1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Сериал Куликова и Мармонтова "Взрыв" (2018)

Тема в разделе 'Киноклуб', создана пользователем Шмелев А.Г., 7 авг 2022.

  1. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума

  2. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума

    В работах генетика П.В.Эфроимсона тоже научно-исследовательский подход к проблеме альтруизма-агрессивности. Но это - не формализованный подход, а исследования с этико-моральной и естествоведческой позиции, так же как у упомянутых вами авторов.
  3. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    У него мне нравится идея про подвластность гения задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность. Но связь гениальности с составом мочи мне кажется несколько надуманной. Впрочем, если биохимический состав мочи действительно о чём-то говорит, то может быть и коррелятом альтруизма-агрессивности. Работ на эту тему не знаю. Недостаток формализации у Эфроимсона - скорее минус, чем плюс. Всё, о чём он пишет, принципиально формализуемо.
    Тукачев Ю.А. нравится это.
  4. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума

    В таком сопоставлении - большая натяжка, но Фанкенштей и Фрнкехойзер доказывали связь содержания в крови андрогенов и эстрогенов с наличием личностных свойств у людей-кроликов и людей-львов, а Изард и Томкинсон обнаружили роль баланса адреналина и норадреналина в кровотоке как фактора трусости-храбрости. Работы Губачева тоже подтверждают роль химических факторов в эмоциональных реакциях и устойчивых состояниях.
  5. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Значит, нравственность можно изучать.
  6. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума

    Да, но мене всего формализованным подходом, в последнюю очередь измерениями и подсчетами.
  7. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума

    Я имею в виду - не метод "граблей", когда количественные параметры реализуют научный поиск.
    Гипотеза, связанная с инсайтом, озарением, предвосхищением, опирающаяся на опыт и знания, на чувства и понимание - предваряет исследование.
  8. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Я бы еще данную книгу рекомендую:
    Харрис С. Моральный ландшафт. Как наука может формировать ценности людей

    У него есть выступление на ТED, там краткое изложение книги (основных идей и тезисов):
    https://www.ted.com/talks/sam_harris_science_can_answer_moral_questions/transcript?language=ru

    Хохлов Н.А. нравится это.
  9. Мартынова Е.А.

    Мартынова Е.А. Модератор Команда форума

    Чтобы понять, какое формируется представление о психологах в обществе и какие шаблоны будут осознанно и неосознанно заимствовать зрители (в тч и условно практикующие) для себя лично?)
    Но я вот с детства не перевариваю, не в состоянии смотреть сериалы
  10. Мартынова Е.А.

    Мартынова Е.А. Модератор Команда форума

    По мне нравственные идеалы могут быть большой поддержкой в занятии наукой, а нравственность в полном объеме и по сути с помощью одной лишь науки познавать и невозможно и бессмысленно) ссылки на литературу это скорее подтверждают. Правда, это вроде бы не противоречит тому, что Вы написали, Никита Александрович)
  11. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Всё это - резонёрство. Как писал в другой теме Н.А. Хрумалов (https://forum.ht-line.ru/threads/voprosy-teorii-razvitija-lichnosti.2102/), "действовать надо!".
  12. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума

    Нравственность - это позиция, а не личностная черта.
  13. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Мне кажется, что для исследования важнее эпистемологическая функция нравственности. Да, это позиция, но такая, которую можно считать фреймом в терминологии И. Гоффмана. Соответственно, она как направляет процесс познания, так и приводит к когнитивным искажениям.
  14. Мартынова Е.А.

    Мартынова Е.А. Модератор Команда форума

    Банальность напишу, но нравственность вообще не психологическое понятие, оно много шире и сложнее, чем попытки рабочих определений на конкретно-научном уровне, научно познавать и действовать вероятнее всего возможно только с тем, что удается операционализировать. И сама нравственность претендует на инструмент уровня гораздо более высокого, чем классическая наука. Поэтому иерархия показалась мне несколько надуманной. Обсуждение проглядела, спасибо)
  15. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Тогда предлагаю писать в статьях: "гипотеза не была верифицирована, потому что есть инструменты уровня гораздо более высокого, чем классическая наука". Интересно, как отреагируют рецензенты.
    Вообще говоря, познаваемость мира - это основа философской методологии любого научного исследования. Если мы отрицаем познаваемость мира, то сразу же уходим из научного мировоззрения в любое другое - мифологическое, религиозное, философское.
  16. Мартынова Е.А.

    Мартынова Е.А. Модератор Команда форума

    Я, честно говоря, действительно не могу себе представить, как отнесся бы к этому интересному предложению Эйнштейн. В убеждениях которого вера в познание, эстетика и этика были, возможно, переплетены нераздельно) Я скромно подразумевала всего лишь постнеклассическую рациональность. Веру или установку на принципиальную познаваемость мира я вроде бы не критиковала
  17. Мартынова Е.А.

    Мартынова Е.А. Модератор Команда форума

    Скорее я написала про оттенок редукционизма в таком подходе
  18. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Есть классическая наука и всё остальное. Неклассическая и постнеклассическая психология - это выдумки функционеров, которым нужно было получать финансирование на заведомо бессмысленные исследования, и не очень честных учёных, желающих скрыть свою неспособность получить нормальный научный результат. Отчасти - философские игры. Такой дефект научного мышления можно простить жертвам пропаганды, которая ещё имеет место в некоторых сектантских анклавах, но в мировой науке эта позиция вызывает в лучшем случае сочувственную улыбку.
  19. Мартынова Е.А.

    Мартынова Е.А. Модератор Команда форума

    Стоило ли тогда писать "доказывается в соответствии с принятым типом научной рациональности"? Но вообще для меня, конечно, новость, что Бора можно попробовать назвать функционером или не совсем честным ученым. Или, к примеру, Выготского, поскольку речь идет о психологии. Если так, позиция примерно ясна, правда, позиции мировой науки она, кажется, все-таки не вполне соответствует. Даже представители, убежденные, что теоретически возможно учесть и рассчитать все переменные, вполне признают, что наука это не более чем моделирование и что на разных уровнях действуют законы разного порядка
  20. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Психологи используют слово "неклассическая" как метафору. Никакого отношения к неклассической физике это не имеет. Я как-то попробовал поговорить на эту тему с кандидатом физико-математических наук, он потом долго смеялся и удивлялся, насколько некритично психологи заимствуют терминологию, совершенно не понимая, что за ней стоит. Можно сколько угодно использовать слова "аттрактор", "нелинейная динамическая система", "сингулярность" и т.д., но от этого неклассическая психология физикой не становится. Такие языковые игры приводят примерно к следующим выводам: смысл деятельности - это отношение мотива к цели; отношение - это разделить одно на другое, значит, мотив - это произведение деятельности на цель, а цель - это отношение мотива к деятельности.
    А ещё можно посмотреть на результат. Хотя бы одна научная проблема в психологии решена всеми этими неклассиками и постнеклассиками? Не воспроизводится ни один эксперимент. Работы Выготского написаны так, что воспроизвести их невозможно, а в тех случаях, где можно сделать что-то по аналогии, результаты оказываются иными (я об этом писал в связи с исследованием обобщений https://istina.msu.ru/publications/article/340267174/). Но здесь можно ответить, что в неклассической психологии воспроизводимость не является критерием научности. А что тогда критерий?
    Вообще говоря, есть два критерия - это прогнозируемость результата и метод известной добавки. Иначе возможна только описательная наука.
    Последнее редактирование: 15 авг 2022