1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Семь главных проблем современной науки: и с этим трудно не согласиться

Тема в разделе 'Кринчик Е.П.', создана пользователем Кринчик Е.П., 8 авг 2016.

  1. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Спасибо, что дали возможность рассказать о моем подходе. Я не измерял длину хвостов и зубов. Я не использовал психометрические тесты. Тест Розенцвейга был применен не с целью измерения агрессивности. Был использован также личностный семантический дифференциал. Под "другими личностными методиками" и понимались эти две.
    Суть моего подхода к валидизации РНЖ состоит в доказательстве трех гипотез (конструктная валидность), лежащих в основе всех проективных рисуночных методов: 1) в рисунок "проецируется" Я-образ испытуемого; 2) эта проекция подчиняется законом метафоро- и символотворчества; 3) существует парралелизм образно-графической и вербально-метафорической образности, позволяющий использовать метафорику обыденной речи в качестве эвристической опоры при интерпретации рисунка. Для этого: была доказана гомология между пространством проективного рисунка и мифологическим пространством (иконография, архитектура сакральных зданий и т.п.). Была создана психологическая теория герменевтики символических образов, частным случаем которых является РНЖ; поставлена проблема изучения врожденного человеку канала коммуникации, служащего основой существования проективных рисуночных техник. Для доказательств была использована методология К.Г. Юнга (взаимоотражение коллективного в индивидуальном), методология экспериментальной психосемантики сознания и математическая статистика. Конкретно по концепции интерпретации - отсылаю Вас к главе по РНЖ в моем учебнике по клинической психодиагностике. Там же, в валидизирующем разделе главы, Вы найдете изложение валидизирующего исследования (его повторения моей дипломницей). Если сложить автореферат, эту главу и статью в Вестнике МГУ, то получится эмпирическая глава диссертации. А вот теоретическая глава, увы, так и не была мной опубликована (тогда была проблема с бумагой в СССР).
    Резюме: проективный рисунок - это проблема не психометрики, а психолингвистики и психосемантикиo_O.
  2. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Спасибо за развернутый ответ.
    Как разрослась, однако, психология.. Психосемантика и психофизиология - уже как английский и немецкий языки. Слава богу, что не китайский и арабский..:)
    Боюсь, что в недалеком времени представители разных направлений этой науки не смогут понимать друг друга, настолько специфическая терминология и понятийная база у представителей разных направлений и школ в нашей науке.
    Пока еще удается улавливать смысл исследований. сделанных в смежных областях, но скоро это будет весьма трудным делом. Тем более важно периодически обмениваться результатами исследований, сделанными на разных форпостах психологии, чтобы не потерять друг друга и самое главное - Человека, которого мы все по-разному изучаем. :)
  3. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Почему я поднял вопрос о достоверности результатов, полученных с помощью проективных рисуночных методов?
    Потому что несколько лет назад всю страну основательна потрясла история, как на основании подобного заключения "психолога" человека укатали на 13 лет на зону.
    http://flb.ru/info/49373.html
    Ибо если мы в измерительных инструментах начинаем уходить от количественных методов в сторону оценочных суждений, то неизбежно возникает опасность искаженной трактовки результатов теста, связанная с личностью измеряющего - конкретного человека с его слабостями, эмоциями и психологическими установками. В итоге - в том конкретном случае женщина, увлекающаяся БДСМ увидела эрегированный член там, где 6-летняя девочка нарисовала лишь хвост кошки, находящейся в хорошем расположении духа.. Хоп - и три сломанные судьбы..
    В итоге же мы имеем громадную дискредитацию науки психологии в целом.
    А оно нам надо, коллеги? (про поиск пресловутой истины, я вообще молчу)
  4. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Юрий Викторович,

    поддерживаю Вас в такой постановке вопроса. Но, увы, думаю, что
    большинству психологов банально НЕ ВЫГОДНО изобличать
    разные проективные тесты-игрушки в низкой валидности.
    Ибо это для них есть источник дохода. Не основной,
    но вспомогательный. Как говаривал, помнится, Юрий Михайлович
    Жуков с долей цинизма: "На так важно, что скажет методика,
    важнее с помощью методики установить контакт с консультируемым -
    чтобы он начал доверять психологу и стремился к встречам с ним".


    Так что... пока "индустриальные психологи", или "организационные
    психологи" (не занимающиеся частной практикой, а занимающиеся массовым
    применением методик в интересах организаций)
    не выделятся в самостоятельную ассоциацию (не отделяться от
    консультантов), ничего НЕ изменится. Эти 2 неравные по численности
    группы психологов (число консультантов на порядок больше!)
    очень медленно в нашей стране начинают понимать определенную
    разницу в своих интересах. В США по известным причинам это
    произошло на несколько десятков лет раньше.


    Кстати, преподавателям психологии в вузах тоже не выгодно
    изобличать тесты, так как очень мало останется тестов,
    которые можно рекомендовать студентам для выполнения
    ими курсовых и дипломных работ.


    Ваш АШ

  5. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Юрий Викторович, я тоже согласен с Вашей трактовкой проблемы. Рисуночные методы ни в коем случае не могут использоваться в качестве основной и единственной методики. Только в батарее! К сожалению, РНЖ большинством психологов-недоучек используется неверно. Даже преподаватели в моем ВУЗе не понимают их специфики. РНЖ, Рисунок семьи и Рисунок человека - это формы символической коммуникации испытуемого с психологом. Их можно использовать исключительно в функции эвристик. Клиническая психодиагностика - это особая сфера, где, в связи с низкой валидностью методов, высочайшие требования должны предъявляться к качеству и уровню подготовки психолога. Т.е. здесь обязан применяться стандарт специалиста. Этого в России нет. Клинический психолого - это редкий и штучный "товар".
  6. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Полностью согласен с этими словами! Проективные тесты- это отдельная и интереснейшая часть психодиагностики, которая дает возможность соприкоснуться с Бессознательным клиента. Но формальный и примитивный подход к рисуночным тестам губит все дело. Здесь, по моему мнению, должна быть гармоничное сочетание Анализа и Синтеза: с одной стороны - выверенные статистические закономерности и интерпретации того, что можно измерить и интерпретировать (размеры, углы. пропорции, расположение на бумаге и пр. - если предварительно определены корреляции с другими валидными методиками), а на другой чаше весов - профессионализм и творчество психолога, основанное на опыте, интуиции и эмпатии - и эту составляющую не стоит формализовать - потому что здесь начинается мастерство и искусство психолога, а искусство, как известно, не любит жестких рамок..
  7. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Золотые слова! Под каждым ставлю свою подпись!
    Кутеева Е.Н. и Тукачев Ю.А. нравится это.
  8. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Я предлагаю выступить с инициативой о недопустимости обучения бакалавров проективной технике. Хотя в каком-то из ФГОСов и указано, что они должны обучаться только стандартизованным методам, это требование не выполняется.
    Шмелев А.Г. нравится это.
  9. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Вряд ли такое категоричное требование пройдет, но то, что обучение проективным методикам должно осуществляться как минимум в две ступени - то это очень разумное предложение. На первом уровне специалист может выносить суждения только по четко определенным критериям, где ошибки толкования проективного теста сводятся к минимуму. И в заключении он тоже пишет что-то вроде "Специалист 1 уровня"", чтобы его выводы не носили решающего мнения. а были лишь рекомендательными. А после 2-3 лет работы над проективными тестами под руководством опытного наставника специалист может получить следующую категорию "Эксперт по проективным тестам" и тогда вес его заключения должен быть уже другой. // Это мои предварительные соображения - первый отклик на Ваше предложение, но сама проблема есть и надо искать оптимальные пути ее решения.
  10. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Почему не пройдет? Во ФГОС есть ограничение - только стандартизованные методы. Его нужно донести до сознания преподавателей.
  11. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума

  12. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума

    А.Г. Шмелеву: Я не возражаю. Кстати, тест Люшера с его своеобразной интерпретацией и полным отсутствием адекватной теоретической подоплеке может вызывать вполне заслуженную критику.Но, во-первых, его модификация - метод цветовых выборов достаточно убедителен (валиден) при измерении уровня тревожности, а во-вторых всегда мной рекомендуется как дополнительный при применении других личностных тестов- для коррекции данных с учетом его ситуативной чувствительности.
    Щербатых Ю.В. и Шмелев А.Г. нравится это.
  13. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Мой опыт работы с ним позволяет сделать похожие выводы - актуальное эмоциональное состояние он хорошо определяет, а вот выводы по личностным качествам - порой как пальцем в небо. Не подтверждаются ни личностными бланковыми тестами, ни диагностической беседой.
  14. Щербатых Ю.В.

    Щербатых Ю.В. Модератор Команда форума

    Донести то можно - но вот будут ли они эту информацию использовать как руководство к действиям? Большой вопрос... Как в старом анекдоте про слона и сторожа в зоопарке - "Съесть-то он съесть, но кто ж ему даст?" Мотивация бывает внешней (принудительной) и внутренней. Внешних рычагов ку нас нет, а над созданием внутренней мотивации у преподавателей придется крепко подумать, чтобы им было не выгодно легкомысленно относиться к продвижению проективных методик. Простым волевым решением группы добросовестных специалистов эту проблемы не решить ( ну, или я не вижу простых способов ее решения).
  15. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Кринчик Е.П. нравится это.