1. Уважаемые посетители форума ЭСПП!

    Для просмотра сообщений достаточно прокрутить данное сообщение, а для просмотра списка разделов - вызвать "Каталог".

    Для комментариев необходимо предварительно ознакомиться c Правилами Форума и пройти регистрацию!



    Для того, чтобы быстро ознакомится с возможностями форума, загляните в подраздел Для новичков.

    Если при входе на форум появляется сообщение об ошибке, попробуйте восстановить или сменить пароль, нажав здесь.

Психолог Екатерина Мурашова

Тема в разделе 'Обзор популярных изданий по психологии', создана пользователем Барлас Т В, 15 мар 2014.

  1. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Копирую из своего ЖЖ впечатления о книгах Е.Мурашовой с минимальными дополнениями. Стиль не вполне академичный, потому что писалось для блога, рассчитанного на неспециалистов. Но переписывать уже не буду. (Когда-то состояла с рецензируемым автором в краткой переписке, мейл скорее всего сохранился.)

    С книгами Екатерины Мурашовой познакомилась сравнительно недавно: сначала с одной, потом купила еще две. Оно того стоит, во всяком случае для меня, обремененной кандидатской степенью, доцентской должностью, необходимостью учить будущих педагогов-психологов (и просто психологов), репутацией практика среди студентов (теоретиков у нас полно) и почти полным отсутствием реального практического опыта.
    Так вот, для меня книги Мурашовой стали дополнительным подтверждением, что учим не тому (и это плохо). Но главное - что практическая психология работы с детьми таки есть - и это более, чем хорошо! Что опыт помощи детям можно формализовать, разложить на понятные и разумные советы и принципы и описать не только доходчиво, но и увлекательно - оторваться невозможно.
    Мурашова - психолог в детской поликлинике (неужели и у нас, в Москве есть такие? или только в Петербурге?), в самой что ни на есть районной. То есть (запомнившееся определение коллеги) - "от психологической сохи". Вот ребенок, вот измученные родители - "доктор, помогите" - и даже на объяснение того, что ты не доктор, не всегда хватает времени. Все книги основаны именно на этом опыте и предназначены не для профессионалов, а для родителей и интересующихся. Но "академический" профессионал, вроде меня, да и не только такой, скорее всего, найдет массу пищи для ума и профессионального роста.
    Первая книга, которую читала (она, кажется, и была первой) - "Ваш непонятный ребенок". Все упорядочено с непостижимой для психологии четкостью. Вот типичные проблемы для каждого возраста, скажем, дошкольник: капризы, гипердинамические дети, агрессия, страхи, интеллектуальное развитие и подготовка к школе, развитие речи. Каждая глава начинается с истории реального ребенка, потом краткая теория (тоже с жизненными случаями), рекомендации для родителей, раздел "чем может помочь специалист - врач или психолог" - и завершение истории, с которой началась глава: как помогли этому конкретному Васе, Пете, Анечке и что с ними стало.
    Вторая прочтенная книга "Дети-тюфяки и дети-катастрофы" имеет примерно такую же структуру, но посвящена всего двум подробно рассмотренным детским проблемам, одна из них - очень актуальный синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Вы не знаете, что такое СДВГ? Вам повезло Впрочем, родителям детей с СДВГ, которым эта книга попадет в руки вовремя, тоже скорее всего повезет.
    Третья книга, "Лечить или любить", менее однородная; она составлена из статей, который автор в свое время печатала в журнале "Сноб". Некоторые из них - скорее эссе, размышления - это интересно, но все-таки не так, как потрясающие истории. Они короче и менее дидактичны, чем в первых двух книгах. Здесь есть и удачи психолога, и неизбежные неудачи, и истории без конца - клиент не пришел, поэтому чем все кончилось, неизвестно.
    Есть истории, которые я бы назвала "диагностическими", их соль - в догадке психолога о сути проблемы, помощь остается "за кадром". Иногда автор и "диагностическую разгадку" подает "пунктиром", намеком - меня, с образованием и ученой степенью она приводит в восторг, но и в недоумение: неужели непрофессионал поймет? Наверное, поймет, иначе статьи и книги не пользовались бы успехом. В этих сюжетах печатляет то, как часто "скелеты в шкафах" и нерешенные конфликты родителей отзываются трудностями и болезнями детей.
    А есть истории, где вся "соль" в решениях, предлагаемых психологом, причем из-за за отсутствия возможности для глубокой психотерапевтической работы эти решения иногда оказываются ну очень неожиданными. Взращивать яблоневый сад. Папе тщательно изучить современные рок-группы. Отдать ребенка, который почти не говорит, в шахматный кружок. Овладевать грамотой под кроватью. Делать уроки в два часа ночи. Иногда оказывается достаточной единственная встреча, хотя такие "чудеса" случаются гораздо реже, чем хотелось бы. В общем, жизнь и житейские поступки таки могут помочь не хуже длительной психологической работы (это не значит, что когда есть возможность, такая работа не проводится - и эти истории в книгах тоже есть). Что вселяет надежду.
    Короче, книги Мурашовой очень помогут думающим родителям. И будут интересны всем, кто интересуется психологией обыденной жизни.

    Когда начался учебный год, оказалось, что эти книги - прекрасное подспорье преподавателю.
    Весь семестр я читала второкурсникам (группа слабая, но мотивированная), у которых вела Общую психологию, истории из практики психолога, в контекст теоретическим темам, которые мы проходили. Шло "на ура", и подозреваю, если что-то в головах потом останется, то именно эти истории, а не теория. Читаю, потом вместе обсуждаем и связываем с теорией.
    Истории брала не только из книг Мурашовой, но большинство - именно из них. Одна история, хорошо ложившаяся на тему "формирование характера" была не из ее практики психолога, а из личных воспоминаний, ее героем был рано умерший одноклассник автора.
    История для меня в общем жизнеутверждающая, невзирая на смерть героя. Прочла, открыла рот, чтобы как обычно задать первый вопрос. И посмотрела на ребят...
    Я никогда не видела у них таких лиц... Растерзанных подступающими эмоциями. Может, показалось, но у нескольких виделись подступающие слезы.
    Я поняла, что никакое теоретическое обсуждение здесь неуместно. Сделала паузу, потом что-то объяснила сама. Потом понеслись дальше. Но лица эти со мной останутся...
  2. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Татьяна Владимировна, спасибо, что перенесли текст сюда. С Вашего разрешения я удалю его на другой ветке, чтобы читатели здесь с нами его обсуждали. Признаться, я этого автора не знала. Сегодня погуглила и увидела, что Екатерина Вадимовна Мурашова очень интересный человек, с двойным образованием. Дважды окончила Ленинградский гос. университет - сначала биофак, а потом, спустя почти десять лет, психологический факультет по специальности «Возрастная психология». Это я сообщаю в рассчёте на читателей. Вы всё и сами знаете. У нее есть блог на сайте Сноб http://www.snob.ru/profile/5591/blog

    То, что Вы написали, меня очень растрогало. Особенно реакция студентов. Но надо иметь еще немалый педагогический талант, как у Вас, чтобы вмонтировать в ткань занятия совместное прочитывание со студентами популярных текстов. Как Вы это делаете? Я не умею. Если можно поясните, какая у Вас была тема и прикрепите текст того рассказа про одноклассника, если у Вас есть электронная версия этой книги. Здесь есть такая возможность. Я еще почитаю он-лайн отрывки из книг Мурашовой и тогда напишу свое впечатление от ее текстов.
    Последнее редактирование: 15 мар 2014
    Барлас Т В и Тукачев Ю.А. нравится это.
  3. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Ирина Павловна, я нашла этот текст в сети и постараюсь его прикрепить. С той ветки наверное можно удалить.
    Этот текст (хотя его так и не удалось обсудить) шел на занятии по теме "характер". Я опиралась в основном на учебник Гиппенрейтер, там есть несколько страниц про образование свойств характера на базе его первичных измерений (с примерами из Ганнушкина; но в примере у Мурашовой вместо психопатии - тяжелый соматический диагноз), а также соотношение характера и личности. Тема эта интересна, но трудна, потому что в учебниках излагается достаточно абстрактно. А история эта дает богатый материал на соответствующие темы, плюс роль семьи и воспитания, плюс очень мощный нравственный "заряд".
    Если честно, я не знаю, как это получается, скажу лишь что процесс интуитивный, и записей в процессе подготовки такого занятия почти нет (изредка я заранее записываю вопросы к тексту). Сейчас понимаю, что надо хотя бы задним числом что-то записать, чтобы не забылось до следующего учебного года. Но пока это лишь планы...
    Шкуратова И П нравится это.
  4. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Собственно, рассказ

    Вложения:

    Шкуратова И П нравится это.
  5. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Татьяна Владимировна, какой замечательный рассказ. Спасибо,что познакомили нас с его автором.
  6. Шкуратова И.П.

    Шкуратова И.П. Модератор Команда форума

    Татьяна Владимировна, я так поняла, что Вы сами прочитали текст Мурашовой вслух на занятии со студентами, а потом планировали его обсудить.
    Хочу Вас спросить об организационной стороне дела. Как Вы успеваете на семинарских занятиях опросить студентов по основным вопросам и при этом позволить себе отвлечение на обсуждение таких текстов? Я даже не по всем вопросам иногда успеваю опросить студентов.
    Спасибо, что Вы своей информацией подняли важную методическую тему, а именно, как можно включить использование научно-популярной литературы (и даже художественной) в педагогический контекст. В принципе, Ваш пример, может рассматриваться как метод кейсов.
    А еще спасибо Вам за то, что мы с Вами тестируем возможности новой площадки. Мне они определенно нравятся. :)

  7. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Последнее редактирование модератором: 18 мар 2014
  8. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    Татьяна Владимировна спасибо огромное!
    Мне очень понравился автор,а то уже думал,что у нас совсем никого не удастся найти вроде И.Ялома.
    Если Вам будет не трудно хотелось бы еще узнать подобных авторов.
    Практический опыт бесценен.:)
  9. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Здравствуйте!
    К сожалению, не нашла в профиле имени-отчества, приходится так обращаться.
    Спасибо за добрые слова в адрес Екатерины Мурашовой, я бы правда ее сопоставила не столько с Яломом, сколько с Милтоном Эриксоном - мне представляется нечто общее в стиле работы.
    Как ни странно, но задумалась и поняла, что не так уж мало у нас пишущих авторов - психологов-практиков. Почему-то дамы вспоминаются. Приведу три имени, все на мой взгляд заслуживают внимания.
    Екатерина Михайлова. Она не идет по разряду "популярных авторов", но ее самая удачная на мой взгляд книга "Я у себя одна" - для любого думающего человека, более того, даже чтение обладает немалым психотерапевтическим потенциалом. Периодически перечитываю ее фрагменты в тяжелые минуты.
    Людмила Петрановская. Книг ее, к сожалению, не читала, они больше о детях и семейном устройстве (неактуально), знаю ее по блогу в Живом Журнале - там встречаются тексты с блестящим изложением очень нужных вещей, которых почему-то, кроме нее, никто не излагает так понятно и одновременно без упрощения. Она довольно активна политически и много пишет о психологической интерпретации политических событий, на мой взгляд, тонко и интересно.
    Татьяна Губина. Читала только одну ее книгу, о приемных детях и семейном устройстве. Оторваться невозможно.
    Халипов Д.Ю. нравится это.
  10. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    Можно просто Дмитрий,есть на форуме тема которая объясняет как найти имя отчество,но поскольку лично меня спасла Ваша подпись,то отсутствие подписи мой недочет:)
    С Яломом нечто общее обнаружил в детективном сюжете определения диагноза,стиль работы для меня не был на первом месте.
    Спасибо,спасибо,- обязательно воспользуюсь Вашими подсказками и прочитаю этих авторов,и конечно попытаюсь разрекламировать:)
    Более того,уверен,что всплывут еще новые имена.
    С уважением Дмитрий.
  11. Барлас Т.В.

    Барлас Т.В. Модератор Команда форума

    Спасибо, Дмитрий Юрьевич, отвечаю с отчеством, чтобы показать, что с помощью вашей подсказки нашла, где смотреть отчества :)
    Ваше мнение о названных и других авторах на этой площадке, безусловно, будет интересно.
  12. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    Ой,я предпочитаю все же Дмитрий,не столько в силу борьбы с возрастом,сколько из стремления установить более непосредственные и доверительные отношения,уменьшить дистанцию.
    Буду стараться не подвести оказанного доверия:)
    Времени на все не хватает,но ради такого форума "будем искать".
    С уважением Дмитрий.
  13. Неяскина Ю.Ю.

    Неяскина Ю.Ю. Участник

    из
    Из пишущих психологов-практиков - Наталия Белопольская, "Такие неformatные дети", "Такие неformatные взрослые" - в жанре "психологические новеллы", очень нравится...
    Халипов Д.Ю. нравится это.
  14. Халипов Д.Ю.

    Халипов Д.Ю. Участник

    Юлия Юрьевна спасибо.:)
    Может стоит выделить отдельную тему,мы уходим в оффтопик,а услышать все предложения просто необходимо.
    С уважением Дмитрий.