1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Статья о валидности

Тема в разделе 'Общие вопросы', создана пользователем Завоеванная Н.С., 22 апр 2022.

  1. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемые коллеги,

    Буквально позавчера мне сообщил @Чупров Л.Ф., благодарю его, о том, что опубликована моя статья о валидности. Делюсь ею, надеюсь, кому-то будет интересно, а, может быть, даже полезно:

    Завоеванная Н.С. Измерение валидности как ключевой шаг в разработке психодиагностической методики // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2021. – № 4;
    URL: bulletinpp.esrae.ru/237-1333 (дата обращения: 22.04.2022).


    Я ее написала скорее в психотерапевтических целях, чем в каких-либо других: как профилактика эмоционального выгорания – высказать все, что «накипело», структурировать мысли. Мне всегда это помогает. Ее идея родилась еще прошлой весной¸ стала оформляться летом, в ходе работы над статьей для БРЭ, и окончательно оформилась осенью, в ходе обсуждений как здесь, так и на ФБ.

    Буду рада обратной связи.;)
    Последнее редактирование: 22 апр 2022
  2. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума

    Уважаемая коллега! Ваша статья - очень хорошая, но есть один важный момент, который в нескольких фразах выглядит так:
    многолетний опыт психодиагностических исследований ставит перед нами задачу дифференцированного подхода к тому, что представляет собой психодиагностика и психометрика.
    Процедура статистической достоверности обобщает главное в массиве обследуемых. А главное - это самые выраженные факторы. Но. как мы видим в жизни, самые выраженные в количественном плане проявления сводятся к антропотипическим реакциям, то есть к депрессии, тревожности или агрессии. В большинстве случаев по результатам обследования мы получим общую характеристику для всех обследованных, а весьма важные особенности останутся вне характеристики данной репрезентативной группы не будут признаны как достоверные. Они остаются в поле "слабых сигналов". которые как раз и раскрывают причину той же депрессии или тревоги, или агрессии, что весьма важную в социально-психологическом плане. А в том случае, когда целью исследования является конкретная личность, слабые (не общие) факторы имеют еще большее значение, но не подлежат статистическому анализу вовсе, так как количество вариаций личностных особенностей приближаются к бесконечности. Поэтому на курсах приходится учить психологов искусству психодиагностики, то есть более сложному подходу в расшифровке данных разных методик, не забывая, конечно, и о психометрике. Доброго дня!
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Уважаемая Людмила Николаевна, добрый вечер,

    Спасибо. Мне приятно:)
    Да, конечно, в случае диагностики в ходе индивидуального консультирования в целях оказания психологической помощи, в, так называемой, ситуации клиента, очень важно видеть личность за данными той или иной методики. Это возможно, только сочетая различные методики и методы, в том числе наблюдение, например.

    У меня не получилось это вместить в данную статью. Я думала , как это сделать, но "не вписалось" у меня в "картину" статьи. Хотелось четко донести одну мысль - валидность крайне важна и ее не так сложно измерить, а методика только выиграет от этого. Показалось, что введение сюда и ситуации клиента запутает читателя и утяжелит текст. Однако это неплохой повод, написать вторую статью:)
    Последнее редактирование: 22 апр 2022
    Шмелев А.Г. нравится это.
  4. Собчик Л.Н.

    Собчик Л.Н. Локомотив Команда форума

    Наталья, Вы напишете еще много хороших статей и книг, обещаю Вам это (только бы не было войны). В своем ответе вы обратили внимание на то, что касается индивидуального обследования в процессе консультативного приема - но это и не обсуждается. Я в основном говорю о массовом обследовании."В большинстве случаев по результатам обследования мы получим общую характеристику для всех обследованных, а весьма важные особенности останутся вне характеристики данной репрезентативной группы и не будут признаны как достоверные. Они остаются в поле "слабых сигналов", которые как раз и раскрывают причину той же депрессии или тревоги или агрессии, что весьма важно в социально-психологическом плане." Допустим, что депрессия в той или иной группе помимо общей тенденции, которая статистически подтверждается, связана у одних с неуверенностью в своем служебном положении, а у других - с утратой аффилиативной привязанности. А это статистика пропустит. Словом, психометрика огрубляет, упрощает психологический анализ, фактически регистрируя очевидные вещи, упуская психологически важные и имеющие свое продолжение в социальных последствиях проблемы. Если бы еще до афганской войны правители государств прислушались к мнению психологов, то сколько людей с обеих сторон этой мучительно долгой и бессмысленной войны остались бы в живых...
  5. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Людмила Николаевна, спасибо за разъяснение. Получается, что исследование надо строить таким образом, чтобы суметь выявить "слабые сигналы". С одной стороны, это усложняет нам дело (во-первых, этому надо научиться, во-вторых, это увеличивает различные трудозатраты), но с другой стороны, мы получим более...глубокое исследование. Так?

    Надеюсь и я, что дни мира нашего еще не сочтены. И хватит сил и времени написать статьи...
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  6. Леви М.В.

    Леви М.В. Локомотив

    А что, Наталья Сергеевна, насчёт собственно измерения валидности? Хотим формул!
    И прежде всего главного - меры связи с внешним критерием. Вот тут ещё фундаментальный вопрос - как внешний критерий измерять, либо фиксировать хоть в номинативных рядах ("больной скорее жив" или наоборот).
    Обобщение независимых характеристик? Да где компетентных и мотивированных экспертов взять (не говоря о надёжности и содержательной валидности самой формы оценки)? У нас судейский персонал так попытались оценивать и потом выстроить диагностическое решение - местного психолога так в обморок и "кидат".
    Или по объёму продаж "на морду лица", прости, Господи, выстраивать что-то там?
    Поощрения/взыскания, не к обеду будь помянуты? С ними в недавнем исследовании у нас психометрика не связывалась вообще никак.

    По какой статье сидит? В ФСИН - "ихнее всё", да только диагностику ведут почти всегда, когда они уже сидят, т.е. "поздно пить Боржоми".
    Клинический критерий? Вот проф. В.Д.Менделевич выстроил весовые коэффициенты пунктов "Ранних признаков алкоголизма", видимо, по критерию именно врачебного диагноза, так они получились очень странные, не говоря о своеобразии самих вопросов ("Играете ли Вы в домино во дворе после работы?") - у нас никак приличной Альфы Кронбаха не выходило, пока я эти множители не поменял.
    Вообще по внешнему критерию что-то выстраивать - своеобразное занятие, с надёжностью ждите проблем. И решайте их.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  7. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Максим Владимирович,

    Мы с Вами оба понимаем, что конкретные формулы зависят от типа шкал и от характера распределения "признака". Этих формул полно: коэффициент Пирсона, Спирмена, Фи-коэффициент или ужас моего диплома - коэффициент рангово-бисериальной корреляции, например. Да, внешний критерий выбрать сложно. И проблемы будут. Я об этом писала, кстати. Ну, что делать? Они всегда и везде будут. Всегда стараюсь их решать по мере их поступления. Чего и всем желаю.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  8. Алтухов В.В.

    Алтухов В.В. Модератор Команда форума

    Наталья, вечер добрый!

    Спасибо за статью и публикацию, прочитал. В целом, поддерживая то, о чем там написано, хочу поинтересоваться, на основании чего там есть лейтмотив "кризиса и отставания" отечественной психометрики?
    Ну и с точки зрения того, что все "ломается" в плане валидности в завершении работы над методикой - тут тоже не совсем так. Если грубо разделить валидность на теоретическую (содержательную и конструктную) и эмпирическую (критериальную и прогностическую), то как раз первая часть очень сильно зависит от начала работ, насколько верно и точно определен конструкт, описаны его индикаторы и пр. Движение в сторону Evidence-Centered Design в разработке психометрических инструментов уже само по себе "обязывает" закладывать на этапе создания контента методик заданий и утверждения, валидные относительно измеряемых качеств и свойств. То есть при правильном соблюдении рецепта страховка от не-валидности заложена на каждом из этапов разработки. А эмпирическая валидность - да, тут "как повезет", в том плане что если методика получилась интересная и востребованная, по ней может быть накоплено много данных, не всегда даже с напрямую ожидаемой валидностью относительно различных проявлений человека в жизни. Тут же не зря говорят, что "валидность теста - это валидность его рекомендаций".
  9. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Виталий, доброе утро,

    Спасибо за живой интерес к статье и замечания.:)

    По первому вопросу. Может быть, я не точно сформулировала. но я там говорю не столько психометрике , сколько об "отечественной психологической науки и практики", т.е в целом, в том числе и психодиагностике. Причин этому несколько:

    • я на ЭСПП 7 лет и на протяжении всех семи лет чуть ли не в каждой теме, в том или ином виде, говорится о тупике, о трудностях, которые мы не можем или не хотим преодолевать; даже здесь (см. комментарий выше); не работают значимые проекты ЭСПП, такие как МОНЭКС, например, и нет предложений, как и что с ним сделать, что бы он заработал;
    • у нас нет закона до сих пор о психологической помощи;
    • можно зайти в книжный и купить сборник тестов без всяких подтверждений, что ты психолог;
    • по психометрике цитируются, как правило, большинство зарубежных работ;
    • РСТП только в варианте для обсуждения опубликован 1 раз в журнале.

    Я очень хочу процветания отечественной психологии, но ведь, все, что перечислено - правда:oops:

    По второму замечанию. Да, конечно, содержательная валидность закладывается на этапе конструирования и наполнения методики. В статье я не раскрыла это, только упомянула РСТП. Надо было раскрыть Спасибо за это замечание. Мне остается только пояснить свои слова о том, что все "ломается" на последнем этапе. Я действительно так считаю. И вот почему Можно и нужно соблюсти требования по числу и наполнению шкал, формированию стимульного материала, провести экспертизу. Это повысит вероятность эмпирической валидности, но сколько раз бывало, что пункт, соответствующий всем формальным требованиям, не проходит по трудности и/или дискриминативности, либо не входит в тот фактор , в который должен. Приходится удалять пункты неработающие, менять модель факторную. И хорошо, если стимульный материал разработан с запасом, но такое бывает не всегда И часто на этом все заканчивается, не идут дальше не проверяют критериальную и прогностическую валидность. Или даже не проверяют конвергентную валидность. Иными словами, ремонтируются стены и фундамент у дома без крыши, что разрушает всю работу. Намного лучше подвести дом под крышу, и тогда она сохранит стены и фундамент дольше и качественнее, т.е содержательная и эмпирическая валидность взаимно подтверждают друг друга. И держат "построенный дом" методики. Или , если такая аналогия ближе , подтверждают вкус блюда, приготовленного строго по рецепту
    Алтухов В.В. и Шмелев А.Г. нравится это.
  10. Алтухов В.В.

    Алтухов В.В. Модератор Команда форума

    Наталья, пжт! Понял, что речь не только про психометрику (или может даже не столько, так как там как раз в большинстве случаев как раз знают про такие вещи).
    Про крышу и фундамент - хорошая аналогия, хотя на практике эмпирическая (даже практическая) и содержательная валидность могут вступать даже в некоторый конфликт. Условно какой-нибудь кейсовый инструмент может показывать хорошую согласованность с внешним критерием, при этом быть достаточно рассогласованным внутри (или не иметь под самой четкой теоретической рамки). А плотно сбитый личностный конструкт иметь понятную обоснованность и согласованность, но при этом не находить связей с практическими критериями. Может это истории про том, что не нужно молотком вкручивать гайки, но все же)
    Завоеванная Н.С. нравится это.
  11. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Может быть:). Виталий, а как часто такое происходит? Просто я почти с кейсами не работала...
  12. Алтухов В.В.

    Алтухов В.В. Модератор Команда форума

    С кейсами (или SJT форматом) - достаточно часто. То есть если просто сделать методику, в которой будет оцениваться какое-то целевое поведение через решение ситуаций, то она может показать неплохую эмпирическую валидность, но не факт, что за ней будет стоять какой-либо содержательный конструкт. То есть будет такая вполне комфортная беседка с хорошей крышей, которой особо и фундамент то не нужен. Но для целей укрыться от дождя или солнца вполне подойдет, но при этом фундаментальной архитектурной ценности иметь не будет. :)
  13. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Понятно. Спасибо.:)
    Алтухов В.В. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  14. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Удивительно, как я пропустил такие темы и дискуссии.
    Наташа, респект за статью и обсуждение!
    Завоеванная Н.С. нравится это.