1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Стратегия сканирования зрительного поля - диагностическое значение

Тема в разделе 'Хохлов Н.А.', создана пользователем Хохлов Н.А., 27 май 2021.

  1. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Уважаемые коллеги!

    Я сейчас пишу статью, посвящённую диагностическому значению стратегии сканирования зрительного поля в детской нейропсихологии. Обычно выделяют нормативную (слева направо и сверху вниз), фрагментарную и хаотичную стратегии, причём считается, что преобладание нормативной стратегии - это хорошо, а преобладание хаотичной - это плохо.

    У меня вопрос к участникам форума, имевшим дело с детской нейропсихологией (к практикующим нейропсихологам и тем, кто изучал детскую нейропсихологию). Каково диагностическое значение этих стратегий? Иными словами, если при обследовании вы обнаружили, что у ребёнка не сформирована нормативная стратегия сканирования, то о недостатке развития какой функции вы бы подумали? А если преобладает хаотичная стратегия или фрагментарная - какова была бы диагностическая гипотеза?

    Мне нужно понять, каково устоявшееся мнение специалистов по этому вопросу. И насколько оно является едиными и непротиворечивым.
    Шмелев А.Г. нравится это.
  2. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Никита Александрович,

    признаюсь, что не в курсе, кто этими вопросами у нас занимался.
    За пределами Вашей кафедры рекомендую допросить с пристрастием
    Бориса М.Величковского. Может быть, он на кого-то укажет (он -
    знаток зарубежных исследований в близкой области).


    С ув.
    АШ
    Хохлов Н.А. нравится это.
  3. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, спасибо за отклик! Я уже несколько месяцев читаю соответствующие работы, в том числе зарубежные. И там совершенно противоречивые результаты. Мои результаты также сильно отличаются от того, что написано в наших учебниках. Но меня сейчас интересует именно сложившаяся практика. Существуют же практикующие специалисты, которые на этот диагностический критерий обращают внимание и как-то его трактуют.
  4. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Недавно вышла моя статья на эту тему:
    Хохлов Н.А. Стратегии сканирования зрительного поля при проведении нейропсихологической диагностики детей и подростков // Вопросы психологии, 2021. – Т. 67. – № 5. – С. 76-89.

    Но уже после её выхода я узнал о том, что незадолго до этого была опубликована статья на похожую тему (исследование на совсем другом материале):
    Никишина В.Б., Никишина Е.И., Природова О.Ф., Петраш Е.А. Глазодвигательная активность младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости: как формировать методические материалы при их обучении // Вопросы психологии, 2021. – Т. 67. – № 2. – С. 43-53.
    И самое интересное, что в конце этой статьи вывод, очень похожий на мои предположения: "В основе данных нарушений лежит диффузное недоразвитие коры, которая отвечает за продолжительность фиксаций взгляда, а также теменной области, ответственной за зрительно-пространственную обработку зрительной информации и направление внимания. Кроме того, нарушения могут быть и в области врехних холмов четверохолмия, которые отвечают за интеграцию внутренней и внешней информации, планирование и инициации движения глаз" (с. 52).
    Последнее редактирование: 5 апр 2022