1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Угадайте автора цитаты

Тема в разделе 'Хохлов Н.А.', создана пользователем Хохлов Н.А., 15 фев 2021.

  1. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Маркс, Энгельс, Сталин в историю (теорию) психологии вошли. Даже Гитлер и Лев Троцкий. Молотов - это открытие. Никита Александрович, пора в историки психологии (как исследователь) входить с парадного входа. А то там сегодня в отечественной истории психологии лидируют Мазилов, Стоюхина и Костригин. Даже ваш покорный слуга занимает где-то 17-18 место.
    Последнее редактирование: 16 фев 2021
  2. Шилко Р.С.

    Шилко Р.С. 19.03.1978 - 22.11.2022

    Я тоже не вытерпел и стал искать в Интернете. Найти действительно непросто. Не уверен полностью, но вроде бы получилось. Причем более категоричные части этого фрагмента обнаружить в Интернете не удалось.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  3. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Итак, первая цитата отсюда:
    Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребёнка (Из цикла лекций по педагогике для родителей). Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве. – М.: Издательство «Правда», 1950. – 30 с. – С. 9-10.

    1.jpg 2.jpg 3.jpg
  4. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Спасибо, Никита Александрович!
  5. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    На отсканированном развороте (с. 11) есть ещё одна прекрасная фраза:
    "Так, психическое развитие наших советских детей определяется социалистическими отношениями нашего общества, всей той духовной атмосферой, которая окружает их; тем, что наших детей воспитывают в условиях трудовой советской семьи, что они учатся в советской школе, дающей им подлинно научные знания, формирующие у них коммунистическое мировоззрение; тем, что советские дети вовлекаются в жизнь коллектива школы и в работу детских общественных организаций".

    Я особо хочу отметить "подлинно научные знания, формирующие у них коммунистическое мировоззрение". Через год автор этих строк станет заведующим кафедрой психологии философского факультета МГУ.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  6. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Никита Александрович, согласитесь, что именно этого сейчас не хватает: "трудовой советской семьи", "дети вовлекаются в жизнь коллектива школы и в работу детских общественных организаций". И "подлинно научные знания, формирующие у них коммунистическое мировоззрение".
    В результате мы сегодня в образовании имеем то, что имеем. Полный развал воспитательной работы. Поломанные носы учительниц, беспредел учеников и т.п. Школа - консервативный социальный институт. Она опирается на багаж прошлых лет и десятилетий. Как в военных академиях будущие военначальники обучаются на опыте прошлых войн, так и в образовании. А какое прошлое у российской школы нового времени? Криминальные 90-е гг прошлого столетия.
    Последнее редактирование: 16 фев 2021
    Леви М.В. нравится это.
  7. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Думаю, что это так не связано. По крайней мере, я не могу согласиться с тем, что подлинно научные знания должны формировать приверженность идеологии - коммунистической или какой-либо другой. Они могут формировать научное мировоззрение, которое по определению вне идеологии. И вот этого научного мировоззрения как раз не хватает тем учительницам, которым ученики ломают носы. Не исключаю, что его не хватает и родителям этих учеников. Его вообще не хватает большинству людей - об этом очень удачно написал больше века назад И.П. Павлов: http://forum.ht-line.ru/threads/pavlov-i-p-ob-ume-voobsche-o-russkom-ume-v-chastnosti.2864/.

    Кстати, с точки зрения современной философии науки выделяют следующие виды мировоззрения: обыденное (житейское), мифологическое, научное, философское и религиозное. Понятия "коммунистическое мировоззрение" не существует. Думаю, что по своим признакам оно ближе всего к варианту религиозного мировоззрения: есть система догм, "святые" (памятники, барельефы, неосуществлённый проект пантеона), специальные места захоронений особо чтимых покойников (Мавзолей, Кремлёвская стена), "священные" тексты, обряды инициации (октябрята, пионеры, комсомольцы, члены партии, кандидаты в члены и члены политбюро ЦК КПСС), нетерпимость к представителям другой религии, вера в некое идеальное будущее - коммунистический "Рай на Земле", при желании можно найти аналоги мифа и керигмы и т.п.
    Последнее редактирование: 16 фев 2021
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  8. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    А вот тут, Никита Александрович, есть над чем поразмышлять и поспорить. Понятия "коммунистическое мировоззрение" - отечественный синоним "научного мировоззрения". Если раньше представители кафедр м.-л. философии и научного коммунизма широко и активно критиковали "буржуазного лжеученого" Людвига фон Берталанфи, то после 1991 года они все стали вмиг просто философами и социологами, а системный подход стали в хвост и гриву эксплуатировать и притягивать ко всем явлениям окружающей действительности и наук. Раньше за редким исключением в диссертациях "методологическая основа исследования" не включала перечисление классиков м.-л. и документов партии (КПСС), то сегодня - это "системность". Мы, конечно к 70-80-м гг дозрели до системного подхода, даже в психологии, но это был специфический подход в свете ленинской теории отражения (см.: Платонов К.К. Система психологии и теория отражения).
    Хохлов Н.А. нравится это.
  9. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Если это понятие действительно использовалось как синоним научного мировоззрения, то логика в приведённой цитате есть. Меня всё-таки не покидает ощущение, что теория деятельности была создана в интересах идеологии, причём коммунистической пропаганды в ней оказалось намного больше, чем собственно науки. У меня есть знакомые, которые серьёзно занимались изучением работ А.Н. Леонтьева, и вот они утверждают, что на самом деле он для себя эти вещи разводил и свои настоящие научные работы писал без какой-либо идеологической подоплёки. Но я увидеть эту грань никак не могу. Приведённый текст - это стенограмма научно-популярной лекции для родителей. И там нет ни одного научного аргумента, а лишь ссылки на идеологию. Завершается лекция цитатой Ф.Э. Дзержинского.

    Причём связь этой лекции с карьерой А.Н. Леонтьева очевидна. Я полагаю, что прочитана она была в 1949 году, а опубликована в 1950. С 1947 года Леонтьев - член-корреспондент АПН, с 1948 - член ВКП(б). Но уже в 1950 действительный член АПН, отвечающий за психологию, а в 1951 году - заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ. Мне очень сложно поверить, что он мог всё это время сохранять такую двойственность сознания, - говорить публично одно, а на самом деле делать всё это для создания условий для настоящей науки. Я не могу тут говорить определённо, но это повод задуматься. Наверняка среди участников форума есть люди, которые профессионально разбираются в работах Леонтьева.

    Вот у И.П. Павлова я такой двойственности не вижу. Более того, у него нет особой разницы между тем, что он писал до 1918 года и после. Хотя после смерти Павлова его имя использовалось в политических целях, при жизни он был подчёркнуто аполитичен, а его собственные взгляды существенно расходились с идеологией большевиков. Но за это его и уважали.
    Последнее редактирование: 17 фев 2021
  10. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Что касается Людвига фон Берталанфи, то это классический идеал рациональности с конкретизацией до неопозитивизма и в поздних работах до постпозитивизма. А вот теория деятельности - это неклассический идеал рациональности. То есть, тут расхождения фундаментальные ещё на уровне философской методологии. Это сейчас типичная ошибка в студенческих работах - пишут в качестве философской методологии неклассический или постнеклассический идеал рациональности, а потом системный подход. Или, наоборот, в качестве философской методологии классический идеал рациональности, а потом в качестве конкретно-научной методологии теорию деятельности.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  11. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Может быть, кто-то ещё предложит свои догадки по поводу этой цитаты. Сегодня вечером напишу правильный ответ.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  12. Федорченко В.В.

    Федорченко В.В. Активист

    Никита Александрович, спасибо за интересный пост и интересные комментарии. Вот приведенная цитата для меня спорна. Историки обращают внимание на то, что религиозные войны в своей основе имели экономические обоснования. Причем настолько веские, что папы римские (католики) в средневековье (примерно лет этак 400 подряд) привлекали наемников для подавление в разных регионах движений протестантов. Было ли основания нарушать догматические заповеди и убивать единоверцев? Да, если протестанты протестовали (не удержался от каламбура) против платы церковной десятины. Римские папы теряли не только доход от целых (и как правило экономически богатых) регионов, но и теряли рынки сбыта услуг в том виде, который был им доступен. Например - доход от привоза различных святынь и мощей. Как-то надо было зарабатывать на восьми сертифицированных головах Иоанна Крестителя, к примеру. Как бы не определяли религию - это прежде всего идеология для реализации экономических интересов правящего класса, к мировозрению это имеет отдаленное отношение. Механизмы внедрения идеологии на удивления одинаковые для разных религий в различных частях света. Вероятно, сам механизм внедрения идеологии, веками отработанный в различных религиях, и был взят для реализации после Революции 1917 года.
    Мне кажется, что Ваше ощущение в отношение "... что теория деятельности была создана в интересах идеологии, причём коммунистической пропаганды в ней оказалось намного больше, чем собственно науки." верно в том аспекте, что оно соответствовало идеологии и было направлено на её развитие. И не верно в том отношении, что идеология и наука могут быть независимы друг от друга. Хотя бы из-за единого экономического основания, для которого существует идеология и в котором развивается наука. Вероятно, важнейшим является то, что теория деятельности развивалась в интересах правящего класса - пролетариата. Это была очень большая, если не вся, часть граждан страны.
    Чупров Л.Ф. и Хохлов Н.А. нравится это.
  13. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Согласен. Поэтому я и написал "думаю, что по своим признакам оно ближе всего...". Для меня это повод для дискуссии, а не факт. В общественных науках не всегда просто различать эти категории.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  14. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    А как бы вы отнеслись к возможности развивать активность умственно отсталых школьников средствами пионерской работы?

    Я как-то купил подборку журнала "Дефектология" за 1970-е годы, там такое есть:
    https://disk.yandex.ru/i/kNQeVlBUyRJCFg
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  15. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Итак, вторая цитата принадлежит Б.М. Теплову:
    "Деятельность человека всегда имеет то или другое общественное значение. Если даже человек ставит перед собой только личные цели, всё же деятельность его своими объективными результатами неизбежно будет иметь какое-либо – положительное или отрицательное – значение для общества. Сознательность человека характеризуется прежде всего тем, в какой мере он способен сознавать это общественное значение своей деятельности. Уровень же, или высота мотивации, человеческой деятельности характеризуется тем, в какой мере общественные задачи (благо родины, интересы класса, задачи, стоящие перед производственным или учебным коллективом) становятся личными целями человека, мотивами его деятельности. Чем большее место в мотивах, побуждающих человека, занимает сознание общественного долга, тем выше его уровень мотивации. Основная деятельность человека – это общественный труд. «Духовный облик нынешних советских людей, – сказал товарищ Молотов в докладе, посвящённом тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, – виден, прежде всего, в сознательном отношении к своему труду, как к делу общественной важности и как к святой обязанности перед Советским государством»".

    Теплов Б.М. Психология: учебник для средней школы. – 8-е изд., восстановленное с оригинала 1954 года. – М.: Концептуал, 2019. – 255 с. – С. 198.

    В этом учебнике по психологии для школьников есть глава, посвящённая деятельности.
    Савин Е.Ю. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  16. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Ничего против не имею. Кстати, на экзамене по олигофренопедагогике мне как раз попался вопрос на эту тему. Кстати, работал воспитателем в п/л нисколько не отличаются от нормы в период летнего отдыха. Более того. У нас курсом раньше пара студенток занимались катамнезом выпускников вспомшколы. И однажды "нарвались" на секретаря бюро ВЛКСМ завода. Выпускник вспомшколы успешно с этой работой справлялся. Только по отзывам был мало инициативен. Старшим товарищам-коммунистам приходилось давать ему советы.
    Хохлов Н.А. нравится это.
  17. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Да, Виталий Васильевич, религия - это идеология. И эту идеологию протащили в Конституцию светского государства.
    Последнее редактирование: 17 фев 2021
  18. Федорченко В.В.

    Федорченко В.В. Активист

    От "угадайте цитату" мы легко переходим к обсуждению идеологии. Действительно интересная цитата.
    Чупров Л.Ф. и Хохлов Н.А. нравится это.
  19. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Современные авторы тоже радуют. Например, развитие детей в кружке "Юный косторез" - эстетическое воспитание при работе с костью мамонта: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11697853. Вот уж где соблюдаются традиции предков.
    Чупров Л.Ф. нравится это.
  20. Чупров Л.Ф.

    Чупров Л.Ф. 06.11.1951-14.07.2022

    Цитата из школьного учебника и должна была быть такой. Учебники для школ не являются научными произведениями, но они выходят огромным тиражом и подцензурны. Это только сейчас чиновники минобра перестали просматривать то, что рекомендуют.