1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Психология и жизнь

Тема в разделе 'Кринчик Е.П.', создана пользователем Кринчик Е.П., 3 дек 2018.

  1. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Елена Петровна, "ошибка выжившего", я могу привести с десяток примеров, когда это не востребовано, от слова "совсем".
    Я не пессимист, а реалист, долго искал утешения в мыслях о том, что все наладится, но ... кушать хочется... спустился с небес

  2. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    "Просто моя излишне эмоциональная реакция на ваш пост ( как и Юрия Александровича) была вызвана тем, что пример узкого успеха в области, где психология вполне удачно монетизируется, вы расширили на всю науку, которая находится в достаточно приниженном состоянии."

    Юрий Викторович! Создавая эту тему,я привожу пример вовсе "не узкого успеха в области,где психология удачно монетизируется, а пример психологического решения жизненно важных проблем в области бизнеса и не только бизнеса. Организационная культура работников,подбор кадров,управление персоналом- это не только бизнес это и производство это и экономика в целом. Подготовка кадров в этой области - архиважная и актуальная задача. Это пример того,как и что может наука психология сделать.когда она берется за жизненно важные проблемы. Я привела пример этого. И не более того. Делая это психологи на деле доказывают "кредитоспособность" науки психологии. Так мне кажется.
    Не будем забывать,что психология не просто наука ,выясняющая природу и механизмы существования некоторой реальности. Психология -и это ее главное жизненное предназначение-помогающая наука.
    Последнее редактирование: 4 дек 2018
    Шмелев А.Г. и Низовских Н.А. нравится это.
  3. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Елена Петровна, мы можем и дальше вдохновляться успешными единичными примерами, но от этого не появятся выпускники системы начального и профессионального образования, которые готовы стоять у станка. Управленец без рабочего у станка -- никто!
  4. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    - Как раз эти области мне очень хорошо знакомы - профотбором я двадцать лет занимаюсь - и научный подход там не то что не приветствуется - а активно отторгается. Елена Петровна, Вы как с небес спустились - посмотрите на карьеру сына Рогозина и других отпрысков наших ТОП-менеджеров верхних эшелонах власти. Вы что серьезно думаете, что если психолог -профконсультант (HR) с результатами тестов в руках попытается доказать, что на место сынка какого-то начальника нужно взять талантливого, образованного и работоспособного парня без связей - его послушают??????
    В лучшем случае психолога будут слушать, если речь идет о профессиях нижнего уровня (например, продавцов) да и то - при нынешнем дефиците кадров да еще на низкооплачиваемую работу берут всех, кто пришел. А вот при приеме сотрудников на "хорошие" места - родственные связи решают все (поинтересуйтесь, кто недавно стал руководителем Кадастровой палаты - и Вам все станет ясно)
    Шмелев А.Г. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  5. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Коллеги.! Чтобы не быть невежливой отвечаю: Вы правы в своем возмущении положением дел в России Я с Вами целиком согласна. Но, с моей точки зрения, прецеденты позитивного участия психологов в решении жизненно важных проблем и попытки создания системы такого участия заслуживают внимания и люди о них должны знать. Хорошо что есть Интернет , наше Сообщество и FB.
  6. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Елена Петровна, поймите, пожалуйста, правильно, я бы рад на примерах позитивных делать акцент, но просто за 18 лет после окончания вуза я не вижу никаких изменений в лучшую сторону, ни с развитием профессионального сообщества психологов, ни с повышением качества подготовки психологов, ни рабочих мест для психологов.
  7. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Хочу напомнить, что кроме Москвы и СПб есть и другая Россия, к сожалению, в регионах ещё хуже обстановка с подготовкой психологов, и наличием вакансий на местном рынке труда для них
  8. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Ладно, постараюсь позитивно взглянуть на ситуацию с психологией в стране:
    1. Активно развивается бизнес-психология - те направления, которые связаны с увеличением продаж и повышением конверсии рекламы.(+)
    2. Психодиагностика (худо-бедно) применяется в "отделах кадров" (HR) при приеме на работу, но при этом среди психодиагностического материала слишком много маловалидных и ненадежных методик типа "психогеометричсекого теста". (+/-)
    3. Развивается система индивидуального психологического консультирования, растет число людей, которые обращаются к психологам за профессиональной психологической помощью. Однако, в связи с отсутствием критериев профессионализма психологов, далеко не всегда качество помощи походит на уровне, что может вызывать нарекания клиентов (+/-)
    4. СМИ постепенно формируют позитивный образ психолога, что повышает авторитет профессии и стимулирует людей чаще обращаться к ним.(+)
    5. Растет число психологических сайтов, порталов, форумов, на которых осуществляется психологическое просвещение населения.(+)
    6. Регулярно проводятся научные конференции по психологии, на которых происходит обмен опытом академических психологов и иногда - практиков, однако пока существует разделение психологического сообщества на эти две группы. (+)
    Вроде все позитивное вспомнил.... Можете добавить.
  9. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Спасибо.Юрий Викторович!
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  10. Сосенков А.В.

    Сосенков А.В. Участник

    Уважаемые коллеги, приветствую вас! Я внимательно следил за полемикой по теме и хочу напомнить пессимистам народную мудрость: "какие сами - такие и сани", а также изречение Козьмы Пруткова: "Зри в корень". А корень, как известно, в том, что планы о развитии наук и выделении на это бюджетных средств принимают люди, наделенные властью. И задача психологов поспособствовать приходу во власть достойных людей.
    В стране проходит конкурс "Лидеры России". Его победителей обещают привлекать к работе в структурах госуправления. Среди проверяемых у конкурсантов компетенций есть и "социальная ответственность". А какие компоненты она содержит?
    В 1999 году на кафедре психологии РАГС при президенте РФ была разработана профессиограмма государственного служащего. Она предусматривала обязательное наличие у госслужащих ценностных ориентаций служения интересам государства, общества, граждан; ответственность за судьбы других людей; способность к учету их интересов. Входят ли эти качества в компетенцию "социальная ответственность"? В нашем экспертном сообществе есть специалисты, состоящие в экспертном совете конкурса. Возможно они дадут нам пояснения.
    Конечно итогами конкурса могут и пренебречь, но, как известно - "вода камень точит". Поэтому не будем отчаиваться, а будем бороться за внедрение науки психологии в политическую и экономическую практику жизни!
    С уважением, А. Сосенков.
  11. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    В такие моменты у профессиональных психологов возникает законный вопрос: "А какими инструментами (тестами, кейсами, структурированным интервью и пр.) у кандидатов на позицию "Госслужащий" собираются выявлять вышеуказанные ценности? Без надлежащих инструментов все сказанное выше - лишь благие порывы, не более..
  12. Сосенков А.В.

    Сосенков А.В. Участник

    Здравствуйте, Юрий Викторович! Вы абсолютно правы и я ждал этот вопрос. Во-первых, в телефонном разговоре со мной 10.01.2018г. зам. зав. кафедрой психологии РАНХиГС, на которой была разработана упомянутая мной профессиограмма, проф. Степнова Л.А. сообщила, что на кафедре имеются методики и тесты, необходимые для выявления у кандидатов на должности госслужащих необходимых профессионально важных качеств личности. Вдаваться в подробности Л.А. не стала, сказав, что это закрытая служебная информация.
    Во-вторых, проф. Лебедев А.Н. с сотрудниками более 20-ти лет назад создал методику, ныне компьютеризированную, для определения различных качеств личности по параметрам ЭЭГ, регистрируемой у испытуемого в спокойном состоянии без единого вопроса к нему. Методика была отработана на многочисленных студентах и спортсменах. Артур Николаевич заверил меня, что может научить компьютер выявлять любые, требуемые заказчику качества личности испытуемых.
    Некоторые соображения имеются и у меня, но это потребует проведения серьезной НИР.
  13. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Дорогая Елена Петровна,

    с точки зрения этики поддерживаю этот Ваш тезис, но с точки зрения... логики науки (или логики анализа общественных практик)... Это трудно принять. Мы вносим этим тезисом огромную путаницу и сумятицу ... в неокрепшие умы. Я вижу, как зараженные этим тезисом, студенты ленятся изучать позитивные знания, накопленные психологией за многие годы с огромным трудом (их немного, но они есть, тем дороже эти крупицы устойчивых знаний).

    Взгляните, пож, на соотношение понятий "физика и техника", или "биология и медицина". Первое - это наука, второе - это практика применения научных знаний для производства товаров и услуг. А что в психологии происходит? - Одним и тем же словом обозначаются оба этих полюса? - Это скажите, лишь безобидная "терминологическая условность"? - Нет, это концептуальный дефект, - так скажет Вам любой ответственный ученый.

    Те, кто хорошо понимал концептуальный смысл этой проблемы, вводили еще сто лет назад (без малого) такие термины как "педология" (научный левый полюс для педагогики) и "психотехника" (практический правый полюс для "психологии труда").

    Иначе... иначе мы никак не можем выбраться из состояния "каша в голове", то есть каша и в словах, и в мыслях...

    Ваш АШ


    Булгаков А.В. нравится это.
  14. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Александр Георгиевич! Мне кажется,что я не давала повод в своей профессиональной деятельности сомневаться в важности и значении для меня науки психологии. Пример деятельности команды Тахир Юсуповича Базарова я привела как позитивный пример научной разработки и подготовки профессиональных кадров системы психологической службы в бизнесе ,производстве и экономике в целом. Так я вижу это. Что касается второго предназначения психологии как профессии, то,мне кажется,что отечественная психология во многом существенно не дорабатывает в этом,в том числе и в научной разработке основ этой помогающей функции и ее жизненной реализации. Хотя я понимаю,что вина в этом не только психологов,но все же,все же,все же...

    А "состояния каши в голове" как -то не ощущаю.
    Последнее редактирование: 13 дек 2018
    Низовских Н.А. и Шмелев А.Г. нравится это.
  15. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Ну что сказать про оценку личностных качеств по ЭЭГ??? Лучше промолчу, чтобы не показаться невежливым... Как способ получить грант на научные исследования - может сгодиться, но чтобы параметры личности диагностировать по шуму тысяч нейронов? Это нужно совсем не понимать механизмы генерации электроэнцефалограммы.
    Мы опять впереди планеты всей - и этим даем лишний повод для смеха со стороны западных ученых. Хотя, как сказано выше - "это секретная информация"
  16. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Елена Петровна,

    когда я писал про "кашу в голове", я, конечно, не имел в виду вашу персональную голову, а имел в виду нашу общую "собирательную голову". Вы правильно, как мне кажется, написали, что понятие "психология" может иметь несколько разный смысл в значении "наука" и в значении "профессия". В конечном счете "психолог" - это не единственный такой специалист-профессионал, который назван по имени своей науки. Другие примеры: "геолог", "археолог", "стоматолог"... Так что ... мы не одни такие бедолаги, у которых наука и практика несколько перемешались друг с другом.

    Ваш АШ


    Щербатых Ю.В. нравится это.
  17. Кринчик Е.П.

    Кринчик Е.П. Лидер Команда форума

    Александр Георгиевич! Я не про практику. ТахирЮсупович создает ,как мне представляется, обеспечение - научное, методическое, кадровое- адекватной реализации этой самой практики психологической службы в данной конкретной области жизни. Я так вижу значимый смысл работы его команды.
    Впрочем.как и работу Вашей команды, как обеспечение,в первую очередь,методическое, собственно психодиагностической практики. И мне кажется, что с научным обеспечением психологической практики у нас есть проблемы еще и потому.что развитие отечественной психологии долгое время базировалось на чисто "познавательной" мотивации. Впрочем, я могу ошибаться.
    Низовских Н.А. и Базаров Т.Ю. нравится это.
  18. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Есть интересные работы коллектива под руководством Э.А. Голубевой на этот счёт. Например:
    1. Голубева Э.А., Изюмова С.А., Трубникова Р.С., Печенков В.В. Связь ритмов электроэнцефалограммы с основными свойствами нервной системы // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. VIII. Электрофизиологические исследования основных свойств нервной системы / Под ред. В.Д. Небылицына. – М.: Издательство «Наука», 1974. – С. 160-174.
    2. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: «Феникс+», 2014. – 512 с.
    Ну вот там получается связать параметры ЭЭГ с личностными свойствами с достаточно низкой точностью. Для меня их результаты скорее являются негативными.
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  19. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Коллеги! Если бы не Яндекс, я бы и не знал о той горячей дискуссии, которая здесь происходит. Почему-то в этот раз я не получил уведомления. Но это частности. Что касается сути, я бы вспомнил различение, которое дал Федор Василюк: практическая психология и психологическая практика. В первом случае, мы "пристяжные" к какой-нибудь профессиональной деятельности (учитель, врач, политик, управленец...), в втором, - мы и есть субъекты деятельности, ответственные как за процесс, так и за результат оной. "Каша" возникает, когда мы начинаем смешивать две разные реальности. Или, когда сами нарушаем границы между ними.
    Ваш, Т.Б.
    Низовских Н.А. и Кринчик Е.П. нравится это.
  20. Базаров Т.Ю.

    Базаров Т.Ю. Модератор Команда форума

    Уважаемая Елена Петровна! Спасибо за высокую оценку нашего скромного труда. Основные усилия я по-прежнему прилагаю к образовательному процессу. И это не только потому, что мое профессорское предназначение наиболее востребовано в этой области социальной практики. Студенты и слушатели МГУ и Вышки - это хорошие посредники между наукой и практикой (через образовательный процесс). Я намеренно не говорю об учебном процессе. Он в настоящее время, к сожалению, редуцирован до формальностей, которые не имеют никакого отношения к становлению профессионала. При этом "выход в практику" для меня - это очень важная часть и собственного профессионального развития. Здесь я проверяю методы и технологии, понимаю основные проблемные точки Заказчика наших выпускников, испытываю новые решения и создаю основу для практической подготовки наших юных коллег.
    Тематическая линия возникшей дискуссии, связанная с состоянием экономики, производства, госуправления в современной России - это отдельный разговор. Я готов со своей стороны в него включиться. Но это - отдельный разговор.
    Еще раз спасибо.
    Ваш,
    Т.Б.