1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Авторские исследования по детской нейропсихологии

Тема в разделе 'Хохлов Н.А.', создана пользователем Хохлов Н.А., 24 дек 2020.

  1. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    В этой теме я буду выкладывать свои публикации по детской нейропсихологии с кратким описанием основного результата. Участников форума приглашаю выкладывать свои авторские исследования. Важно, чтобы это была работа, в которой участник форума является автором или соавтором, чтобы можно было прямо здесь задавать вопросы.
  2. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Нейропсихологический подход к профориентации школьников // Профессиональное образование и рынок труда, 2015. – № 1/2 (14). – C. 28-30.
    https://istina.msu.ru/publications/article/9312680/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23588650

    В теоретической статье обсуждается возможность участия нейропсихолога в профориентации. Делается вывод о том, что участие нейропсихолога в профориентационной работе заключается как в выявлении и коррекции
    возможных нарушений развития, накладывающих ограничения на дальнейший выбор профессии, так и в диагностике индивидуальных особенностей мозгового обеспечения психических функций, благоприятствующих освоению определённого класса профессий. Описана практика реализации этого подхода при проведении консультаций в Центре тестировании развития "Гуманитарные технологии".
    Попова О.С. и Чупров Л.Ф. нравится это.
  3. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А., Демина М.Д., Солодчик П.О. Распространённость латеральных признаков и их диагностическое значение для нейропсихологического обследования детей 4-17 лет // Асимметрия, 2018. – Т. 12. – № 3. – С. 52-58. –DOI: 10.18454/ASY.2018.3.16315

    https://istina.msu.ru/publications/article/137481392/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35423664

    Приводятся описательные статистики результатов выполнения проб на латеральные признаки. Показано, что информация об отдельных латеральных признаках не имеет диагностической ценности в нейропсихологическом обследовании условно здоровых детей 4-17 лет. Можно выявить сочетания латеральных признаков, связанные с развитием отдельных психических функций, но они плохо поддаются содержательной интерпретации. При этом объяснительная сила этих моделей существенно выше в подростковом возрасте. Самым важным диагностическим признаком, который не имеет прямого отношения к признакам асимметрии, но при этом действительно предсказывает общий уровень нейрокогнитивного развития, является возможность зажмурить один глаз, не закрывая другой. Неспособность зажмурить один глаз можно рассматривать как один из признаков нейрокогнитивного дефицита. Эта закономерность сильнее проявляется до подросткового возраста.
    Последнее редактирование: 10 авг 2021
    Попова О.С. нравится это.
  4. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Нейропсихологические профили групп профессий, построенные методом экспертных оценок // Научное отражение, 2019. – № 1 (15). – С. 42-48.
    https://istina.msu.ru/publications/article/202506893/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38622452

    В статье приводятся результаты построения нейропсихологических профилей 24 групп профессий. Эти профили отражают востребованность 14 основных нейропсихологических характеристик для успеха в соответствующих профессиях. Экспертные оценки могут быть сведены к 4 латентным измерениям: «Слухоречевые функции», «Зрительно-пространственные функции», «Сенсомоторное развитие», «Произвольная регуляция» (объясняет 85,5% экспертных оценок).​
    В настоящее время результаты этой работы позволяют выдавать клиенту, прошедшему нейропсихологическую диагностику, диаграмму с указанием близости его результатов к каждой из 24 групп профессий. Пример: https://proforientator.ru/np_primer.pdf
  5. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А., Сердюк А.Е. Количественные оценки выполнения методики "Комплексная фигура Тейлора" детьми 4-17 лет // Национальный психологический журнал, 2019. – № 1 (33). – С. 88-108. – DOI: 10.11621/npj.2019.0109
    https://istina.msu.ru/publications/article/196746612/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38234124

    Впервые в России выполнена количественная апробация методики "Комплексная фигура Тейлора". Выборка апробации: 377 детей, из них 243 мальчика и 134 девочки в возрасте от 52 до 214 месяцев (средний возраст - 117 ± 42 мес.). Описана процедура проведения и количественной обработки результатов. Приводятся возрастные нормативы и траектории роста основных показателей. Проведена оценка валидности для каждой возрастной группы; обнаружено, что до подросткового возраста методика скорее оценивает общий уровень нейрокогнитивного развития, а лишь с 13 лет начинает работать на измерение конструктивно-пространственных функций и зрительной памяти. Обсуждается возможность применения методики для проведения скрининговой диагностики в школе.
    Попова О.С. нравится это.
  6. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Нейропсихологический подход к оценке способностей у детей и подростков // Психология способностей и одаренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, [21-22 ноября 2019 г.] / под ред. проф. В.А. Мазилова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. – C. 236-239.
    https://istina.msu.ru/publications/article/254897504/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41655240

    Рассматривается возможность оценки способностей здоровых детей и подростков по результатам нейропсихологической диагностики. Предлагается вслед за В.А. Крутецким относить к способностям особенности сенсорной, моторной и умственной сфер, от которых зависит эффективное овладение умениями и навыками в соответствующей деятельности. Наличие математически обоснованных возрастных нормативов позволяет выявлять опережение развития высших психических функций и состояние мозговых структур, являющихся их операциональными звеньями. По результатам нейропсихологического обследования можно обнаружить предрасположенность к определённой деятельности до освоения специальных умений и навыков. Приводятся примеры исследований, демонстрирующих перспективность нейропсихологического подхода к оценке способностей.
  7. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А., Юдина Е.А., Балашова М.В. Применение графомоторной пробы ("Забор") для оценки мануальной асимметрии у детей 4-17 лет // Асимметрия, 2020. – Т. 14. – № 1. – С. 42-51. – DOI: 10.25692/ASY.2020.1.14.004

    https://istina.msu.ru/publications/article/288186299/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42601354

    Приводятся возрастные нормативы выполнения графомоторной пробы, выборка апробации составляет 603 человека. Обсуждается возможность применения графомоторной пробы для оценки мануальной асимметрии у детей 4-17 лет. Предлагается два способа оценки выполнения пробы правой и левой рукой. В первом случае общая оценка даётся непосредственно при выполнении пробы. Во втором случае 5 показателей выполнения оцениваются по рисунку после завершения работы с заданием. Второй способ позволяет избежать влияния на результат исходных ожиданий диагноста. Для обоих способов построены модели логистической регрессии, предсказывающие праворукость или леворукость обследуемого с вероятностью до 95-97%. Модели позволяют оценивать степень выраженности мануальной асимметрии и принимать математически обоснованное решение о выборе ведущей руки в спорных ситуациях.

    Создано интерактивное онлайн-приложение для обработки результатов методики: https://nkhokhlov.shinyapps.io/zabor/
    Последнее редактирование: 10 авг 2021
    Попова О.С. нравится это.
  8. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Каковы различия между леворукими и праворукими детьми? [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2020. – № 1. – С. 67-74. – URL: https://bulletinpp.esrae.ru/230-1257
    https://istina.msu.ru/publications/article/292882328/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44319112

    Мы исследовали различия между леворукими и праворукими детьми, используя результаты нейропсихологической диагностики. В выборку вошли 570 здоровых детей в возрасте 4-17 лет (52 леворуких, 518 праворуких). Не обнаружено различий для большинства психических функций и школьной успеваемости. Леворукие дети имеют преимущество только в акустическом гнозисе и праксисе неведущей руки.

    Видео-доклад: http://psycholcenter.ru/np2019/
  9. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А., Словенко Е.Д. Нейропсихологические предикторы школьной неуспеваемости // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2020. – № 3. – С. 291-313. – DOI: 10.11621/vsp.2020.03.13

    https://istina.msu.ru/publications/article/320587754/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43936781

    Актуальность. Неуспевающие школьники характеризуются сниженным уровнем развития высших психических функций (ВПФ) по сравнению с успевающими. В то же время отсутствуют однозначные данные о том, снижение каких функций наиболее специфично для неуспевающих школьников. Неизвестно, насколько сильно отдельные нейрокогнитивные дисфункции сказываются на успеваемости, и каковы возможности компенсации изолированных дефектов.​
    Цели работы. Выявление нейропсихологических предикторов школьной неуспеваемости и оценка возможности детей и подростков нормально успевать в школе при наличии отдельных нейрокогнитивных дисфункций.​
    Методика и выборка. Для изучения особенностей нейрокогнитивного развития проводилась нейропсихологическая диагностика. Оценивалось состояние 4 бытовых функций, 14 ВПФ, а также общий уровень нейрокогнитивного развития. Вычислялся индекс изолированности-множественности нейрокогнитивных дисфункций. Для оценки успеваемости (средний балл по всем предметам) проводилась беседа со школьником и его родителями, изучение тетрадей и дневников. Выборка: 427 человек в возрасте от 6 до 17 лет (11,7 ± 3), из них 292 мальчика и 135 девочек.​
    Результаты. В 1-4 классах результаты нейропсихологической диагностики объясняют 24% дисперсии успеваемости, в 5-11 классах - 18%. При неуспеваемости преимущественно снижены мышление, внимание, слухоречевая память, а также общий уровень нейрокогнитивного развития. Среди бытовых функций сильнее всего снижена ориентация во времени. У неуспевающих учеников начальной школы возможно спонтанное развитие отдельных психических функций в процессе обучения. Единичные нейрокогнитивные дисфункции (в пределах 3) не приводят к снижению успеваемости.​
    Выводы. Для неуспевающих школьников на фоне снижения общего уровня нейрокогнитивного развития наиболее специфичны нарушения мышления, внимания и слухоречевой памяти. Ведущим предиктором неуспеваемости в 1-4 классах является недоразвитие внимания, а в 5-11 классах - сниженный уровень мышления. Доступные компенсации изолированные нейрокогнитивные дисфункции не оказывают негативного влияния на успеваемость.​
    Последнее редактирование: 10 авг 2021
    Никитина И.А. нравится это.
  10. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Соотношение видов обобщений у детей и подростков 4–17 лет // Актуальные проблемы культурно-исторической психологии: материалы Первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии (Новосибирск, 17–19 ноября 2020 г.) / Сост. Т.Э. Сизикова, Н.Н. Попова, О.А. Дураченко. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. – С. 349-358.
    https://istina.msu.ru/publications/article/340267174/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44470835

    Соотношение видов обобщений было исследовано у 619 человек в возрасте от 4 до 17 лет с помощью методики «Исключение предметов». Представлены нормативные данные выполнения методики в 6 возрастных группах. Проводится анализ траектории развития понятийного мышления у дошкольников и школьников. Обсуждается несоответствие полученных результатов концепции Л.С. Выготского, изложенной в работе «Мышление и речь».
    Последнее редактирование: 8 янв 2021
    Низовских Н.А. нравится это.
  11. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Знание названий пальцев как диагностический признак при проведении нейропсихологического обследования детей и подростков // Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 18–19 ноября 2020 г. / Под ред. А.Б. Холмогоровой, О.Д. Пуговкиной, Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной, О.В. Рычковой, Н.А. Сирота. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. – С. 833-835. – ISBN 978-5-94051-226-4.
    https://istina.msu.ru/publications/article/334979109/

    Успешность называния пальцев в современной нормативной выборке детей и подростков не соответствует литературным нормам. В 7 лет безошибочное знание названий пальцев отмечается только у 27,9% детей. К 10 годам половина детей может назвать все пальцы верно. Среди старших подростков ошибки допускают более четверти обследованных. Способность называть пальцы преимущественно отражает состояние речемыслительных функций, не имея прямого отношения к сенсомоторным процессам. Диагностическая значимость этого показателя растёт с возрастом. Несоответствие результатов литературным данным ставит более общий вопрос о необходимости регулярного пересмотра возрастных нормативов. Важно приводить не только средние значения, но и меры разброса, отражающие нормативные индивидуальные различия в детской популяции.

    Предварительное обсуждение: http://forum.ht-line.ru/threads/kak-svoi-chetyre-palca.2806/
    Никитина И.А. нравится это.
  12. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Хорошая идея! Но есть предложение: создать специальную ветку (на манер блогов), для выкладывания ссылок на личные работы авторов.
  13. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Я думаю, что в этом нет никакой проблемы. Те участники форума, у которых есть личные блоги, и так могут создать в своём блоге соответствующую тему. Если же такую тему захочет создать участник, у которого нет блога, то есть два варианта:
    1) создать ему личный блог (для этого потребуется согласие всех администраторов)
    2) создать отдельный раздел на форуме, куда перенести все подобные темы из личных блогов, и дальше создавать такие темы там.
  14. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Хохлов Н.А. Влияние порядка рождения на состояние высших психических функций у детей 4–17 лет // Cognitive Neuroscience – 2020: материалы международного форума, 11–12 декабря 2020 г., Екатеринбург / отв. ред. Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2021. – С. 240-243.
    https://istina.msu.ru/publications/article/352673444/
    https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45762678

    Влияние порядка рождения на интеллектуальное и личностное развитие активно изучается в дифференциальной психологии. Однако в детской нейропсихологии этой проблеме не уделялось достаточного внимания. В данной работе результаты нейропсихологической диагностики 605 условно здоровых детей в возрасте 4-17 лет сопоставлены с их порядком рождения. Оценивалось состояние 4 бытовых функций, 14 высших психических функций (ВПФ) и общий уровень нейрокогнитивного развития. Обнаружено, что первые и единственные дети характеризуются повышенным темпом работы и сниженным уровнем регуляторных функций по сравнению с последующими детьми. Факторный анализ результатов нейропсихологической диагностики показывает, что темп работы и регуляторные функции входят в один фактор с противоположными знаками. По-видимому, порядок рождения влияет на развитие тормозной системы мозга.
    Последнее редактирование: 25 май 2021
    Никитина И.А. нравится это.
  15. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Добрый день, Никита Александрович! Уточните, пожалуйста, о каких 14 ВПФ идет речь?
  16. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    Пётр Всеволодович, здравствуйте! Я здесь пишу лишь краткую аннотацию работы. Саму работу можно скачать по ссылке в системе ИСТИНА (внизу страницы раздел "Прикрепленные файл", дальше выбрать "Полный текст").
    По результатам нейропсихологической диагностики я оцениваю следующие показатели: темп работы, внимание, энергетическое обеспечение психической деятельности, зрительный гнозис, зрительная память, конструктивно-пространственные функции, тактильный гнозис, акустический гнозис, речь, слухоречевая память, динамический праксис, мышление, регуляторные функции, эмоциональная сфера.
    Кроме того, оцениваю бытовые функции: ориентация в пространстве, ориентация в собственной личности,
    ориентация во времени, адекватность отношения к обследованию.
    Традиционно в нейропсихологии гнозис, праксис, мышление и т.п. считаются высшими психическими функциями (ВПФ), т.к. они социальны по происхождению, опосредствованы по строению и сознательны и произвольные по способу функционирования (по А.Р. Лурии).
    Но у меня есть большие претензии к самому термину "высшие" функции. Об этом должна в этом году выйти большая обзорная статья (мучаюсь с ней уже 2 года, но в журнале всё время меняются требования по оформлению и числу знаков, поэтому переделываю сейчас в который раз).
    Последнее редактирование: 25 мар 2021
  17. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Спасибо за ответ! Меня тоже смутило сочетание количество + название (ВПФ). Давно убежден, что все ЗУНы человека имеют аналогичное строение с ВПФ. На это настойчиво указывал В.П. Зинченко, зазывая их "функциональными психическими органами".
  18. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    А Вам знакома книга?
    Ерзин А.И., Ковтуненко А.Ю. Нейропсихология антиципации-I: Монография. - М.: Академический проект, 2020. - 207 с.
    Ерзин А.И., Ковтуненко А.Ю. Нейропсихология антиципации-II: Монография. - М.: Академический проект, 2020. - 212 с.
    Там антиципация рассматривается как ВПФ.
    Поэтому при желании можно сделать и более обширный список. Тут вопрос подхода и терминологии.
  19. Яньшин П.В.

    Яньшин П.В. Лидер Команда форума

    Думаю, что аргументация за либо против использования устоявшейся терминологии должна состоять не в указании на монографии. Аргументация может быть, как Вы это сделали, через указание на единство психологической структуры и т.п. Мне показалось, что Вы против расширения списка ВПФ. Похоже, я ошибся.
  20. Хохлов Н.А.

    Хохлов Н.А. Администратор Команда форума

    1. Список ВПФ варьирует от учебника к учебнику. У меня перед глазами лежат более 10 учебников по нейропсихологии - в каждом немного свой набор ВПФ. В основном эти списки больше, чем были у А.Р. Лурии. Лекции по нейропсихологии в МГУ мне читала Н.К. Корсакова, которая давала свой список ВПФ.
    2. Следуя формальному определению ВПФ, высшей психической функций можно назвать всё что угодно, включая антиципацию. Указание на монографию как пример. Это не аргумент в пользу использования термина, а ответ на Ваше удивление по поводу того, что у меня указано 14 ВПФ. Вам показалось, что это много, но при желании можно было бы перечислить ещё больше.
    3. Мне не нравится термин "высшие психические функции", потому что я не согласен с тем, что они "высшие". Это противоречит эволюционному подходу, которого я придерживаюсь. Поэтому я бы вообще убрал из обихода этот термин. Его использование в советской психологии во многом связано с конъюнктурными соображениями и политикой. Научное обоснование там очень слабое.
    4. Я продолжаю использовать этот термин в своих публикациях, потому что по специализации я нейропсихолог, меня так учили, и я в основном обсуждаю свои работы с теми, кто этим термином постоянно пользуется. Надеюсь, что в этом году выйдет моя обзорная статья, где обсуждается необходимость изменения подхода к определению психических функций. Если это дальше закрепится в науке, термин постепенно выйдет из обихода.
    5. Поэтому я не за и не против расширения списка ВПФ. Я вообще против этого термина. Но если мы его пока используем, то список можно расширять до бесконечности.

    Из Ваших реплик я не понял - Вы против расширения перечня или против самого термина? В любом случае, напишите, пожалуйста, подробнее свою аргументацию.
    Последнее редактирование: 25 мар 2021