1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Уйдет ли форум ЭСПП на "тот свет" вместе с поколением психологов из прошлого 20 века?...

Тема в разделе 'Общие вопросы. Новости от членов сообщества.', создана пользователем Шмелев А.Г., 15 авг 2022.

  1. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Коллеги,

    когда сегодня мы начали ветку воспоминаний о Леониде Чупрове, я пересмотрел ленту новостей на нашем форуме и... ужаснулся, какую заметную долю здесь занимают некрологи. И самое печальное, что это доля года от года все растет и растет. Уже не форум, а какая-то "братская могила" (раньше этим словом называли в переносном смысле сборники тезисов, а тут... едва ли в буквальном смысле об этом приходится говорить).


    ...Конечно, определенные объективные причины и обстоятельства частенько (как правило) оказываются сильней желаний - даже самых светлых и высоких желаний. Хотелось бы передать эстафету новому поколению психологов - молодых, пытливых, дерзких и критически мыслящих.

    Но... совершенно очевидно, что этим молодым людям сегодня гораздо удобней и проще создавать свои площадки для профессионального общения (в своем привычном стиле и на своем понятном языке), чем делать над собой усилие и "вписываться" в какой-то "чужой монастырь", о котором к тому же ходят разные слухи, что здесь "НЕ ДАЮТ НИКОМУ НИКАКОЙ СВОБОДЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ" (?!).

    Ну вот так мы и лишаемся преемственности и не срабатывает эстафета в передача опыта. А ведь некоторый опыт все еще было бы полезно изучить и перенять его у живых (еще пока) его носителей. В том числе и опыт борьбы за обновление психологической науки, за создание эффективной психологической практики, за появление отечественной культуры в разработке и использовании методик.

    Представить это трудно, но для меня лично время жизни пролетело... незаметно. Ибо каждый год, месяц, день и час был заполнен не спокойными размышлениями о течение времени, а постоянной гонкой по решению массы сиюминутных и архиважных задач, по изысканию ресурсов для их решения и так далее. Поэтому кажется,что только еще вчера Ученый совет факультета психологии МГУ дружно голосовал ПРОТИВ появления предмета "Психодиагностика" в программе высшего психологического образования,так что ...психодиагностика родилась в начале 80-х годов и развивалась на факультете немножко... гм... полуподпольно - не совсем под своим именем, лишь как раздел Общего практикума по психологии, не имея своего лекционного курса, не имея никаких традиций в МГУ.

    Казалось бы, только что я чувствовал себя этаким "диссидентом-новатором в нашей советской психологии" и... вот уже меня воспринимают "устаревшим сторонником устаревших подходов в психодиагностике". Или.. не совсем еще так? Но мне нередко кажется, что уже именно так... В моде и фаворе оказываются все новые слова и термины, которых раньше в психологии не было: "ассессмент", "пси-сегментирование рынка", "профайлинг", "диагностика на основе ИИ", "сетевое поведение", "нейронные сети", "цифровые следы" и... так далее. Конечно, поклонникам этих новых понятий и подходов хотелось бы затеять свои площадки для своего профессионального общения (тем, у кого на это появляется хоть какой-то ресурс свободного времени). Я это понимаю.

    Но ... мне все же порой кажется, что стык и передача опыта все-таки еще возможны. Возьмите, например, наш раздел "Психографика". Мы ведь пытаемся вместе в этом разделе (здесь прямо на форуме) испытывать возможности фактически простенькой нейросети, которой фактически является наша система ТЕЗАЛ. Да, она не обладает свойствами "перманентной самообучаемости" (что и отличает настоящую современную семантическую онлайн-сеть от старинный статической, однажды обученной экспертами, какой является сеть ТЕЗАЛ). Но... все же возможности этой системы - ее достоинства и недостатки, как мне кажется, заслуживают внимание. Не вижу этого внимания! Почему? - В чем причина разрыва? - Нас разобщают коммерческие интересы? Или что-то еще?

    А уж насчет проекта МОНЭКС тут мы говорили и спорили не раз. Казалось бы создан уникальный коллектив экспертов и уникальный инструмент агрегирования (автоматического объединения) их суждений о качестве методик. Но... инструмент этот простаивает и остается фактически не то, чтобы без дела, но фактически не освоенным. Вот так он и останется каким-то "дирижаблем, ушедшим в историю воздухоплавания"...


    Ваш АШ
    Последнее редактирование: 15 авг 2022
  2. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Эммм. Неудобно напоминать, но мы еще с Вами живы. Он может поменять площадку - это да. Но не уйдет.
  3. Завоеванная Н.С.

    Завоеванная Н.С. Администратор Команда форума

    Нам остается помнить того, кого с нами нет и думать о живых
  4. Ярославцева Е.И.

    Ярославцева Е.И. Локомотив

    Эммммм. Актуальная проблема, которая свидетельствует о том, насколько наши внутренние планы расходятся с тем, как развивается реальность.
    Александр Григорьевич, безусловно важный вопрос! И даже проблема.
    Все, что написано ниже, дополняется сейчас безусловной поддержкой того, что сделано. И все шаги к созданию данного портала, показывали четкое понимание организатора необходимости и самоорганизации этой деятельности. И это опыт бесценен. Можно открывать курсы по этой практике. Только этому не научиться, потому что повторить мотивацию и жизненный путь другого никому невозможно. Все мы делаем нечто уникальное...
    И - "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...".
    Но все-таки современность - это рванувшее вперед человечество... И мы спокойненько в нем сидим, летя - куда?
    Молодое поколение, как кажется, свято веря в свою свободу и самостоятельность, плавно обтекает те устоявшие в ровно таких же условиях развития, представителей, доказавших, что можно выжить, если что-то стремишься сделать. Наверняка они слышали об этом и верят в это. Но предметом рассуждения не было то обстоятельство, что надо настаивать и на противоположной парадигме поведения - на практике объединения и понимания друг друга, на выработке навыков интереса окружающему другому. На это, при существующей динамике отношений, уж точно нет времени, да и навыков - тоже.
    Представляется, что все, утверждающие свою самостоятельность, ставят свои вехи, образуя свои группы, где сталкиваются ровно с тем же эффектом, толкуя друг другу о своем. И это тоже самоутверждение. И все, пробежавшие вперед, дружно будут вспоминать о том, о чем им толковали, но что ранее они вспоминали редко. И наконец они и себя увидят со стороны, что не хватило силы на взаимодействие. Наверное, на таких дружественных взаимоотрицаниях и создается творческий научный социум.
    Может быть в осознании такой совсем не праздничной реальности, и нужно продолжать работать, а не "самозахораниваться". Правда тематику приходится расширять, менять предметность.
    Новая терминология позволяет играть, жонглировать и манипулировать, что, по существу составляет сегодняшний научный дискурс. Он, скорее околонаучный, поскольку реальность интерпретируется в разных терминах, одевается в чешую иноязычных слов (козырные термины), изучают скорее порожденных собственной деятельностью конструкты словесных проекций. А может они постепенно готовятся к переселению на жесткие носители, преодолевая в себе биологическую природу... Риск этого немал, так как кормежка обеспечена.

    Во всяком случае рисков творческого самоосуществления немало и их никто еще не изучал, да и не осознавал необходимость этого. И понятно - не успеваешь справиться с обсчетом многомерной реальности, создавая новые инструменты, а тут еще и каждый из вовлеченных в работу, сочиняет другие легковесные концепты, чувствует себя обиженным.
    Как кажется, любая деятельность возвращает нас к проблеме инфантильной агрессивности. Мечта об облегчении труда человека, передача рутинных функций машинам, электронным аппаратам, приводит не к благоприятным ощущениям, а к более раннему формированию претензий к окружающему миру, и к его представителям. Не случайно устойчивы и живучи заимствования терминов (пусть и переводных) об "умном" городе, жилье, и даже - интеллекте! Это все проекции современного поколения, которому хочется освободиться от напряжения, но быть на вершине пирамиды, владельцем ресурсов. Инфантильному человеку нужны заместители, лучше электронные, но критика и самокритика - не нужны. и всякие помехи дают в обратной связи только сообщение об ущемлении...
    Вот предметность, которую мы не включаем в нашу научную исследовательскую деятельность психолога, развивая цифровой инструмент ради инструмента, но не рефлексируя риски этих новых технологий. Живое освобождается от труда над собой, делегируя свои функции изобретенным программируемым устройствам.
    Проблема, мне кажется, в том, что передача функций волшебным устройствам лишает человека труда развития, преодоления естественных препятствий, гравитационного давления, что в конечном счете создает образ будущего как безмятежного существования и логичности претензий ко всем, кто только что вложил в индивида ресурсы, обеспечив развитие - как старшее поколение, коллеги, так и социальный субъект.
    Чувство благодарности, как осознание этого факта, практически исчезло из обихода, вырабатывая соответственную психологию у нового цифрового поколения, ПСИХОЛОГИЮ агрессивного иждивенчества, не ценящего даже свой уровень культуры.