1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Здесь ведем запись пользователей на тест "Топографическая Дезориентация" (TopDis)

Тема в разделе 'Шмелев А.Г.', создана пользователем Шмелев А.Г., 8 янв 2020.

  1. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Подробно описано здесь: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2010n2-10/302-balashova10.html
    Попова О.С. и Шилко Р.С. нравится это.
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    А вот мои неопубликованные данные - 325 детей 5-17 лет (диагностика в 2014-2020 гг.). Это только те дети, которых вообще учили пользоваться часами. По оси абсцисс - возраст в месяцах. По оси ординат качественные оценки от 0 до 12, где 0 - совсем не может пользоваться часами, 12 - легко пользуется часами, в том числе без циферблата.

    Image1.jpg

    Видно, что умение пользоваться часами активно формируется с 5 до 10 лет, потом какое-то время почти не меняется, а затем снова растёт с 14 лет. При этом даже у старших школьников эта способность не развита идеально. Кроме того, имеется большой разброс значений в целом. В связи с этим неспособность использовать часы со стрелками нельзя считать однозначным индикатором сниженных пространственных способностей; это действительно скорее проблема культурной нормы / культурной патологии.
  3. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    А вот процент детей, которых учили пользоваться часами со стрелками, в каждой возрастной группе:
    4-5 лет - 1,2%
    6-7 лет - 19,2%
    8-9 лет - 43,9%
    10-12 лет - 79,5%
    13-17 лет - 92,6%
  4. Савина Т.Ф.

    Савина Т.Ф. Участник

    Здравствуйте! Пожалуйста.включите и меня в список участников прохождения теста по ориентировке.Спасибо!
    Шмелев А.Г. нравится это.
  5. Меркулова О.П.

    Меркулова О.П. Участник

    Уважаемые коллеги!

    Совпало, что очередная рассылка об обновлениях форума пришла в более-менее свободный день. Поэтому с интересом прочитала всю тему.

    В части опросника, возможно, стоит учесть опыт ориентировочной деятельности. Например:

    Перед поездкой в незнакомое место, обычно Вы:
    =заранее даже не задумываетесь о том, где там находятся магазины, остановки и другие места, которые придется находить (когда проблема найти что-то возникнет, тогда и надо будет искать ее решение);
    =не изучаете карты местности, потому что это все равно не поможет сориентироваться на местности;
    =не изучаете карты местности, потому что любите неизвестность и предпочитаете ориентироваться сразу на месте;
    =изучаете карту местности, находите расположение объектов, которые могут быть нужны, стараетесь заранее проложить возможные маршруты.

    Когда приходите в новое для себя место, например, большой торговый центр, как Вы обычно стараетесь сориентироваться:
    =найти нужные отделы, спросив у кого-нибудь, и запомнить дорогу до них;
    =побродить по всему зданию, чтобы увидеть, что где расположено, и потом интуитивно находить нужное место;
    =найти стенд со схемой этажей, постараться ее запомнить или сфотографировать (или найти схему в интернете, мобильном приложении) и искать нужные отделы на основании схемы;
    =никак не стараюсь, так как все равно если отдел не виден сразу от входа. мне понадобиться помощь, чтобы его найти, или смогу запомнить дорогу, много раз побывав в этом месте.

    Еще мне понравилась гипотеза о связи топографической ориентировки и математического мышления.
  6. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Ольга Петровна, здравствуйте.

    Я внизу расставил ответы с 1 по 4 в порядке убывания
    баллов на ликертовской шкале. 1 - высокий уровень ориентировки.
    Вы согласны с моей расстановкой. Если нет, то могли бы дать аргументацию?


    Жду также участия в этом обсуждении Юлии Козловой (@Козлова Ю.С. ),
    которая активно включилась в работу над этим тестом.


    С ув,
    АШ



    Перед поездкой в незнакомое место, обычно Вы:
    3) =заранее даже не задумываетесь о том, где там находятся магазины, остановки и другие места, которые придется находить (когда проблема найти что-то возникнет, тогда и надо будет искать ее решение);
    4) =не изучаете карты местности, потому что это все равно не поможет сориентироваться на местности;
    1) =не изучаете карты местности, потому что любите неизвестность и предпочитаете ориентироваться сразу на месте;
    2) =изучаете карту местности, находите расположение объектов, которые могут быть нужны, стараетесь заранее проложить возможные маршруты.

    Когда приходите в новое для себя место, например, большой торговый центр, как Вы обычно стараетесь сориентироваться:

    3) =найти нужные отделы, спросив у кого-нибудь, и запомнить дорогу до них;
    1) =побродить по всему зданию, чтобы увидеть, что где расположено, и потом интуитивно находить нужное место;
    2) =найти стенд со схемой этажей, постараться ее запомнить или сфотографировать (или найти схему в интернете, мобильном приложении) и искать нужные отделы на основании схемы;
    4) =никак не стараюсь, так как все равно если отдел не виден сразу от входа. мне понадобиться помощь, чтобы его найти, или смогу запомнить дорогу, много раз побывав в этом месте.
    Последнее редактирование: 6 фев 2020
  7. Меркулова О.П.

    Меркулова О.П. Участник

    Александр Георгиевич,
    если соотнести баллы и Ваш комментарий, то я в растерянности. По баллам мне показалось, что 4 - отказ от ориентировки, а значит это должен быть низкий уровень ориентировки или высокий уровень дезориентации...

    Если все-таки 1 - это высокий уровень ориентировки, то я бы поменяла баллы у ответов, которым Вы присвоили баллы 1 и 2. Могу предположить, что Вы рассматриваете интуитивную ориентировку как "постпроизвольную" и считаете это наиболее высоким уровнем. Моя же исходная идея состояла в том, что целенаправленное занятий какой-то деятельностью способствует ее освоению, и наиболее высокий уровень - это целенаправленное выполнение деятельности. В данном случае - ориентировочной. Поэтому я бы приписала максимальный балл ответам про намеренное изучение карт и схем.

    Возможно, это несколько разные типы ориентировки: сразу на местности и по готовым картам. В современной культуре мы все чаще пользуемся именно готовыми картами и схемами, а не выстраиваем их сами. И это явно несколько разные действия: походить, побродить и какую-то свою личную систему ориентиров выстроить или соотнести уже готовую знаковую конструкцию с реальностью.

    Но в общем-то я не настаиваю.)
  8. Козлова Ю.С.

    Козлова Ю.С. Модератор Команда форума

    Ольга Петровна, спасибо за участие в обсуждении и интересное замечание про ориентировку по готовым схемам и самостоятельно!
    Я думала, как распределить баллы в Ваших вопросах и пришла к выводу, что надо разделить умение ориентироваться по готовым схемам и умение ориентироваться на местности – рассматривать эти два умения независимо друг от друга.
    Вопрос в том, как это сделать в рамках теста?
    Меркулова О.П. нравится это.
  9. Меркулова О.П.

    Меркулова О.П. Участник

    Юлия Сергеевна, да, согласна, что это все-таки разное. По поводу реализации в опроснике, как-то легче приходят в голову варианты вопросов с традиционной дихотомической шкалой, чем с лейкертовской шкалой с разными по содержанию вариантами. Степень согласия - может быть, и подойдет.

    В тех вариантах, которые я накидала, честно говоря, я ориентировалась на форму вопроса и вариантов ответа, которую Александра Георгиевич привел в качестве примера в исходном посте. И мне хотелось проиллюстрировать то, что я имела ввиду, а про теоретический конструкт и шкалу оценки в баллах как-то даже и не подумала сразу.
  10. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Ольга, извините, я проявил рассеянность и в процессе
    маркировки ответов поменял с точностью до наоборот ранги.
    1 - это высший уровень ориентировки.


    Спасибо за проявленную Вами критичность в восприятии...
    профессорской рассеянности (ну как бы еще оправдаться...).


    С ув,
    АШ




    Меркулова О.П. нравится это.
  11. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Сегодня исследовательская версия стала доступной в клубе КИТТ.
    Название у нее изменилось в стороны другого полюса той же
    самой шкалы. Это теперь Топ-Ор - "ТОПографическая Ориентировка".
  12. Тукачев Ю.А.

    Тукачев Ю.А. Администратор Команда форума

    Александр Георгиевич, а есть ссылка-приглашение сразу на тест, чтобы отправить её потенциальным участникам?
  13. Шмелев А.Г.

    Шмелев А.Г. Организатор Команда форума

    Юрий Александрович,

    ссылка, конечно, есть. НО...

    Я считаю, что такой бесплатный и практически полезный
    (фактически обучающий) тест - это подарок членам клуба.
    Надо вступать в клуб. Регистрация в нем теперь совсем не сложна - на сайте


    http://www.testbytest.ru

    Спасибо за вашу готовность содействовать популярности проекта КИТТ.

    Ваш АШ