичней.


    Обучение в вузе – процесс, предъявляющий повышенные требования к адаптационным ресурсам организма молодого человека и несущий риски нарушения психического и соматического здоровья. Особенно велики риски для первокурсников, сталкивающихся с новыми и непривычными для них условиями обучения, проживания, общения. От того, насколько успешно пройдет адаптация первокурсников зависит не только их здоровье, но и успешность учебной деятельности и становления как профессионала.
    Студенты-психологи сталкиваются с дополнительными факторами, затрудняющими адаптацию. Во-первых, многолетний опыт преподавания свидетельствует о том, что уровень внутриличностных и межличностных проблем, испытываемых студентами-психологами, выше, чем на других специальностях, запрос на психологическую помощь является для них более актуальным и осознанным. Во-вторых, дополнительную сложность представляет нагруженность начальных этапов обучения теоретическими курсами, разрыв между ожиданиями от обучения и реальностью, который приводит к снижению мотивации и сомнениям в правильности сделанного выбора.

    Одним из путей преодоления отмеченных трудностей является включение в программу обучения на первом курсе специальных предметов, направленных как на развитие у первокурсников необходимых им навыков общения, так и на формирование эффективных приемов усвоения учебного материала в новых, непохожих на школьные, условиях. В настоящем сообщении рассматривается другой вариант: реализация психологического сопровождения первокурсников в рамках обычных учебных курсов психологической направленности.
    Мы рассмотрим некоторые методические принципы и приемы решения задач психологического сопровождения студентов-первокурсников психологических специальностей, реализованные автором в рамках курсов «Введение в профессию» (направление подготовки 37.03.01 «Психология») и «Психология здоровья» (направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование») в течение первого семестра обучения. Возможна их адаптация и использование при преподавании других психологических дисциплин и частично – при преподавании студентам других специальностей.

    Основные методические принципы, которые мы используем:
    - Психопрофилактический и психокоррекционный потенциал теоретических разделов изучаемых учебных предметов. При изучении теоретических вопросов акцент делается на их применении к анализу актуальных для студентов ситуаций и проблем. Например, в курсе «Психология здоровья» рассматриваются проблемы стресса (в том числе источников стресса у студентов), выученной беспомощности, ее источников и способов преодоления, совладающего поведения и др. В курсе «Введение в профессию» наиболее ценными для самопознания, по мнению студентов, оказываются темы, связанные с работой психологических защит (тема «Психоанализ»), принципы научения («Бихевиоризм»), конфликтное и бесконфликтное общение («Транзактный анализ» и др.
    - Освоение студентами приемов эффективной учебной деятельности в условиях вуза. Для реализации данного принципа в качестве домашнего задания студентам предлагается выполнить разные виды конспектов: простой конспект, план-конспект, конспект-шпаргалка и пр. Конспекты анализируются преподавателям, предоставляется как обратная связь каждому студенту, так и анализ характерных ошибок и достижений для учебной группы. Также дается теоретический материал и практический упражнения на эффективное запоминание, по психологическим аспектам сдачи экзаменов и др.
    - Выполнение творческих домашних заданий на основе изучаемого материала. Примеры подобных заданий: Анализ психологических защит (Анализ игр и манипуляций) по текстам из художественной (мемуарной) литературы; Предложить и проанализировать технику усовершенствования подготовки домашних заданий на основе принципов бихевиоризма; Анализ совладания в реальной ситуации из прошлого опыта.
    - Использование методик и техник, заимствованных из психологических тренингов, психотехнических упражнений, групповой психотерапии, как правило в модифицированном варианте. Несколько примеров будет представлено далее.
    - Знакомство студентов с принципами совладания со стрессовыми и кризисными ситуациями; информация о сути и возможностях психологической помощи, ситуациях, в которых целесообразно получение помощи психолога и пр. Изучения данных тем на первом курсе опирается прежде всего на житейский опыт студентов и создает мотивацию для последующего более углубленного их освоения.
    - Активизация переосмысления прошлого опыта и рефлексии студентов. В конце занятия студенты пишут краткие ответы на вопросы, связанные с содержанием материала занятия и требующие активной проработки личного опыта. Примеры вопросов: Каким психологом я в первую очередь хочу стать – практиком, ученым или житейским психологом – и почему? Какая из изученных психологических теорий показалась наиболее интересной и важной и почему? Что из опыта, полученного на занятиях, я хочу взять с собой в следующий год (вопрос дается на предновогоднем занятии)?
    - Границы и конфиденциальность. В рамках учебных занятий мы считаем небезопасным соприкосновение студентов с серьезными личностными проблемами. Вместе с тем, рефлексия студентов и освоение ими материала на личностном уровне являются необходимым элементом обучения. Поэтому выполняемые психотехнические и тренинговые упражнения носят скорее игровой характер и не предполагают глубокой проработки личного материала. Аудиторные занятия не могут проходить в формате психологической консультации или групповой психотерапии. Все задания, содержащие личную информацию и результаты рефлексии, выполняются анонимно. Личные проблемы студентов не обсуждаются на занятиях, однако студенты знают, что есть возможность обсудить их до или после занятий, назначить встречу для более длительного обсуждения или списаться с преподавателем по электронной почте. В целом, судя по получаемой обратной связи, подобный формат способствует осмыслению личностно значимых проблем и вместе с тем, достаточно безопасен. Доверительный контакт, сложившийся в ходе занятий, приводит к тому, что с личными проблемами и ситуациями студенты обращаются и через несколько лет после завершения курса.

    Более развернуто опишем два упражнения, используемые нами в учебном процессе.
    1.Мозговой штурм. В качестве материала предлагается проблема, которая является источником выраженного стресса для существенной части студентов (например, слишком большое количество домашних заданий, долгая дорога в институт и т.п.). Она выбирается на основе данных предварительного опроса. Предварительно даются несколько коротких упражнений на стимуляцию креативности. После первой части мозгового штурма, где предлагаются идеи, начинается обсуждение, где по данным группового обсуждения, каждую идею относится к одной из нескольких групп («можно реализовать», «можно реализовать в измененном виде», «нет, это фантастика»; иногда вводится категория «можно, но не нужно»).
    2.Письмо в будущее. На первом занятии студентам предлагается мысленно перенестись в последнее занятие семестра (накануне Нового года), представить и описать себя в этот день. Листки сдаются, и перед последним занятием преподаватель составляет коллективное описание, которое зачитывается на занятии, после чего студентам возвращают их письма.
    Аналогичным заданием является письмо первокурснику следующего года с пожеланиями и советами по обучению. На их основе также составляется коллективное письмо, которое зачитывается на первом занятии следующему первому курсу, после чего каждому достается индивидуальное письмо.

    На настоящий момент не решена проблема оценки эффективности используемого подхода для психологической адаптации первокурсников, хотя на основе обратной связи, получаемой от студентов, можно отметить высокую удовлетворенность теми курсами, в которых данный подход применялся. Также не решенной на данном этапе задачей является продолжение начавшегося психолого-педагогического сопровождения в рамках других курсов, а также факультативов, системы кураторства и пр., и создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения.
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Неужели умение выполнять разные виды конспектов является существенным для повышения эффективности учебной деятельности? Есть ли психолого-педагогические исследования, которые это подтверждают?
  3. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    В данном случае выступаю не как исследователь, а как практик. Впрочем, сомневаюсь в возможности убедительного исследования, потому что под конспектом можно понимать совершенно разные в содержательном плане вещи.
    Но как практик, свидетельствую: конспект - это форма содержательной переработки информации, включающая важные операции мышления. Когда функции конспекта передаются функции копи-паст, уровень содержательной переработки информации, мягко говоря, уменьшается (чтобы не сказать атрофируется). Возможно, существуют и другие методы улучшения переработки, но мне пришел в голову именно этот.
    Кроме того, конспектирование увеличивает групповую сплоченность: когда студенты "делят" билеты при подготовке к экзамену. На первом курсе это немаловажно.
  4. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Татьяна Владимировна! Первое впечатление-замечательно! Еще буду читать внимательно. И как же важно,что Вы ЭТО делаете! А методика по ходу дела выстроится. Важен уже сам прецедент!
    Последнее редактирование: 30 мар 2018
    Тарасенко Н.Н. и Барлас Т.В. нравится это.
  5. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Неужели выпускнику факультета психологии МГУ им М.В.Ломоносова надо это объяснять? А главное-подавляющее большинство студентов первого курса ,начиная учиться,не умеют конспектировать научный текст и осваивают этот навык стихийно,кто как может. В этом беда.
    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  6. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Татьяна Владимировна, классный прием с письмами в будущее:) Даже захотелось применить. Жаль, негде
    И конспекты, к сожалению, многие просто не умеют делать. Полностью копируют текст и все, не думая. Даже на лекциях могут записывать со словами-паразитами преподавателя...
    Тарасенко Н.Н. нравится это.
  7. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Именно. К сожалению, эффективность работы с конспектами низкая, времени на это удается отвести недостаточно. Очень многие просто выбирают из текста фразы и переписывают их целиком. На лекциях уже давно отдиктовываю то, что надо записать, выделяя голосом.
  8. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    По сути, этому должна учить еще школа. Но в школе говорят, примерно, так: "Перепишите из учебника". "Конспект" редко употребляется даже как слово. И дети понимают буквально....Еще расстраиваются, "сколько тут переписывать!". Хорошо еще, если учитель попросит ответить на вопросы - заставит думать.
    Тарасенко Н.Н. и Барлас Т.В. нравится это.
  9. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    В том-то и дело, что это один из самых неэффективных приёмов учебной деятельности. Но пока преподавателям факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова удобнее использовать именно его (при этом некоторые из них в тех же стенах рассказывают о его крайне низкой эффективности), изменений ждать не приходится. Зарубежные учебники по педагогической психологии, увы, читают лишь немногие.
  10. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Я к сожалению, тоже не читаю зарубежных учебников по педагогической психологии, поэтому буду признательна за указание на более эффективные приемы.
  11. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Мне известны минимум две англоязычные хорошие книги, где это описано:
    Keengwe J. Handbook of Research on Pedagogical Models for Next-Generation Teaching and Learning (Advances in Educational Technologies and Instructional Design)
    Baepler P. et al. A Guide to Teaching in the Active Learning Classroom: History, Research, and Practice
    Я их видел только в бумажном виде, не уверен, что можно скачать где-то.

    Из переведённых Такман Б.У. Педагогическая психология, но это всё-таки не новый учебник.

    Из отечественных авторов мне больше всего близки идеи Т.О. Гордеевой.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  12. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Никита Александрович!Я не очень поняла о чем идет речь. О конспектировании как неэффективном приеме учебной деятельности? Но вообще- то конспектирование- это один из рабочих моментов учебной деятельности,помогающий осваивать научные тексты и не более того. При этом надо бы студенту владеть оптимальным навыком этого самого конспектирования. А ему студента никто не учит. В школе его не дают.
    Вот что ответила мне пятикурсница на вопрос о недостатках обучения на нашем факультете:
    «Лично мне не хватало некоего курса лекций о том, как учиться в
    Университете. Дело в том, что я учиться толком до сих пор не научилась.
    Не накопив еще опыта учебы, я не понимала, как правильно готовиться к
    университетским экзаменам, как отвечать устно, работать со сложным
    материалом, с первоисточниками. А это все очень бы пригодилось на
    первых трех курсах, когда я нахватала много троек» (Протокол№ 20, 24.09.02). Причем,это была сильная студентка. В зарубежной педагогике обходятся без конспектирования при освоении научного текста? Расскажите,пожалуйста, нам про это.
  13. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    В процессе моего обучения на факультете было несколько курсов, по которым для получения допуска к зачёту или экзамену нужно было предоставить рукописные конспекты каких-либо текстов или лекций. И меня особенно поражало, когда студента, который мог ответить устно по всей программе курса, отправляли на пересдачу из-за отсутствия конспекта какого-либо текста. Не буду называть фамилий, но моё твёрдое убеждение, что таким преподавателям не место в Московском университете.
    Возьмите современный образовательный стандарт и список формируемых компетенций. Какие из этих компетенций можно сформировать написанием конспектов? Там почти всё требует активных методов обучения. Написание конспектов было полезно в Средневековье до появления книгопечатания, когда студент писал под диктовку преподавателя конспект-книгу, и из таких книг составлял собственную библиотеку для будущего преподавания (см. Маклюэн Г.М. Галактика Гутенберга).
    Впрочем, это пока всё моё личное мнение. Чтобы его подтвердить или опровергнуть, нужно проводить психолого-педагогические исследования, направленные на проверку эффективности тех или иных приёмов учебной деятельности. До тех пор что-то советовать студентам можно только по своему вкусу, оговариваясь при этом, что гарантии эффективности никто не даёт.
  14. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Спасибо, от первого пособия в Гугл-буке есть по крайней мере вводная часть, можно понять, о чем это.
    Но для того, чтобы содержательно ответить (да еще с учетом "Я Пастернака не читал"), нужен уровень диалога, выходящий за рамки полуночных бесед на форуме. Поэтому в два слова, без особой надежды на понимание.
    Мы имеем ту программы и стандарты, которые имеем. Разговор о том, насколько реалистично в условиях сегодняшнего дня - отдельная больная тема. Но пока именно эти программы и стандарты являются нашим ориентиром, нам необходимо учить студентов усвоению и пониманию сложных текстов. Современные технологии в той мере, в какой я с ним знакома (активное и интерактивное обучение, проектное обучение и пр., то, что я увидела в оглавлении указанной вами книги), по моему опыту, на решение этой задачи не работают, скорее наоборот. По крайней мере в наших сегодняшних условиях с пониманием текстов беда. Возможно, есть что-то более эффективное, нежели конспектирование.
  15. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Ну вот это как раз надо проверять в психолого-педагогических исследованиях, чтобы ссылаться не на личный опыт преподавания, а на объективные данные. Собственно, с вопроса о наличии таких исследований я и начал своё участие в этой дискуссии.
  16. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Никита Александрович! Спасибо за Ваше разъяснение . Абсолютно согласна, что требование представлять конспекты на экзаменах -это бессмысленно и, я бы сказала, бесчеловечно. Конспектирование -это "личный инструмент" студента. Кому-то оно необходимо,а кто-то спокойно обходится без него. Экзамен должен адресоваться к результату обучения. Но помочь студентам освоить навык конспектирования в оптимальном варианте-это обязанность тех, кто должен помочь студентам научиться учиться в вузе.
    Что касается компетенций, то конспектирование -это не компетенция ,а одно из средство,(инструмент) формирования компетенции осмысленного восприятия и усвоения научного текста. Кстати конспектирование - это весьма активная умственная деятельность,если она не сводится к переписыванию текста и выписыванию отдельных фраз.
    А что же все-таки в зарубежной педагогике рекомендуется для усвоения научного текста?
  17. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Полностью согласна с Вами,Татьяна Владимировна. Думаю даже,что "учить студентов усвоению и пониманию сложных текстов" необходимо невзирая на программы и стандарты, являющиеся нашими ориентирами. А методики могут быть и будут разными и многими.
    Последнее редактирование: 30 мар 2018
  18. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я нигде не видел, чтобы его рекомендовали переписывать. При этом большое внимание уделяется выделению внутренней структуры, связей между частями, смысловых акцентов, позиций и т.п. Но это обычно делается прямо по ксерокопии текста - цветными маркерами, ручкой, карандашом. И одновременно ведётся групповое обсуждение, т.е. все студенты одновременно работают над этим текстом под руководством преподавателя. Если в тексте представлены разные позиции (мнения), то могут попросить разных студентов представить их как бы с позиции автора (авторов). Текст превращается в живое обсуждение. Кто-то может выйти к доске и нарисовать структуру смысловых связей текста. И это лучше понимается и запоминается, т.к. имеется активная деятельность, а не пассивное чтение.
  19. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    "Я нигде не видел, чтобы его рекомендовали переписывать"
    А я имела в виду не зарубежную педагогику, а наших нерадивых или неумелых студентов ,которых и надо учить конспектировать. Что касается работы с участием преподавателя,то Татьяна Владимировна как раз это и осуществляет. А сценарии здесь могут быть очень разнообразными. Педагогика-это ведь творчество.
    Что касается пассивного чтения,то при действительном конспектировании его и не существует,поэтому-то оно и помогает понять и усвоить сложный текст. И некоторым студентам, (которые умные и способные ) такой индивидуальной активности бывает вполне достаточно.
    Последнее редактирование: 30 мар 2018
  20. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Как раз конспектирование - весьма активная деятельность, но согласна, что она не очень продуктивна с точки зрения траты времени на запись. Однако (опять же на практике, без эмпирических исследований, увы) выделения не очень хорошо помогают, я периодически вижу красиво разрисованные в разные цвета ксерокопии без признаков понимания. К сожалению, и конспекты страдают часто тем же и мне действительно жаль времени студентов на переписывание.
    Спасибо, вы дали возможность задуматься над интересными вопросами, и возможно, если в будущем году мне дадут под руководство магистра-педагога, можно будет попробовать организовать эмпирическое исследование.