1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Психологическое сопровождение первокурсников-психологов в ходе учебного процесса

Тема в разделе 'Барлас Т.В.', создана пользователем Барлас Т.В., 30 мар 2018.

  1. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Еще ведь надо учитывать то, к какому типу когнитивной деятельности относится тот или иной студент. Кому-то письменное изложение конспекта текста очень важно для его понимания.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  2. Волочков А.А.

    Волочков А.А. Участник

    Конспектирование - вещь замечательная. При условии, что это не простое переписывание. Впрочем - от теории к личной истории. В 1980-м, зимой, я, учитель со стажем в полгода, вечерком прочел книгу В.Ф.Шаталова "Куда и как исчезли тройки". Все мне показалось убедительным, неожиданным. Тогда же, часам к 2 ночи, составил свой первый опорный конспект. Не то, чтобы не умел конспектировать - ЭТО было совсем иное. Поиск опор - смысловых, визуальных, мнемических и т.п. (лучшие ОК, где все это вместе). Утром цветными мелками все это нарисовал на доске пятиклашкам (История Древней Греции) - и - понеслось. Надо сказать, гуманитарный текст для конспектирования с уровнем генерации опорных сигналов - очень сложная штука. У меня на это уходило не меньше 4-5 часов к каждому уроку. НО - спустя некоторое время и я, и детки, уже не могли жить и учиться иначе (именно все вместе). И они не только копировали мой стиль. Регулярно и ритмично разрабатывали свои конспекты. Практиковал и "подвиг разведчика" - так называл прием, когда при очень быстром изложении (темы 2-3 за урок) детки за мной конспектировали. Были разработаны и переданы им способы быстрого выделения и обозначения главного, всячески поощрялись компактность, оригинальность и вариативность при использовании и создании этих конспектов. Что в итоге? Помимо любви к предмету (горжусь! в вузе до такого метод. уровня так и не добрался, скорее растерял) - детки действительно все это использовали и на других уроках, и - главное - при обучении в вузах, написании диссертаций и т.п. Неизменно благодарили меня потом за это. Ну, не было у них проблем с этим ни в плане формы, ни в плане содержания, ни в плане отношения (что важнее всего!). Что любопытно - своих деток тоже учили. Иногда докладывают и показывают их "каракули".
    К чему это я?
    1) Привычно вузовскому работнику упрекать школу. На своем примере и примере коллег (я видел тех, кто все это воспринял, научился и использовал - могу назвать, среди них есть "Учителя года" хочу сказать - учителя учат конспектировать. Жаль, что это не правило. Жаль, что само занятие воспринимается как рутинная репродукция. Я, мои ученики, мои ученики-учителя пережили это как творчество и как способ творения, познания.
    2) И не такие мы (российские учителя) уж и отсталые в плане методик, в т.ч. оригинальных. Период учителей-новаторов и экспериментальных площадок был замечательным, несравнимым с религией стандартов, сборников компетенций с иконой ЕГЭ (хотя именно обучение конспетированию давало отличные результаты в подготовке к экзаменам и тестированиям).
    3) На волне роста я, достаточно уважаемый и уважающий себя учитель с 13-летним стажем пошел в 1992-м на авантюру - прошел переподготовку, стал психологом. Одной из моих целей была следующая - как мои собственные технологии обучения (в т.ч. опыт конспектирования и опорных конспектов) сработают в процессе обучения и учения уже меня самого. Насколько они эффективны в несензитивный период (мне тогда, в 1992-м, было уже все-таки 35...). Да, пораньше бы, да, многого из того, что хотел, не сложилось, да, подустал и в чем-то сгорел, но все-таки в 2002-м защитил докторскую диссертацию по психологии (19.00.01). И не скажу, чтобы вот уж только этим и занимался, что это был единственный "мой свет в окошке". Да нет, и семья, и трое сыновей, и ... Скажу о том, что без моих деток, учительства, без умения конспектировать как способа и формы находить сущность и самовыражение - этого всего бы не было.
    Так что конспектирование - вещь замечательная, очень эффективная и полезная. Не только для крутых студентов или ученых. Думаю, имею право на такое обобщение, поскольку связано оно с личным опытом и опытом моих учеников.
    Думаю, сензитивный период обучения конспектированию все-таки в школе. В вузе специально я этим не занимался, но часто жалел, что даже у сильных студентов и аспирантов чаще всего нет владения этим замеательным инструментом.
  3. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Андрей Александрович! Спасибо большое,что поделились таким замечательным опытом. Вы где-нибудь опубликовали этот опыт? Давно уже надо бы иметь в психолого-педагогических журналах раздел "Копилка педагогического опыта" Золотой запас пропадает.
  4. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Спасибо большое, Андрей Александрович!
    А ведь я помню про Шаталова. Но не приходило в голову использовать его наработки в своей работе. Надо будет изучить.
  5. Батенова Ю.В.

    Батенова Ю.В. Активист

    Никита Александрович, что Вы имеете ввиду по поводу зарубежных учебников по пел. психологии? Я правильно поняла: в них говорится о неэффективности такого вида учебной деятельности? Если «да», подскажите, что за учебник? Очень интересно...
  6. Волочков А.А.

    Волочков А.А. Участник

    Елена Петровна!
    Спасибо за добрые слова! Одной из причин погружения в психологию была - на примере шаталовской методики и, еще в большей мере, моих собственных (которые не смогли бы появиться без "шаталовского" опыта) показать и объяснить эффективность творческой учительской практики. Попал в 1991-м на курсы повышения квалификации завучей, там и познакомился с психологией по-настоящему (Тамара Степановна Тамбовцева, светлая ей память!). Выпускную работу написал по психолого-педагогическим основаниям методики В.Ф.Шаталова. Кстати, узнал и отношение психологов к этой технологии. В основном - подозрительно (репродуктивный тренаж памяти при интенсификации традиционного обучения - примерно так). Лишь З.И.Калмыкова, уже с костялями и, видимо, не ахти каким здоровьем, приезжала к Шаталову, изучала, что-то писала. Моя работа по методике Виктора Федоровича не была опубликована, но темы моих диссертаций связаны с посылом этой методики - активность субъекта, в т.ч. учебная активность. Дело в том, что эта действительно во многом интенсифицированная традиционная технология пробуждала реальную учебную активность. Дальше я стал экспериментировать с формами контроля, от опорных сигналов как основного элемента обучения несколько отошел. Каждый урок я знал, как готов каждый мой ученик, все зачеты и контрольные сначала сдавал классу сам, а затем - они. При этом всегда хватало 25 - 30 минут на всех при высокой содержательной валидности (в прямом психометрическом смысле - т.е. каждый ученик отвечал на определенное число вопросов каждого раздела затронутых тем). Детки втянулись, вместо ежедневного тренажа кратковременной памяти (типично для гуманитарных дисциплин - большинство сильных учеников готовят их на переменах по принципу "выучил - забыл; выучил - забыл"! подозреваю, нынче еще и гаджеты в это свой вклад вносят) вошли во вкус ежедневной подготовки к урокам, привыкли. Поскольку с пом.опред. приемов я хорошо и достаточно объективно знал, как готов каждый ученик в классе, человек 5 - 7 в каждом классе скоро были готовы всегда и только на 5. И я их, договорившись еще с 2-3 такими же энтузиастами на переменах - сделал для них свободное посещение уроков. А раз в месяц они "отчитывались". Что и как они делали на этих отчетах!!! Наверное, они думали, что можно и лучше. Но я-то знал точно, что так не умею, что столько не знаю. А остальные детки ... В общем, эти самые-самые становились лидерами, учеба и обучение превратились в увлекательное занятие. Горжусь своими учениками! Конечно, и Поповым Алексеем (уже вузовским) моим учеником - тоже. Но мои школьники!
    По поводу публикации опыта... Скучное это дело. И - плохо пересекающееся с реальной школьной практикой. Наука и вузовское преподавание одно, а школьная практика - иное дело. Очень интенсивное, живое, творческое. Требующее молодости и огня. Я не о том, что наука и практика совсем не пересекаются. Это противоречило бы тому, о чем писал выше. Но все-таки они - разные. И организация обучения всему этому в наших вузах какая-то "параллельная" этой реальной жизни. Я вот с удовольствием послушал американку-профессора (ближе к психологии), которая выступала перед нашим преп.составом. Что понравилось? - у нее рабочий кабинет - в школе. Основная нагрузка - школьная (правда, небольшая, но по сравнению с университетом - основная). И главная задача - погружение студентов (будущих учителей или психологов-практиков) в школьный мир. Думаю, это хороший вариант. У нас? У нас сильно параллельно все это. В вузе - проще, здесь методическое мастерство встречается реже. Почему? Да можно и "так". А вот детки "так" не дадут. Если, конечно, удовольствие от учительства получать.
  7. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Андрей Александрович! Спасибо за ответ. Я отвечу позже. Иду гулять.
  8. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Андрей Александрович, на самом деле сейчас ваш опыт возможно еще более ценен, потому что благодаря компьютеризации, умение работать с текстом деградирует ужасно, и то, что раньше работало на школьниках, сейчас и для студентов жизненно важно. Конечно, в вузе можно прожить и без методического мастерства, тем более, требуют не его, а гладко оформленные бумаги. Но просто обидно работать "вхолостую", и хочется хоть как-то приблизить возможности студентов к требованиям программ. И здесь ваши наработки могут пригодиться.
    Кринчик Е.П. нравится это.
  9. Волочков А.А.

    Волочков А.А. Участник

    По поводу бумаг - это точно. Мне вот до 20-го надо ни жить ни быть - 30 электронных РПД внести в вузовскую систему контроля. Большинство есть "в бумаге". НО этого мало - надо отдельно прописать в MOODLe ФОСы, дать им эл.адреса, затем - ЭлРПД и т.п., и все это еще с вариативом программ обучения, мелких-премелких группочек студентов и т.д. и т.п. ЗАЧЕМ? Почему такое недоверие??? Почему не прислушиваются к тому, что за рубежом этой ерунды (в таком объеме точно) нет? Какая уж тут методика, мастерство... То, что раньше предлагалось показывать, смотреть, теперь заменяется лишь стандартизованными формами с их якобы преимуществом "прозрачности" для контроля и пользователей. Как бы не так! По сути, строится и все больше торжествует "параллельная жизнь", "параллельный мир". Чувствую, во многих сферах так. И Кемерово все это показало. Не в президенте, губернаторе и даже не в этих бедолагах, которых судят сейчас, дело. В этой самой "параллельной бумажной жизни". Все имеет свою динамику. Либо она закончится, либо - мы. ...
    Ну да это отдельный, глобальный разговор. А по боевым школьным технологиям... без всех этих школьных "штучек" я бы не смог получать и остатков удовольствия, которое иногда еще среди всех этих бумаг случается. Но, похоже, не это нужно.
    Кринчик Е.П. и Барлас Т.В. нравится это.
  10. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Андрей Александрович! Вот с чем пришла с прогулки. Я воспринимаю этот Ваш замечательный опыт (так же как и опыт Татьяны Владимировны ) в контексте темы «Учим учиться: методический опыт» и публикация методического описания этого опыта необходима не для увеличения объема научной литературы, а для того, чтобы люди ,еще получающие удовольствие от «учительства» (в школе и вузе),могли воспользоваться этим Вашим опытом. К сожалению, у нас нет такого издания ,которое бы специально накапливало этот бесценный практический опыт талантливых педагогов ну, просто для обмена опытом. Может быть такую «территорию» создать в Интернете, например, на сайте нашего Сообщества под названием «Учим учиться:методический опыт» И бросить клич. А потом издать сборник с тем же названием,тоже в Интернете.
  11. Волочков А.А.

    Волочков А.А. Участник

    Может быть. Хотя личный опыт - он живой, т.е. имеет сильную ситуативную составляющую. Он, как и песня, отражает свое время, его ценности и возможности. Мне всегда "копилки" опыта напоминали музей, в который заходят, но редко пользуются тем, что посмотрели. Даже копилки кейсов, ситуаций не очень-то востребованы. Но почему бы и не попробовать?
  12. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Андрей Александрович! Речь идет ведь не о копировании чужого опыта,а о том, чтобы им воспользоваться и ,конечно. творчески. Сам факт формирования навыка конспектирования текста у пятиклассников, работы с текстом , уже крайне важен. Ведь это даже сегодня -редкость. А методические варианты конечно будут разными и многими. Но строить такую копилку в Интернете надо молодым энтузиастам. Найдутся ли...
  13. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Мне не удалось пока найти исследований, где бы сравнивались конспектирование и какой-то другой метод обучения. Полагаю, такие исследования всё же есть, просто они достаточно редкие.
    При этом в учебниках обычно приводятся работающие методы (иногда также даются ссылки на исследования их эффективности), а о неработающих просто ничего не говорится. Мне не удалось найти в современных зарубежных учебниках по педагогической психологии вообще какого-либо упоминания конспектирования как метода обучения. Из чего я делаю предварительный вывод, что его всерьёз никто не рассматривает. Если бы он был эффективным, о нём бы писали наряду с другими методами.

    Кстати, нашёл у себя в библиотеке отечественное учебное пособие по активным методам обучения:
    Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 192 с.
    Там тоже нет никаких конспектов.

    Замечу, что из нескольких десятков методов активного обучения, описанных в этом пособии и в упомянутых выше зарубежных учебниках, на факультете психологии МГУ реально используются единицы. На мой взгляд, это скорее указывает не на эффективность традиционных методов, а на ригидность преподавателей, их нежелание осваивать что-то новое и закономерное стремление избежать лишних усилий (проще ведь дать студентам переписать от руки несколько научных текстов, чем организовывать их активное обсуждение с применением инновационных педагогических технологий).
  14. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума


    Господи!
  15. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Уважаемый Никита Александрович, так называемые активные методы обучения хорошо известны отечественным преподавателям, мы все обязаны писать тонны бумаг с описанием того, как мы их используем в учебном процессе, а иногда действительно используем. Отечественные пособия исчисляются десятками, если не сотнями. Я сама их люблю и часто использую (думаю, если вы прочитали исходный текст, то это очевидно). Что не отменяет того факта (не подкрепленного эмпирическими исследованиями), что активные методы отлично работают для решение одних задач и малоэффективны для других (по крайней мере с нашими студентами и в рамках отведенного количества часов).
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  16. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Пока это не подкреплено эмпирическими исследованиями, это не факт, а субъективное ощущение. Не исключаю, что оно верное, но надо проверять.
    По поводу конспектирования. Очевидно, что методы конспектирования существуют и используются (https://4brain.ru/blog/методы-конспектирования/), они входят в более широкую группу методов "работа с учебным материалом для чтения", которая входит в традиционные методы обучения. Но это не исключает работы с текстом с помощью других методов, в том числе активных методов обучения. И материалы для чтения бывают разными - теоретические и эмпирические работы, статьи, книги, интервью, протоколы и т.п.
    Ещё раз скажу - я не видел ни одного исследования, где бы это проверялось. И мне кажется, что советовать студентам можно только те методы, которые были проверены в исследованиях. В противном случае оговариваться, что это субъективный опыт. Выше Елена Петровна совершенно справедливо заметила, что "надо учитывать то, к какому типу когнитивной деятельности относится тот или иной студент". Если лично Вам конспектирование помогло, оно может не помогать некоторым (или почти всем) студентам, т.к. у них другой тип когннитивной деятельности. Тут уж либо выбирать самый эффективный для всех метод, либо проводить дифференцированное обучение.
    Последнее редактирование: 1 апр 2018
  17. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Да, поэтому у меня и не возникло вопросов по другим пунктам. А в отношении конспектирования есть сомнения.

    Дальше спорить бессмысленно. Если я найду соответствующие исследования, в том числе подтверждающие эффективность конспектирования, я про них здесь напишу.

    А личный опыт обучения и преподавания у всех разных, тут уж кому как повезло и что больше понравилось. Создание копилки методического опыта (о чём пишет Елена Петровна), безусловно, лишним не будет. Но в этой копилке окажется масса неэффективных в целом, сработавших только в индивидуальном случае, методов. Кто потом будет отделять зёрна от плевел?
  18. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Уважаемый Никита Александрович, преподаватели тоже имеют индивидуальные особенности. И я не не считаю целесообразным советовать студентам те методы, которые не работают на основе моего субъективного опыта для решения тех задач, которые мне ставят учебные программы, и с теми студентами, которых мы имеем.
    Вообще странный у нас диалог получается. Вы прочли текст, почти целиком посвященный нетрадиционным (чтобы не сказать активным) методам обучения и вцепились в единственный пункт, связанный с условно традиционными методами. Обратите внимание, что студентам не предлагается конспектировать все подряд, а попробовать составить несколько конспектов и получить обратную связь. Чтобы они имели возможность самостоятельно оценить эффективность и в последующем применять или не применять полученные умения. То есть, то самое дифференцированное обучение, за которое вы ратуете.
  19. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Ну, если им потом предоставляется выбор, то всё отлично.
  20. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Никита Александрович! Не вижу предмета спора. Помощь преподавателя в овладения студентами умственного действия -КОНСПЕКТИРОВАНИЯ- как средства,(инструмента) повышающего эффективность понимания и усвоения сложного научного текста,можно только приветствовать. Практика обучения в вузе ( в том числе и на нашем факультете) показывает, что первокурсники имеют серьезные проблемы с пониманием и усвоением научного текста,в том числе и потому ,что не владеют оптимальным вариантом конспектирования.т.е анализа и структурирования этого текста,выделения его смысловых содержаний и письменного фиксирования их (ведь запоминание текста с первого прочтения - это не массовая способность у учащихся) и т.д. И замечательно,что учителя в школе (А.А.Волочков) и преподаватели в вузе (Т.В.Барлас) по собственной инициативе это делают . Спасибо им.
    А что касается копилки педагогического опыта, те степень эффективности отобранных методик " учить учиться" зависит от того насколько профессионально они будут отбираться. Все это ,конечно, надо делать с умом. Очень важно их выявлять и делать достоянием педагогического сообщества.